Ирина Коптяева вместе с супругом и кровным сыном Димой приняли в семью двоих детей, сестру и брата, увидев их видеоанкету, созданную фондом «Измени одну жизнь». Кристине тогда было 3,5 года, а ее брату Деме - 1год 9 месяцев
О том, какую роль в поисках ребят сыграла видеоанкета, почему именно настойчивость будущих родителей помогла добиться встречи с детьми, в чем были сложности адаптации, чему научились малыши и взрослые, став семьей, какие способности и увлечения детей открылись, рассказывает Ирина.
Кристина и Дема (на руках) в семье, с папой и страшим братом Димой.
О пути к приемному родительству
Мы живем в Архангельске. Нашему кровному сыну Диме 10 лет. Приемным детям — Кристине и Деме скоро исполнится 8 и 6 лет соответственно.
Как все начиналось? В 2013 году я познакомилась со своим будущим мужем и сразу призналась ему в своем диагнозе «бесплодие». Он ответил, что готов к приемным детям, и сказал об этом без какой-либо заминки.
Читать также — Стоит ли уговаривать мужа усыновить ребенка: три мнения
Через 10 месяцев жизнь преподнесла нам сюрприз — я забеременела. Некоторое время после рождения старшего сына мы вернулись к разговору о том, чтобы принять в семью ребенка. Вернулись к этому разговору не сразу, так как кровный сын родился с инвалидностью, и нам потребовалось время.
О кровном сыне
Старшему сыну Дмитрию сейчас 10 лет. В три года ему поставили диагнозы: «расстройство аутичного спектра», «внутриутробное повреждение головного мозга (гипоксия)» и «легкая форма умственной отсталости».
Дима очень добрый, умный и творческий. Сейчас он посещает коррекционную школу, занимается с индивидуальным тренером в бассейне, с педагогами — ПАП (прикладной анализ поведения), проходит ЛФК, рисует, лепит. Ему очень нравится заниматься музыкой.
О поиске детей
Когда искали ребенка, указали, что у него не должно быть ментальной инвалидности, синдрома ФАС, психиатрии в анамнезе. Это было связано с диагнозами кровного сына. Остальное- внешность, пол, возраст – для нас не имело особого значения.
Кристина в видеоанкете фонда «Измени одну жизнь».
Дема в видеоанкете фонда «Измени одну жизнь».
База видеоанкет: часто задаваемые вопросы
На вопросы об инвалидности ребенка (отсутствия конечности или глаза) муж не задумываясь отвечал: «А что, это не дети?» Такой же была наша позиция по сиблингам.
Если сердце скажет, что это наши дети, то мы были готовы принять двоих или троих ребят. «Какая разница: суп варить для одного или троих?» — спрашивал муж.
Так, в конечном счете, и получилось. Варим для троих детей теперь, чему очень рады.
О видеоанкетах
ШПР мы закончили в октябре 2020 года. 13 ноября 2020 встали на учет у регионального оператора Архангельской области.
На сайте фонда «Измени одну жизнь» я увидела видеоанкету Кристины и Дмитрия в декабре 2020-го.
Читать лонгрид — Как мы создаем видеоанкеты
В моем окружении есть подруги, которые уже приняли детей под опеку или усыновили их. Мамы очень активно помогали нам с мужем, отправляли фото и видеоанкеты детей со всей страны, поскольку мы не ограничивали себя одной Архангельской областью.
Кристина и Дема в с семье.
Сложно передать то чувство, когда включаешь видеоанкету, а там живые ГЛАЗА детей, которые уже твои. Я «присвоила» себе Кристину и Диму СРАЗУ! Сомнений не было ни секунды.
Первое, что помню, это взгляд Кристины. Растерянность, некая зажатость… Еще то, какие они оба малюсенькие, при этом совсем не похожи на себя на фото в анкете базы данных. То, что они еще меньше, чем мне показалось в ролике, я увидела уже в Кызыле, когда к ним прилетела.
Видео анкета передает то, что фото дать не может — ЭМОЦИИ детей и реакцию взрослого на них! Это энергетика, которая в глазах, движения, реакция на происходящее… Это была не первая анкета детей, которые мы просматривали. Но тут с первой секунды было принято мое решение, даже до того, как я показала видео мужу. Я просто ему написала, что «дети наши нас ждут».
Мы показали видеоанкету ребят своим родителям, друзьям, близким. И только один раз родители попробовали нас отговорить. Не получилось! Больше к этому вопросу не возвращались.
О том, что дети нас дождались
Сложнее было найти номера телефонов органа опеки и регионального оператора города Кызыл. Но я смогла, и мы тут же столкнулись с ответом опеки: «Федеральная служба (Москва) отправила нам запрос на детей. Звоните через 10 дней». В агентстве каждый раз отвечали, что «вот прямо за 30 минут до вас взяли направление».
Дима с Демой и Кристиной.
В итоге 26 декабря 2020 региональный оператор мне сообщил, что детей забирают другие кандидаты после новогодних праздников. Это было очень сильное потрясение!
Спасибо органам опеки города Кызыл и региональному оператору. Они с большим участием отнеслись к моей настойчивости. И эта настойчивость была все же вознаграждена.
8 января мне сообщили, что предполагаемые претенденты отказались от детей. В первые же минуты рабочего дня я дозвонилась в Москву, в Федеральную службу и заверила, что готова прямо сейчас купить билеты и отправиться за детьми.
О знакомстве с детьми и о дороге домой
18 января 2021 года я прилетела в Кызыл в 7 утра, а в 9 часов была уже в опеке. Кристина с Демой была в разных учреждениях, потому что Кристине в тот момент было больше трех лет. А Демочке всего 1 год и 9 месяцев.
Я познакомилась с ними. Дема в первые пять минут даже плакал. Но вскоре на удивление всех успокоился, стоило только взять его на руки и пошептать ему нежности.
Кристина на первой встрече выглядела замкнутым ребенком. Неудивительно, ведь она уже в этом возрасте многое осознавала. Были другие претенденты, которые знакомились (в основном, онлайн) и после отказывались от ребят. Мне, на удивление, не было сложно, я была уверена в нас. Ведь с покупкой билетов в Кызыл мы купили сразу билеты домой и себе, и детям.
Помню, как Кристина пришла на первую встречу: она опустила голову, не разговаривала, не смотрела, но куколку приняла, послушала все, что я говорила, а потом, уже в группе сказала, что за ней «приехала красивая мама».
Утром 21 января 2021 года вместе с детьми мы вылетели из Кызыла. Дети были крохотные просто малюсенькие, ниже нормы. Мне даже пришлось покупать кенгурятник, чтобы комфортно было лететь обратно.
Дема ходил плохо, просто делал шаг и падал. Были и другие нюансы по здоровью. Сейчас мы все сгладили, у нас все отлично.
Глядя на фотографии тех моментов, на глаза детей, понимаю, что они были в шоке. Приехала незнакомая женщина, забрала их и отвезла куда-то. Особенно это было заметно по Кристине. Она старше Демы, осознаннее.
Об адаптации
У Дёмы была и есть депривация, потому что его после рождения сразу же перевели из перинатального отделения в дом малютки. Он не провел с кровной мамой ни секунды.
Читать также — Травма потери в младенчестве: что внутри?
Поэтому дома он часто просится на ручки, хочет с мамой полежать, маму обнять, поцеловать. Кристина нежная, внимательная, добрая, но ершистая, с характером.
Кристина. 1 сентября.
Были моменты, что у меня не хватало сил, просто опускались руки. Это было, когда у старшего ребенка случался очередной регресс, откат в развитии, несмотря на все наши усилия по медицине, терапии.
Кровный сын, как и мы, проходил период адаптации. Проходил тяжело. Это вылилось в повышенное потребление сладкого, к которому он раньше был равнодушен.
Читать также — Как подготовить кровных детей к появлению приемного
В тот момент это сказалось на его здоровье, но сейчас мы контролируем потребление сладостей, и состояние здоровья Димы сильно не ухудшается.
Дима тепло принял ребят, когда мы прилетели. Он учился замечать их присутствие, учитывать их мнение, играть совместно. Сын сыграл важную роль в адаптации младших. Когда дети приехали, у него был праздник. Потом он понял, что это не гости, это навсегда, и расслабился… Младшие не уедут)
Сейчас у них взаимодействие очень плотное, ребята к нему хорошо относятся, они понимают, что он особенный, что он добрый, то есть, он их старший брат, а они для него младшие брат с сестрой.
Вместе играют и в прятки, в настольные игры, ездят на лыжах, коньках, ходят в студию рисования, лепки, посещают театры.
О развитии детей
Кристина с Демой были крохотные, малюсенькие, сейчас они уже нагоняют все нормы. Сначала Кристина плохо понимала русский язык, и мы «нагоняли» словарный запас со скоростью повторения 100 слов в секунду!))) Демушка не говорил сначала. Зато как начал, так до сих пор выдает пулеметные очереди диалога и вопросов)))
Ребята спортивные, через пару недель после приезда начали ходить в бассейн к индивидуальному тренеру, и он детей хвалит. Ходят на акробатику.
Загадать желание и задуть свечи хочется сразу всем!
В прошлом году Кристина пошла в первый класс, мы ее записали в хореографическую студию. Дема начал заниматься карате кекусинкай, получил белый пояс.
А первое время он не мог ходить из-за деформации пальцев стопы. Врачи говорили про операцию, но прошел год, и ребенок стал нормально передвигаться. Помогли специалисты: остеопаты, массажисты, спортивные упражнения, процедуры.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
О ресурсе
Мы рассчитываем только на себя. Наши родители уже тогда были людьми преклонного возраста. Моя мама недавно умерла. Сейчас осталась только свекровь, к которой мы приезжаем на лето и на Новый год.
Очень важно, чтобы у детей были бабушки и дедушки. Я сейчас только поняла, потому что несмотря на то, что наши мамы отнеслись к этому сначала негативно, впоследствии активно участвовали в жизни ребят.
Ребята сдружились.
График работы у меня свободный. Я фрилансер. Муж работаем врачом в ведомственном стационаре.
Рабочий график позволяет мне составлять расписание кружков и общения всех детей максимально эффективно. В трудные моменты меня поддерживает муж во всем и всегда, за что я ему безумно благодарна.
В семье ни разу не звучала фраза о том, что «зря мы это сделали». Я признательна своему мужу за поддержку, очень благодарна друзьям.
О признательности
Хочу выразить огромную признательность сотрудникам опеки города Кызыла, в частности, Белёк Марине Николаевне, а также сотрудникам учреждений, где находились Кристина с Демой — социальным работникам, психологам, педагогам, воспитателям, потому что дети там были любимы. Мы получили детей нетравмированных. С ними была проведена очень большая работа.
Хочу сказать большое спасибо инспекторам опеки города Архангельска, которые нас поддерживали и поддерживают: Ксении Сергеевне, Анне Александровне.
И огромное спасибо команде фонда «Измени одну жизнь» за то, что сотрудники ежедневно занимаются беспрецедентной, по моему мнению, работой, выполняют задачу, которая кажется невыполнимой. Но, тем не менее, результаты есть: помощь детям, взрослым, возможность найти друг друга, обрести семью.
Фото — из семейного архива Ирины Коптяевой.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать порталЕсли вы передумали, решили изменить сумму пожертвования или отменить ежемесячные платежи, напишите нам на почту donate@changeonelife.ru
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.