Ребята жили в детдоме 10 лет и не верили, что их  возьмут их семью. Многодетная приемная мама – о том, как завоевывала доверие троих подростков. Дети считали взрослых предателями

Многодетная мама Виктория Сикора из Забайкальского края, еще учась в ШПР, просматривала видеоанкеты, созданные фондом «Измени одну жизнь», и увидела в ролике троих будущих детей – дочку и двоих сыновей.

Видеоанкета Маши, Лени и Димы.

Подростки пришли в семью к Виктории и ее мужа в 2018 году в рамках гостевого режима, потом супруги решили оформить опеку над ними.

Когда Маша, Леня и Дима были уже дома, приемная мама боролась за их доверие — обращалась за консультациями к психологам фонда, читала блоги на сайте changeonelife.ru, а потом и сама стала вести электронный дневник.

Виктория также стала участницей проекта «Ангелы-Хранители», она распространяет видеоанкеты в соцсетях, чтобы ребята из детских домов быстрее находили родителей.

Приемная мама рассказала, почему они с мужем и кровными детьми не побоялись принять в семью сразу троих подростков, почему ребята из детского дома не верили, что у них будут родители, что помогало супругам в острые периоды адаптации и как изменились три жизни за четыре года в семье.

Истоки пути к детям

О приемном родительстве я задумывалась еще в детстве. Мечтала о большой семье, в которой будут жить и кровные дети, и приемные. Но осуществиться ей суждено было только в 2018 году.

Маша в детском доме.

У нас с мужем трое кровных детей. Время от времени они просили братика и сестру, поэтому приход в семью сразу троих они встретили воодушевленно.

Все происходит в свое время: мы построили большой дом и готовы были принять в семью детей. Изначально мы искали девочку, встретили Машу и братьев.

Что касается опасений насчет того, справимся ли мы с мужем сразу с тремя приемными детьми-подростками, то это решение было принято не сразу.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Мы много думали и пришли к тому, что главное подобрать ключик к сердцу ребенка. Неважно, подростка или малыша.

Возраст играл роль – искали специально старшего возраста, у малышей всегда есть шанс, а у подростков никогда или редко. Поэтому кто, если не мы? Мы были настроены точно не на малышей.

К тому же с первых дней мы активно включились в работу с психологами службы сопровождения и знали, какие сложности могут быть. Вероятность успеха будет выше, если родитель обратится к психологу до наступления проблемы, а не после.

Моя будущая дочь читала стихи в видеоанкете

Мы с семьей смотрели видеоанкеты, будучи слушателями ШПР. Вообще, я часто просматривала ролики (не только своих будущих детей, но и других ребят), у меня были любимые, которые помногу раз пересматривала.

Когда же я окончательно решила стать приемной мамой, то мое отношение к видеоанкетам несколько изменилось. Я не просто их смотрела, а пропускала через себя.

Маша сейчас.

Своих детей я нашла с помощью видеоанкеты. Однажды увидела ролик Маши, нашей будущей дочери. Дело было в апреле, но реально мы смогли встретиться с ней спустя полгода, поскольку мы с мужем еще учились в ШПР.

Помню, как Маша читала стихи в ролике, меня это тронуло. Она читала красиво, выразительно. Сразу было видно, что передо мной — творческий ребенок.

Формат видеоанкеты позволяет раскрыть ребенка, будущие родители могут увидеть, как он двигается, разговаривает, улыбается.

В роликах дети сами о себе рассказывают, что немаловажно для родителей. По тому, как ребенок говорит, можно судить о степени развития, образования.

Дорогие друзья!

Если вам помогла видеоанкета при принятии ребенка в семью или еще на каком-то этапе, вы можете поделиться вашим мнением. Ваши отзывы очень ценны для всех нас всех!

Если вам нужна видеоанкета вашего ребенка, ее можно получить из архива фонда, оставив заявку.

Сами понимаете, есть люди, готовые взять ребенка с задержкой развития, есть люди, которые не готовы. По сути, видеоанкета показывает четыре вещи: таланты и способности, образование и здоровье ребенка.

Время от времени наши дети рассказывали нам про съемки видеоанкет, про волнение, которое испытывали.

База видеоанкет: часто задаваемые вопросы

Ребята понимали, что их анкеты будут на сайте фонда, в Федеральной базе данных, поэтому рассказывали подробно про собственную жизнь, хотели найти семью, но при этом не верили, что найдут родителей. Вот такой парадокс.

Ребята не доверяли нам

Ребята жили в неблагополучной семье у нас, в Забайкальском крае. Соответственно, опека изъяла детей. Когда ребятам было 6 лет, 4 и 3 года, они оказались в детдоме.

Леня и Дима в детском доме.

Маша вообще не помнила родителей, а старшие братья кое-что все же сохранили воспоминания о жизни в семье и безусловно воспринимали изъятие как предательство родителей.

И, конечно, они не доверяли и нам. Нам пришлось завоевывать их доверие. Понемногу, изо дня в день, по капле.

Дети поняли, что не все взрослые потенциальные предатели, что есть любящие и заботливые люди, и что именно в такую семью они пришли.

Я всегда им говорю: «Наша семья – надежный причал».

Большую роль сыграл супруг, поскольку мужское начало в воспитании мальчишек — важный фактор.

Дети не надеялись найти новых родителей

Поначалу дети жили у нас в рамках гостевого режима, затем мы оформили опеку. Воспитатели говорили, что братья Дима и Леня до последнего момента не верили в то, что их возьмут в семью.

Леня и Дима сейчас в семье (братья слева).

Парни понимали, что подростков мало, кто берет, и не надеялись найти родителей.

Маша помладше, она по всей видимости верила, что мы пришли за ними раз и навсегда.

Они не вспоминают детдом и не хотят встречаться с кровной мамой

Сейчас ребята уже не вспоминают детдом, раньше чаще говорили о том, как жили «семьями», как ссорились, дружили. С достаточно хорошей стороны.

Мы даже ездили в гости к друзьям наших детей в детский дом, навещали их, фотографиями обменивались. Со временем это ушло и забылось.

Биологическая мама ребят жива. Она живет в нашем регионе, но в другом городе. С детьми она не общается, была попытка общения в соцсетях, но все трое отказались.

У них очень глубокая травма. И тема с кровной матерью для них сейчас закрыта.

Адаптация как по учебнику

Адаптация ребят проходила ровно так, как рассказывали в ШПР.

Сначала был медовый месяц, после чего началась адаптация. Все трое абсолютно разные. У одного сразу разжалась пружина, у другого через два года, у третьего как будто родился у нас не было адаптации.

Маша с братьями.

Мне не нужно было привыкать к детям. Я же с детства мечтала о приемном родительстве. Появление детей в семье – чувство сбывшейся мечты. Но без трудностей первые месяцы совместной жизни не обошлись.

Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

У старших разжались внутренние пружины: боль, недоверие. Все это выплескивалось наружу.

Как мне удалось преодолевать? По цепочке. Я подходила к старшим и просила поговорить с младшими, успокоить. Наша семья устроена по принципу команды, где каждый помогает друг другу.

Что касается ревности, то в многодетной семье такая проблема не стоит, нет обостренной борьбы за внимание родителей. Были проблемы с вещами. Кровные дети просили братьев и сестер, но в периоды адаптации происходили ссоры. Например, из-за велосипеда. В итоге мы купили каждому ребенку по велосипеду. И этот вопрос был решен.

Приемным детям, конечно же, потребовалось время, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Это был уже не гостевой режим, и дети понимали, что пришли навсегда.

В первый день у дочки случалась истерика, а старшие братья пребывали в состоянии шока. Они до последней минуты не верили, что обретут семью. Подростки никому не нужны, считали они. Когда все свершилось, дети были шокированы.

Я давно читаю истории приемных семей на сайте фонда. Это перенятие опыта других людей, в этих рассказах много пользы можно почерпнуть. Также я читаю на сайте статьи и комментарии психологов.

Я обращалась за консультациями к психологам фонда и до приемства, и в острые периоды адаптации. Всей семьей мы проходили различные тренинги со службой сопровождения семей. Советы помогли в трудный период.

К примеру, дети часто провоцируют на ссоры, но не нужно поддаваться провокациям. Ведь ребенок проверяет тебя в этом конфликте.

Мы живем в маленьком поселке и для нас общение со специалистами фонда, их поддержка крайне важна.

Программы фонда «Измени одну жизнь» — колоссальная поддержка приемных семей.

Как изменились три жизни за четыре года

Дети в нашей семье уже 4 года.

У одного из них была 3 группа здоровья, у двоих — 2 группа. С помощью здорового образа жизни, поездок в детские лагеря, с заботой и любовью дети изменились. Диагнозы были сняты.

Дмитрий поступил в техникум по специальности повар-кондитер. Маша поступила в педагогический колледж, живут отдельно, но приезжают в гости на каникулы.

Психологическая обстановка очень влияет на здоровье. Ребята стали более уверенными в себе, придя в семью.

Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

В детдоме им прививали мысль о том, что не нужно выделяться из толпы. И ребятам стало сложнее проявлять собственную индивидуальность.

Еще одна проблема: для детей из системы «мама» понятие не такое, как для кровных детей. Ребенок-сирота видит предательство самого близкого человека, и доказать ему, что может быть по-другому, сложно или даже невозможно. Может быть, это изменится с годами.

Сам детский дом произвел хорошее впечатление. Дети хорошо отзывались о директоре. Но система есть система, и никакой детдом не заменит семью.

Наши приемные дети прожили в системе 10 лет, но нельзя сказать, что они были ее частью. Может быть, я субъективна.

Система ломает ребенка, его будущее выглядит туманно. Дети из детского дома не могут получить высшее образование, в лучшем случае средне специальное. Они не приспособлены в быту, не приспособлены к жизни в социуме.

Хотелось бы дать подсказку будущим приемным родителям. Не думайте о стереотипах, дети все разные. Не бойтесь диагнозов, все уходит в любви и заботе.

Ваш ребенок — именно Ваш и ничей больше. Забирайте его скорее под свое крыло. Да, травма, да, тяжело, да, это труд, это очень тяжелый труд — быть приемными родителями. Не всегда благодарный.

Но это другое чувство родительства, материнства, это особое чувство счастья, неведанное обычным родителям.

Мои дети рождены в моем сердце, мы любим их, это невозможно понять окружающим, но это так.

Я безумно люблю всех шестерых и мечтаю о том, что шесть — это не предел…

О моем участии в проектах фонда «Измени одну жизнь»

Я занимаюсь общественными и благотворительными проектами, и 10 лет назад впервые узнала о фонде.

Поначалу читала блоги на сайте фонда, затем сама стала автором одного из них. Блоги, истории – это часть серьезной поддержки приемных семей.

Чужой опыт всегда полезен, кроме того, можно попросить совет у кого-то из опытных родителей. Это практика.

«Ваш ребенок — именно Ваш и ничей больше. Забирайте его скорее под свое крыло», — говорит Виктория.

Также я участница проекта «Ангелы-Хранители». На своем опыте знаю, что видеоанкеты помогают ребенку найти в семью. Именно так я представляю, кто такой «Ангел-Хранитель» в контексте данного проекта.

Для того, чтобы помочь проложить ребенку из детского дома более короткий путь к новым родителям, достаточно сделать репост его видеоанкеты.

 Для того, чтобы больше детей нашли своих родителей, важно помогать фонду. И пожертвованиями, и информационно.

Фото — из семейного архива Виктории Сикоры.

Дизайн — Юлия Добровольская.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!