Мария Гомза с мужем Андреем стали приемными родителями Дарины, за ней они из Санкт-Петербурга летали в Амурскую область
Видеоанкета, созданная фондом «Измени одну жизнь», помогла супругам увидеть в девочке свою дочку.
Дарина дома.
О принятии ребенка задумалась, читая блог приемной мамы
У нас с мужем есть дети от предыдущих браков, они уже взрослые, живут отдельно от нас. Общих детей мы с Андреем даже как-то не планировали, казалось, что уже поздновато.
Но весной 2020 года я наткнулась в Инстаграме на публикацию Лады Уваровой о принятии в ее семью дочери Ирины и тогда стала читать о приемстве.
Было интересно, но я долгое время совсем не примеряла это на себя, просто заинтересовала почему-то тема.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
А в июле того же года я как-то поймала себя на мысли, что нам с Андреем тоже нужно это сделать, т.к. имеем уже достаточный возраст, ответственность, определенный опыт родительства, материальные возможности и т.д. И это цель, достойная вложения сил.
Почти сразу нашла Дарину
И я, не имея еще никаких четких критериев поиска и даже окончательного намерения, стала смотреть видеоанкеты детей на сайте «Измени одну жизнь». Смотрела анкеты девочек до 12 лет, всех подряд, изумлялась, какие непростые есть дети там.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Почти сразу же нашла Дарину, это была видеоанкета, которую я постоянно пересматривала. Трудно даже сказать, что именно меня привлекло, девочка была такая живая и забавная, с интересом делала все, что ей предлагали.
И в последнем кадре она смотрела с такой детской надеждой, что мама найдется. Сразу возникло ощущение, что Дарина может быть моим ребенком.
Читать также — как мы создаем видеоанкеты
Потом, когда я начала говорить о приемстве с мужем, сразу же показала ему Дарину, и ему она тоже очень понравилась, хотя над самой идей взять ребенка в семью он тоже какое-то время еще размышлял.
В конце августа мы решили записаться в ШПР, с сентября начали ее проходить. Мы ориентировались, в общем, уже на Дарину, хотя других детей я продолжала еще смотреть.
ШПР помогала развеять сомнения
Самое сложное — конечно, сомнения, даже не в девочке, хотя у нее 5-я группа здоровья, и было непонятно, что там происходит с диагнозами, а в идее в целом, справимся или нет?
Андрей поддержал Марию в решении стать приемными родителями.
Как-то мы сомневались, а все же продолжали двигаться вперед. Вообще, с прохождением ШПР становятся понятны некоторые потенциальные сложности, но при этом и возникает ощущение, что раз есть определенная задача, значит, решим ее. Ну, и ожидание, и неизвестность, конечно, были. Непонятно было, что с ребенком, беспокоило, что Дарину могут забрать в другую семью.
Читала блоги и статьи о разных заболеваниях
Из-за ковида у нас до конца февраля затянулось получение документов из ШПР и, соответственно, сдвинулось получение заключения опеки.
У меня была информация, что девочка — инвалид по заболеваниям нервной системы, но без подробностей. Я читала блоги приемных мам и статьи о разных заболеваниях, которые потенциально могли бы быть причиной такой группы здоровья.
Читать также — Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки
Почему так важны видеоанкеты
Благодаря видеоанкете Дарины у нас с мужем все-таки сложилось некое представление о том, что ребенок достаточно сохранный, и у меня было несколько предположений о диагнозе, одно из которых в итоге подтвердилось (легкая степень УО). Когда уже официально мне озвучила диагноз Дарины директор детского дома, я даже не вздрогнула. Я была уже готова к этому.
Видеоанкеты чрезвычайно важны, ведь маленький человечек — это очень много всего, что можно увидеть и почувствовать только в динамике. Фотография, даже самая лучшая, просто не способна этого передать.
И если малыш близко, и можно пойти познакомиться с ним, то еще можно на первом этапе руководствоваться фото. Но чтобы поехать далеко-далеко, нужна большая уверенность, и в этом может помочь видео. А у нас такая большая страна.
Расстояние от нас до дочки не смущало
Меня совсем не смущал регион, раз там нашлась дочка, значит, так нужно было.
А еще у меня мама из тех мест, в детстве мне доводилось летать к бабушке. И да, все это время, пока мы готовились к приместву, параллельно сомнениям, просто было понимание, что поедем, да и все.
В семье Дарина открыла для себя новые маленькие, но столь необходимые радости.
Находилась Дарина в детском доме в городе Свободный Амурской области, это два часа на такси от Благовещенска, куда мы прилетели. Всего дорога заняла 12 часов.
Как я уже писала, еще учась в ШПР, мы уже знали, что заберем ее. Полетели в мае, т.к. мне нужно было решить вопросы с работой перед длительным отпуском. С директором детдома я постоянно держала связь, подтверждая наше намерение.
Встреча произошла неожиданно
Дарина про нашу встречу не знала. Мне кажется, не было у сотрудников детдома окончательной уверенности, что мы точно поедем в такую даль.
Мы собирались появиться в детском доме к вечеру и договорились с директором, что знакомиться будем на следующий день, когда ребенок будет отдохнувший, а сегодня будет информационная встреча с врачом и другими специалистами, поэтому мы пришли без подарков.
Я разговаривала с психологом, и вдруг заводят Дарину, а она очень общительная, сразу ринулась к нам и кричит: «Здравствуйте!» Я реально испугалась! Прямо было какое-то рефлекторное желание спрятаться, но оно быстро прошло.
С Дариной, конечно, очень легко контакт получился именно благодаря ей. Она сразу же повела меня показывать разные игрушки. Я сказала, что меня зовут Маша, и она меня называла Маша. Андрея сразу же стала звать папой, хотя мы так друг друга вначале не называли при ней, а когда полетели домой, Дарина уже называла и меня мамой.
Чтобы поехать далеко-далеко за ребенком, нужна большая уверенность, и в этом может помочь видеоанкета.
С этого дня, а это был вторник, мы до пятницы навещали ее каждый день по 2 раза, чтобы она привыкла к нам. Она складывала все наши подарки в мешок и довольная ходила с ним, так было забавно.
Дарина словно и была наша
Я до сих пор удивляюсь своему ощущению, что Дарина словно и была наша.
Я ее попыталась втихаря понюхать, как советуют, и ощутила только запах чистой одежды и чистого ребенка, какой-то косметический.
Я подумала, что когда никакого особо запаха не чувствуешь, то это просто и есть «свой» запах, а вот если есть какое-то несовпадение, тогда запах ощущается и может вызывать отторжение.
Теперь у Дарины есть свои игрушки, а не общие.
Задержка развития у Дарины мне показалась более сильной, чем представлялось по видео, но сомнений в том, что мы берем девочку в нашу семью, не было вообще никаких.
Причем, сейчас мне уже не кажется, что Дарина дома отличается от той, что мы видели в ролике.
Согласие подписали на следующий день
На следующий день после встречи мы подписали согласие. Я бы и сразу подписала, но директор отправила нас «поспать» с нашими впечатлениями. Сном это назвать было сложно, разница во времени с Амурской областью большая, +6 часов, я там, кажется, вообще почти не спала, столько было впечатлений, но совсем не было страха.
От нас — огромное спасибо сотрудникам Свободненского отдела опеки и детского дома за оперативность в оформлении документов. Ощущения у меня от общения с ними были очень хорошие.
Вообще, должна сказать, что я ни разу на всем пути не столкнулась ни с проявлениями недоброжелательства, ни с какими-либо препятствиями, все как будто шло по проторенной тропе.
Сотрудники детдома очень много всего рассказали про Дарину и очень просили присылать им ее фото или видео. Они присутствовали только на первой встрече, а так мы сами с Дариной общались, только иногда кто-нибудь заглядывал к нам, чтобы узнать, как дела.
Познакомились мы с дочкой во вторник, на следующий день подписали согласие, а забрали Дарину в пятницу.
Перед отъездом Дарину навестила сестра
Дети при нас Дарину не провожали, может быть, проводили раньше. Провожали ее социальный педагог и дежурный воспитатель. Она была очень радостная, ее поездка радовала, но понимания, что она уезжает насовсем, думаю, не было.
Мы ехали до Благовещенска 2 часа на такси, всю дорогу играли. Она устала, конечно, и когда приехали в гостиницу, стала плакать, даже температура у нее поднялась, сказала, что хочет обратно домой.
Нас навестила ее старшая сестра по маме, Лера, ей 21 год. С ней Дарина быстро успокоилась, начала веселиться, я ее потом не могла 2 часа уложить дочку спать.
На следующий день летели домой уже без слез.
Страхов у меня не было после того, как я впервые созвонилась с детским домом, а когда стало приближаться знакомство, страхи и сомнения оставили меня совсем.
Постепенно Дарина адаптировалась к петербуржскому времени, привыкает к новому городу, дому, обстановке, отношениям.
Пожалуй, меня беспокоило, как полетим с ней обратно. Большой перелет был — 6 часов, потом пересадка, еще маленький перелет до Петербурга — 1,5 часа.
Дарина в самолете, конечно, зажигала, нажимала всякие кнопки, все время стояла на кресле, открывала и закрывала шторку на окне, мы всю дорогу во что-то играли. Спала всего минут 20 в середине перелета, но у меня внутри было очень спокойно, и прошло все весело, без плача.
Первые дни дома
Первую неделю дочка вставала в 4-5 утра. Сейчас уже живет по нашему времени.
Про сестру и детский дом Дарина часто вспоминает, мы про это говорим, больше не плачет. Она вообще не плачет почти, только если упала, ударилась. Или же если у нее что-то никак не получается, то Дарина может расстроиться.
Как-то я попробовала сказать ей: «Поиграй немного сама» и вышла. Слышу, в комнате тихо совсем, пошла смотреть, а она лежит на кровати, тихонько плачет и качается. Больше пока не оставляю одну.
Дарина качается немного, пока засыпает, но я пою ей, глажу ее, она перестает качаться и спит хорошо, спокойно. Наблюдаю за ней пока, пытаюсь понять, что там у нее в голове происходит, как нам нужно действовать.
Она иногда рассказывает мне о маме, называет ее «мама Наташа». Мама Дарины умерла 2 года назад, до этого Дарина жила в семье, потом в детском доме. О маме рассказывает спокойно, вспоминает, как они вместе гуляли и собирали пазлы.
Дарина учится делиться своими чувствами
Иногда дочка о чем-нибудь говорит: «Ой, мне так нравится!» Вообще, прямо делиться ощущениями — не делится, просто или с энтузиазмом занимается чем-то, либо просто говорит: «Это не хочу». По моим ощущениям, она сейчас как ребенок лет 5, хотя ей в августе будет 7.
Просит о том, что хочет, не стесняясь, просит мультики или что-то вкусное, очень любит гулять, сама решает, поедем на велосипеде или будем в мяч играть.
По телефону очень подружилась с бабушкой, просит ей позвонить. Телефон просит — не даю. Просит с ней поиграть во что-нибудь. В общем, не молчит, надо что-то — говорит.
Как я «вынашивала» дочку 9 месяцев
Я все-таки с прошлого дета много размышляла, пыталась представить, какая Дарина в реальности, пыталась угадать ,что с ней, как я буду действовать в том или ином случае. Это было похоже на некое вынашивание, оставалось только встретиться с Дариной.
У меня совсем не было непринятия. Кстати, с момента, когда я нашла ее анкету в июле 2020-го, до встречи прошло 9 месяцев.
Ни с кем из семьи мы пока не познакомились, все наши старшие дети — школьники-студенты сейчас в учебе, никто до нас пока не добрался, да и мы никого особо не звали, привыкаем друг к другу.
Мои родители живут в Челябинске, планируем полететь к ним в июле в гости.
Мы — семья
Нас в жизни Дарины пока немного: я, папа и заочно бабушка. С бабушкой Дарина любит говорить по телефону. Моя мама сначала саму идею приемства приняла в штыки, мой папа тоже, но со временем они как-то успокоились. А мама, увидев Дарину, постепенно совсем растаяла и ждет теперь встречи с внучкой.
Дарина ждет встречи с бабушкой, пока общается с ней по телефону и шлет фото поделок и рисунков.
Со мной и с Андреем Дарина ведет себя как обычная маленькая дочка, иногда упрямится, иногда шкодит, очень любит совместные игры, когда мы все втроем изображаем, например, теремок.
Когда нас спрашивают, как мы решились на приемство, говорим, что пришла такая идея, вот мы и решили, что справимся. Удивлялись все поначалу, конечно, но теперь интересуются и поддерживают.
Читать также — Как получить консультацию психолога фонда «Измени одну жизнь»
Почему детям нужны родители
Дети, конечно, должны жить в семье.
Потому что именно семья — та среда, которая требуется для нормального развития маленького человека. В семье ребенок сможет получить навыки для дальнейшей нормальной жизни, опыт взаимоотношений родителей между собой, и родителей, и детей, понять, как в этом мире «все устроено», чтобы в дальнейшем иметь шанс построить собственную взрослую жизнь.
Эти возможности не может предоставить даже самый хороший детский дом.
Фото — из семейного архива Марии Гомзы.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.