В интервью фонду «Измени одну жизнь» приемные мамы рассказывают о том, какими они были до и какими стали после принятия в свои семьи малышей и подростков
«Теперь я могу вести любые изнурительные переговоры»
Надежда Апполат, Москва, в семье трое кровных детей и приемная дочка
Перед тем, как стать приемным родителем, я много читала: и литературу, и форумы в Интернете, сайт фонда «Измени одну жизнь». К тому времени я состояла в группе в Фейсбуке «На пути к усыновлению».
Надежда с мужем, сыном и приемной дочкой Лерой.
В части литературы особо хочу отметить книгу «Белое на черном» Рубена Гальего. Книга повествует в ярких, откровенных и местами шокирующих тонах о жизни больных детей в советских детдомах.
Читать также — «Наша стратегическая задача — поставить Леру на ноги»
Адаптация у моей приемной дочери Леры была достаточно затяжной, и это обстоятельство тоже оказало влияние на мой характер. Поначалу мне казалось, что я все понимаю, все выдержу, затем я обратилась к психологу. Поняла, что нужно все это принять, пережить процесс адаптации.
Временами было ощущение истощенности, зато теперь я могу вести любые изнурительные переговоры, просто потому что с Лерой мы прошли огонь, воду и медные трубы. Теперь меня сложнее вывести из равновесия.
Что касается работы, то ситуация сложилась таким образом: компания закрылась в момент, когда мы взяли Леру в семью. И я поняла, что не смогла бы одновременно и работать, и заниматься дочерью.
Надежда и Лера в больнице, накануне операции.
Лера по характеру перфекционистка, и если у нее что-то не клеится, то сразу начинает вспыхивать, поэтому работа у меня может быть только дома. Я работаю делопроизводителем в детском саду на удаленке.
Перед началом рабочего дня прошу детей меня не трогать и погружаюсь в работу. Дети понимают.
Конечно, бывает сложно. К примеру, сейчас мне нужно одновременно приготовить обед и позаниматься с Лерой по физике. Главная задача: максимально адаптировать Леру к условиям обычной жизни, все-таки она передвигается и на костылях, и на коляске, развитие происходит медленно. Соответственно, любой эмоциональный момент откатывает назад.
Поэтому приемное родительство научило меня быть терпеливой.
«Я привыкла биться за детей. В школе, в их лечении, за их жилье, за жизнь»
Оксана Гарнаева, г. Жуковский, Московской обл., в семье 4 кровных и 15 приемных детей
У меня вообще не было адаптации, потому что ко мне с 90-х годов домой приходили сироты из ПНИ, где они находились пожизненно. Мы с моими детьми привыкли, что у нас дома постоянная движуха.
Читать также — «Все наши дети уверены: мне можно доверять»
Только в 90-е еще был особенный драйв. Есть было нечего, работы нет, денег нет. Жили на картошке и молоке.
У меня четверо детей – погодки. И сироты привыкли ко мне, как к маме, 8 человек жили почти каждый день у меня. Правда, помогали убираться, стирать, мы в деревенском доме жили, сложно. А я нажарю на всех огромную сковороду картошки и сидим все, уплетаем. Каждый из них был нам как родственник.
Оксана с детьми, 2003 год.
Они уже тогда много чего рассказали мне и про детдом, и чего они только не вытворяли, так что, когда у меня в семье появился первый приемный ребенок – это уже было как само себе разумеющееся. У меня не было проблем с адаптацией приемных детей.
Какие внутренние открытия появились у меня за эти годы, благодаря приемным детям? Становилась старше и появлялся опыт, розовые очки слетели.
В любом случае, даже с моим опытом общения с сиротами, я не знала, что такое, например, кровные родственники – какая будет проблема, потому что они постоянно проявляются. У нас в семье вместе с детьми еще и куча родственников добавилась. Кого-то из них я хоронила, кому-то посылки на зону до сих пор отправляю, кого-то в больницу возила…
Но одной из самых трудных задач была и остается битва за жилье. Да и вообще я привыкла именно биться. За детей, в школе, в лечении, за жизнь. Но, наверное, так у всех. Становишься «быколобой», в общем, танком.
Какие внутренние открытия? Я не знала, что у меня есть столько сил. Всегда считала себя слабой и трусливой.
Но жизнь вносит свои коррективы. Для детей ты должен быть лидер. А они должны понимать, что ты за них порвешь.
Как изменилось течение жизни? Я не знаю, с чем сравнивать. Это несравнимое. В 90-е годы я оказалась в старом деревенском доме без удобств с 4 детьми, с коровой, лошадьми и курами, я не знаю, как я вообще это пережила.
Оксана с дочкой, 2020 г.
Как зимой у нас двор снегом заваливало, я не могла открыть дверь, а дома лопался расширительный бак. Сколько было трудов – стирка руками в холоднющей воде, пальцы больные после этого на всю жизнь. Двое детей маленьких, памперсов не было. Отожмешь белье, развесишь во дворе, только заходишь в дом – смотришь, а собака отвязалась и сорвала белье. Кинешь таз и сидишь, плачешь.
А сейчас мы живем в квартире с удобствами, я работаю в теплом помещении, помогает няня. Живи и радуйся! Грех даже на что-то жаловаться.
Дети растут. Конечно, «выкидывают» что-то иногда, но и мы родителям нервы мотали. Все люди. Я в каждом человеке вижу живую душу, поэтому, наверное, мне легче.
Как изменилась моя жизнь? Радикально, по сравнению с 90-ми и началом 2000-х. Выросли дети, они заботятся обо мне, дают поспать, отдохнуть, зубы вставить и даже денег дают на салон красоты. Так что я – счастливый человек!
«С появлением сына я открыла клуб приемных родителей»
Андреа Петуховская, Москва, в семье трое кровных детей и приемный сын
Поскольку мы решили взять в семью подростка, то ШПР нас никак не готовила. Более того, нас отговаривали от этого шага.
Я общалась в Интернете с другими приемными родителями, взявшими подростков. Мы списывались, созванивались, я задавала им вопросы: что получилось или не получилось. Мне важен был живой опыт людей.
С сыном мы прошли через адаптацию, как и многие родители. Дети-сироты – это совершенно другой мир.
Андреа с приемным сыном Давидом, когда Петуховские только взяли его в семью.
С одной стороны, я понимала, что с ребенком происходит, и это понимание как-то помогало мне психологически. С другой стороны, я научилась нажимать кнопку «пауза» внутри себя.
В тяжелых ситуациях я брала передышку, глубоко дышала, считала до десяти и пыталась не реагировать на происходящее. И по сей день эта практика мне помогает в конфликтных ситуациях.
Как изменился мой график? Кардинально. Я долго искала дело, которое мне было бы по душе и приносило бы пользу обществу. С появлением сына я открыла клуб приемных родителей.
Читать также — «Любовь для него, а не для нас». Как видеоанкета помогла подростку найти семью
Сейчас мы задумались над собственным благотворительным фондом. Все это благодаря появлению приемного сына.
Андреа с Давидом, 2020 г.
Мы смогли изменить жизнь не только ребенка, но и многих приемных родителей в городе.
Приход сына изменил меня, и могу сказать, что я намного глубже стала воспринимать проблемы других людей.
«Я научилась видеть сквозь поступки боль, которую выплескивает ребенок»
Галина Акимова, г. Москва, один кровный сын, пятеро приемных детей
Мы, как и многие родители, прошли через адаптацию. Этот период открыл для меня мир приемных детей с другой стороны, я поняла, насколько они травмированы и какова роль взрослых в этих травмах.
Галина с мужем и приемной дочкой Аленой едут домой. У Алены появилась семья.
Знаете, плохих детей не бывает, бывают плохие родители. За каждым поступком ребенка стоит боль, разочарование.
Многое постигаешь и во время учебы. Я уже пять лет как приемный родитель, и все эти годы учусь, посещаю семинары. И очень многое узнаю во время занятий.
До того, как стать приемным родителем, я занималась юридической деятельностью и довольно успешно. С появлением детей я стала брать меньше клиентов, потом еще меньше. Сейчас 95% моего времени полностью уделяю семье.
Вообще, я поняла, что такое осознанное родительство. Я научилась видеть сквозь поступки боль, которую ребенок таким образом выплескивает.
Галина Акимова, 2020 г.
И если раньше я категорично относилась к разного рода проступкам, то теперь понимаю, что это не ребенок, а его прошлое таким образом себя проявляет.
Старшая дочь мне как-то сказала: «Мама, теперь у нас две девочки, я и Полина, и ты должна в два раза больше ухаживать за собой, чтобы быть нам примером». Теперь в семье четыре девочки, соответственно и уровень обязательств выше.
Дети не должны жить в учреждениях, они нуждаются в семье, значимом взрослом, заботе и защите.
Дети жадно впитывают окружающий мир и видят, как в детдомах взрослые меняются, как они приходят на работу и уходят. Так в голове рождается хаос.Очень часто выпускники детдомов создают семьи, а затем оставляют детей одних, повторяя тем самым ошибки собственных родителей.
Это замкнутый круг, который может разомкнуть любящая семья.
Фото — из семейных архивов Апполат, Петуховских, Гарнаевых и Акимовых.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Елена Игнатовская
Действительно, замкнутый круг нужно и можно разорвать, а может это сделать только любящая и благополучная семья.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.