«А зачем вам это?», «Своих родить не можете?» - кандидаты в приемные родители расскажут, от каких вопросов у них и слезы лились, и почва уходила из-под ног.  

Процесс принятия в семью ребенка связан не только с трудностями адаптации. Бывает так, что еще в самом начале пути во время общения с чиновниками возникают ситуации, вызывающие недопонимание, разочарование и злость. Поиск ребенка — довольно волнительное мероприятие, и любые проволочки, а то и комментарии могут быть восприняты очень болезненно.

Давайте попробуем сохранять спокойствие. Вместе с психологом фонда «Измени одну жизнь» Джессикой Франтовой мы разберемся в наиболее типичных ситуациях, которые вызывают «взрыв» негативных переживаний. И будем учиться выходить из них спокойно и с достоинством.

1. Требование ненужных документов

Может так получиться, что, приехав за ребенком в другой регион, семья неожиданно сталкивается с тем, что подготовленные заранее документы «не подходят», требуются другие, к примеру, обновленные. Или же вообще необходимы новые справки или выписки, без которых просто не дают направление на ребенка или отказывают в оформлении опекунства. Так же могут быть ситуации, когда не предоставляют какую-либо информацию о детях без объяснения причин.

Первое и важное в подобных ситуациях – знать закон. Список необходимых бумаг лучше изучить заранее.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Важно быть подготовленным, ознакомиться с требованиями регионального оператора, лучше всего — в письменном виде. Если требования регоператора противоречат закону, просить отказ опять же, в письменном виде, быть на связи с юристом.

Да, такая ситуация вызывает много гнева, несправедливости, растерянности. Может казаться, что «весь мир против нас», «ребенка никогда не дадут» и т.п.

На самом деле это может быть просто бюрократический вопрос, не имеющий лично к вам никакого отношения. Эта история не про отвержение лично вас как кандидата, а про специфику работы данного оператора. Важно понимать, что все происходящее не несет задачи оскорбить лично вас или лишить ребенка возможности устройства в семью.

К сожалению, любая непредвиденная ситуация в таком волнительном процессе может выбить почву у вас из-под ног, дестабилизировать, поэтому вам стоит заручиться поддержкой человека, который будет говорить и мыслить логически. К примеру, поддержкой партнера, родственника, друга или подруги.

Этот человек может выслушать эмоциональный поток и вернуть ситуацию в русло логики и закона, будет очень хорошо, если он будет рядом с вами физически или у вас будет возможность оперативно связаться с ним и обсудить ситуацию.

2. Бестактные вопросы о личной истории кандидата

К сожалению, бывает и такое. Встречающиеся на пути к ребенку люди могут проявлять не всегда уместное любопытство и комментарии: «А зачем вам это?», «Своих, что ли нет?», «Смотрите, не пожалейте!» и т.п.

Как реагировать на подобное? Отвечать грубо: «Не ваше дело?», делать вид, что пропускаете мимо ушей? Или начинать объяснять или даже оправдываться?

Поскольку данные вопросы обычно нарушают наши границы, лучше всего их восстановить. А сделать это можно, например, так: «Спасибо за ваш интерес, вижу, вам небезразлична судьба ребенка. Мы уже обсудили эти вопросы со специалистами и нашли на них ответы, поэтому сейчас у нас на руках есть заключение о возможности быть усыновителем (опекуном). Мы верим в свои силы и в ребенка, и в то, что у нас все получится!»

Есть и более жесткая формулировка: «По закону я могу не отвечать на эти вопросы».

В стрессовых ситуациях люди могут просто забыть о том, что у них есть право просто сказать «нет», даже не вдаваясь в объяснения.

3. Искажение информации о ребенке


Может так получиться, что люди, работающие с ребенком, начинают высказывать свое оценочное суждение о нем и о том, как будут складываться ваши отношения.

Обычно это такие высказывания-рассуждения:

— как ребенок может разрушить вашу жизнь

— о негативных характеристиках ребенка (врет, ворует, хитрый, никому жизни не дает, не слушается)

— о неприятных случаях из биографии ребенка

— о его крепкой связи — мнимой или существующей — с кровными родственниками, другими людьми, как правило, несущими опасность (дурная компания, асоциальные люди, асоциальный путь других членов семьи и т.п.).

В подобных ситуациях важно помнить о том, что каждый человек оценивает ситуацию со своей позиции. И возможно, воспитатель, помнящий старшего брата и его сложное взросление, начинает опасаться и за младшего. И от чистого сердца говорит вам: «Ох, намучаетесь! Они все такие!» — не понимая, что в этот момент его голос может быть очень авторитетен, хотя, по сути, такое выказывание ничто иное, как оценочное суждение.

Кроме того, отношение воспитанников учреждения и персонала, педагогов тоже не всегда складываются ровно и гладко. И тогда люди и говорят об этих сложностях. Но это не означает, что вы слышите всю правду.

Так или иначе, ребенок, находящийся в учреждении, испытывающий травму депривации, не имеющий возможности прожить горевание будет крайне неудобен хамством, криками, курением, плохими оценками.

Важно понимать – в любящей семье все может быть по-другому. А сейчас с вами говорят люди, вынужденные взаимодействовать с ребенком, которому очень тяжело и плохо, и принимать на себя весь этот негативный удар.

Кроме того, «хороший» ребенок в учреждении – это послушный ребенок, выполняющий команды и не высказывающий слишком сильно своих желаний и не мешающий коллективу работать. То есть, это мало похоже на живого, любопытного, интересующегося человека. И этот момент тоже надо учитывать.

Поэтому всегда задаем вопросы (хотя бы самим себе): «Почему мне сейчас говорят это? Почему этому человеку важно было обратить внимание именно на такие характеристики ребенка? А может ли быть сказанное 100% правдой? А всегда ли ребенок ведет себя так или бывают исключения?»

Последний вопрос, кстати, вполне можно задать вслух, а затем вместе обсудить, почему так получается, что иногда поведение бывает другим (а оно хоть редко, но бывает).

И еще одна причина, которая может влиять на то, что персонал пытается запугать или отговорить от принятия в семью конкретного ребенка: опасение того, что ребенка вернут в детский дом. И тогда воспитателям придется иметь дело с последствиями вторичного отказа.

Как бы цинично это не прозвучало, сейчас педагоги уже выстроили определенные отношения с ребенком и достигли какого-то взаимопонимания. Скорее всего, в их практике уже был опыт возврата ребенка в учреждение – и именно воспитателям и педагогам приходилось иметь дело с той болью, которую вызывает такое решение семьи.

Именно они сталкивались с агрессией, негативом, деструктивным поведением. Поэтому они как могут пытаются уберечь от повторения подобной ситуации – и себя, и ребенка.

И здесь опять же, могут помочь слова о том, что вы видите их заботу и что ваших ресурсов достаточно для того, чтобы ребенок остался в семье. А если вдруг что-то случится — вы знаете, где попросить поддержки.

Сложно сделать первый шаг — записаться к психологу или юристу

После консультации многие понимают, что поговорили с экспертом вовремя, получили необходимые знания, поддержку, веру в себя и признание собственных возможностей.

Запишитесь и получите  онлайн-консультации психологов и юристов фонда «Измени одну жизнь»

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим опытом: какие вопросы вам пришлось услышать и как вы на них реагировали? Что посоветуете тем, кто еще в самом начале пути к своим будущим детям?

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

4 комментария
  • Ольга

    Сопровождение приемных семей у нас есть. Но!!! Все психологи не имееют приемных детей. Работают теоретически, по книжкам. Стаж у них по несколько лет. Приемных детей брать не планируют, послушав родителей насколько это сложно.
    Можно прийти пообщаться, но реально помощи не будет.

    25 ноября 2020
    • Иоланта Качаева

      Ольга, это, конечно, очень сильно огорчает, ведь помощь нужна, а по вашим словам, она некачественная( Вы можете получить бесплатную консультацию психологов нашего фонда https://changeonelife.ru/consultations/

      25 ноября 2020
  • Ольга

    Я пока в самом начале пути, но с негативом уже столкнулась. Пришла брать направление в шпр в опеку и там выслушала на повышенных тонах, что никого брать из детдомов не надо — «всё равно вы их вернёте», «все наши волонтеры, которые были хорошо знакомы с детьми, потом их вернули..».
    На мой вопрос — есть ли какое-то сопровождение и помощь при возникновении сложностей. Сказали есть, но туда приёмные родители «не обращаются», «сидят со своими проблемами тихо по домам».
    Это показалось странным. Потом, почитав информацию, я поняла, что обращаясь к местным психологам вы просто рискуете тем, что ребенка могут забрать просто.

    24 ноября 2020
    • Иоланта Качаева

      Ольга, вы уже сами понимаете, насколько сложный этот путь, сколько всего предстоит преодолеть. Вы можете получить бесплатную консультацию психологов и юристов нашего фонда https://changeonelife.ru/consultations/

      25 ноября 2020