Когда Екатерина и Виктор приняли в семью Анечку, ей было 6 лет. Девочка пережила изъятие из кровной семьи и возврат из приемной

Это фото выдали Екатерине в детском доме, оно лежало в анкете дочери.

Сотрудники детского дома отговаривали супругов забирать Аню в семью. На заключение о решении передать им ребенка собралась целая комиссия: юрист, педиатр, воспитатель, психолог и директор. Екатерину и Виктора попросили расписаться на каждом листе, где были указаны все Анины диагнозы. Их было немало, но позже половина была снята, когда девочка стала жить в семье.

Сейчас Ане 14, осенью она пойдет в 8 класс. Занимается музыкой и вокалом, побеждает в городских и всероссийских конкурсах.

О том, какие переживания и сложности, радости и успехи принесло приемное родительство, рассказывает приемная мама Екатерина.

(Имена дочери и ее бывшего опекуна изменены по просьбе приемных родителей – ред.)

О семье

Наша семья небольшая по составу, но очень творческая и интересная. Папа Виктор служит России, трудится инспектором в ГУФСиН. Я преподаю в музыкальной школе, а также пою в православном храме.

Наша приемная дочь Анна перешла в этом году в восьмой класс. Она посещает музыкальную школу и вокальную студию. Маленький Гриша, ему 5, ходит в детский сад. Также у нас есть бабушка по моей линии, которая очень помогает нам в воспитании детей.

Первый день, когда приемные родители привезли Аню домой, и она катается на горке во дворе.

С мужем мы познакомились в 2002 году. Я тогда еще была студенткой музыкального училища, муж работал на заводе в стальцехе. Через два года мы сыграли свадьбу. К тому времени я поступила в институт культуры на очное отделение, а Виктор продолжал работать и заканчивал заочное отделение по специальности «юрист». Жили мы тогда в общежитии и о детях особо не помышляли. Все шло своим чередом.

Прошло три года нашей супружеской жизни, а беременность у меня так и не наступала. Тогда мы с Виктором прошли обследование. Все анализы были более-менее в норме, врачи разводили руками и предлагали нам делать ЭКО.

О пути к приемному родительству

Когда обследование пошло по второму кругу, мы решили пройти Школу приемных родителей. Тем более, что территориально она находилась близко к нашему месту жительства.

Читать также — Эта загадочная ШПР

В школе нам дали много полезной информации о том, какие бывают проблемы у детей из детских домов. Как ребенок и родители переживают период адаптации, когда ребенок уже находится в семье. Также у нас была встреча с приемными родителями, которые недавно усыновили мальчика. Они отвечали на все наши вопросы.

1 сентября вся семья провожает Анечку в школу.

Мы с Виктором закончили ШПР, получили свои свидетельства и поехали отдохнуть. После поездки я узнала, что беременна, но, увы… Плод замер на раннем сроке.  Конечно, сказать, что мы расстроились, это ничего не сказать. Мы плакали вместе с мужем.

Потом прошло еще три года, прежде чем у меня возникла твердая мысль об усыновлении. Мы с мужем собрали нужный пакет документов и встали на учет у регионального оператора. Просмотрели в базе данных сотни анкет. Сделали ремонт в детской комнате, и даже купили маленькую кроватку.

Знакомство и отказ

Младенцев в базе данных, хотя бы с 3-й группой здоровья на тот момент не оказалось, нужно было подождать. Время шло, и однажды нам попалась анкета маленькой девочки. Да, это был уже не младенец, но довольно миленькая по фотографии девочка лет двух чем-то «зацепила» нас, и мы, купив игрушку, поехали на первую встречу.

Смотреть вебинар «Первая встреча с ребенком» или читать его расшифровку —  здесь 

Девочка сразу пошла ко мне на руки, но потом, когда мы с ней пытались играть, как-то взаимодействовать, она не реагировала. Вела себя, как заведенный моторчик, разбрасывала игрушки.

Такое отстраненное поведение насторожило меня. После встречи и разговора с врачом о диагнозах девочки, мы с мужем подписали отказ…

Я бы не смогла дать достаточно внимания и любви такому ребенку, мне для этого нужно было бы уволиться с работы. Позже я наблюдала за этой девочкой по базе данных. У нее вышла очень хорошая видеоанкета, и я очень надеюсь, что ребенок обрел свою семью!

Первая встреча с будущей дочерью

Прошел еще один месяц, и вот, в феврале 2017 года региональный оператор предложил нам посмотреть анкеты детей, среди которых была наша будущая дочь.

По ряду причин анкеты младенцев были отложены в сторону, а вот анкета Ани нас заинтересовала. Нас с мужем не смутил тот факт, что надо будет ехать на встречу в другой город. У нас к тому времени уже была машина, и мы поехали.

Нас сразу предупредили, что ребенок проблемный в плане поведения. Я взяла на первую встречу фломастеры и раскраску. Мы с мужем сказали Ане, что пришли с ней порисовать. Анюта пряталась за воспитательницу, девочка была очень худой, большие глаза ее выражали страх и удивление. Наконец, она согласилась с нами порисовать.

Пообщавшись с Анечкой полчаса, мы поняли, что речь ее совершенно невнятна, отсутствовали звуки «С, Щ, Ш, З, Р». Она их заменяла на те, которые ей удобно говорить, и несла такую «абракадабру», что с трудом было понятно. В то же время Аня была очень эмоциональна и общительна.

Нас отговаривали от принятия Ани в семью


На вторую встречу с ней мы ехали более воодушевленными, потому что дома наши разговоры были только об Ане. Мы приехали и попали прямо на утренник, где Анюта, зная, что мы пришли именно к ней, старательно участвовала во всех эстафетах, пела, хорошо открывая рот, и задорно танцевала с платочком под «Калинку».

Прошло четыре или пять встреч, прежде, чем мы приняли окончательное решение забрать Аню домой. Оформление документов заняло чуть больше времени, чем мы ожидали.

Когда сотрудники детского дома отговаривали супругов забирать Аню, Виктор настоял на том, что они с Екатериной хотят принять в семью именно эту девочку.  

Психолог детского дома отговаривала нас от решения забрать Аню, так как девочка к тому времени уже была в приемной семье и обратно вернулась в детский дом.

Нам предлагали посмотреть других детей, но мы проявляли настойчивость. «Плохо слушается воспитателей? Я тоже был в детстве непослушным», — говорил мой муж.

На заключение о решении передать нам ребенка собралась целая комиссия: юрист, педиатр, воспитатель, психолог и директор. Нас попросили расписаться на каждом листе, где были указаны все Анины диагнозы. Их было немало, но позже половина была снята, когда Аня стала жить в семье.

Читать также — Что такое группы здоровья и что они означают?

Принятие и решение задач

И вот, наконец-то, мы привезли девочку домой! Это было в апреле, Анюте тогда было шесть лет.  Она довольно быстро стала называть меня мамой. Но в то же время, использовала в своем разговоре и «мама Вера», сравнивала меня с предыдущим опекуном. Также сравнивала и уклад быта, рассказывала нам, как было в предыдущем доме опекунов, а как в детском доме.

Несмотря на радость появления ребенка в семье, было много задач, связанных с Аней.

Первое — это восстановление ее речи. Мы нашли Ане логопеда и за полгода сделали невозможное — поставили все (!) звуки на свои места. Это было трудно, потому что Аня не хотела заниматься дома, увиливала от занятий, убегала. Отдать должное моему мужу, когда он увидел, что меня тяготит делать с ней логопедическую гимнастику, потому что я расстраиваюсь из-за ее поведения, он взял эту миссию на себя.

Вторая задача — это выбор школы. Если повернуть время вспять, я бы отодвинула этот шаг на год позже. Но тогда я почему-то считала, что все дети должны идти в первый класс в 7 лет, чем мой ребенок хуже? Я тогда не до конца понимала, что адаптация ребенка в семье требует более длительного времени. Мы активно готовили Анечку к школе, привлекли специалиста.

Третья задача — это здоровье ребенка. Летом мы успели съездить на море, Аня там впервые научилась держаться на воде при помощи надувных нарукавников. Также в нашем городе окулист подобрал Кате подходящие очки. Позже ей была проведена операция.

В целом, так как Аня до нашей семьи уже была в приемной семье, адаптация у нее проходила ровно. Она сначала очень старалась нам понравиться.

В то же время, уровень тревожности у нее был высок. Это проявлялось в пониженном питании и гиперактивности. Она не могла сидеть на одном месте или хотя бы маленько спокойно постоять.

О травме и о добром сердце

Сейчас Аня взрослеет, ей 14. Задает вопросы про свою кровную семью. Я никогда не скрывала от нее информацию. Недавно у меня получилось достать фотографию ее родного отца. Аня бросила взгляд на фото и ушла, сказав, что нисколько на него не похожа.

Очень сложно принять, что ты был когда-то оставлен, эта травма на всю жизнь! Так уж случилось, что у Анечки это произошло дважды.

Читать также — Травма потери в младенчестве: что внутри?

Конечно, это не могло не отразиться на ее характере. Аня иногда на ровном месте ищет подвох, излишне подозревает нас в чем-то, упрекает. Также она может видеть вокруг, что у всех все лучше, свое же она обесценивает.

Но за всем этим скрывается очень доброе сердце. Аня очень отзывчива к людям.

Замечает, когда человек не в настроении, может подбодрить и утешить словом. Недавно дочь изъявила желание помогать нашим бойцам. Совместно с волонтерами она плетет сети и фасует продукты на фронт.

О проекте «Семья: переходный период»

Аня выросла, осенью пойдет в 8 класс.

Чтобы лучше понимать свою дочь в непростом для нее подростковом возрасте, полгода назад я зарегистрировалась в проекте «Семья: переходный период», который запустил фонд «Измени одну жизнь». Как участница проекта я получила несколько бесплатных консультаций психолога фонда, а также прослушала цикл вебинаров о травме потери и о кризисах семейной системы.

Как приемный родитель я почерпнула для себя много новой полезной информации. Теперь я не спрашиваю дочь о причинах ее некоторых поступков. Аня сама иной раз не может сформулировать ответ, почему она так поступила.

Занимая взрослую позицию, я пытаюсь помочь ребенку разрешить ситуацию, исправить какие-то ошибки и снова уверенно идти по жизни вперед.

Благодарю всех разработчиков и участников данного проекта за помощь и предоставленную возможность поделиться и решить какие-то трудности совместно!

О таланте

Выступление Ани.

А еще наша Анечка прекрасно поет. Преподаватель по вокалу не побоялась работать с девочкой, у которой была сперва очень плохая дикция.

Сейчас, благодаря работе нашего прекрасного педагога, Анюта ездит по городам России и занимает призовые места в вокальных конкурсах.

Я очень хочу, чтобы у моей девочки сложилась судьба: чтобы Аня получила профессию и была счастлива в своей жизни. Думаю, что с нашей поддержкой у нее все получится.

Пожелания приемным родителям и кандидатам

Всем приемным семьям желаю благополучия и крепкого здоровья, а будущим приемным родителям хочу сказать: не бойтесь трудностей — полный вперед!

Фото из семейного архива Екатерины.

Дизайн — Наталья Лунькова.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

4 комментария
  • Инна

    Как здорово, что вы не побоялись и взяли и ребенка. Она вылитая вы, прям ваша кровинушка.

    8 августа 2024
    • Екатерина

      Спасибо,Инна:)

      9 августа 2024
  • Елена Игнатовская

    Девочка выросла красавицей! Терпения вам и сил душевных!
    Но, к сожалению, Вы ничеге не рассказали о Грише, это приемный или кровный ребёнок?

    2 августа 2024
    • Екатерина

      Здравствуйте, спасибо за тёплые слова! Гриша кровный ребенок,да,еще один подарок от Бога. Так мы за два года стали родителями сразу двоих детей !

      3 августа 2024