Как отучить ребенка воровать? Какие причины толкают его на это? Как вести себя в такой ситуации родителям, чтобы не допустить ее повторения?

Психолог фонда «Измени одну жизнь» Елена Мачинская и опытные приемные мамы поделились личными историями и лайфхаками, которые помогли им бороться с воровством в семьях.

Родители чаще всего очень болезненно переживают эту проблему. Особенно тяжело приходится приемным мамам и папам, которые приняли сироту в свой дом, заботятся о нем, решают проблемы, а в ответ регулярно обнаруживают обчищенный кошелек или пропажу ценных вещей.

Популярные меры результата не дают, обида, паника и бессилие нарастают и могут довести до возврата ребенка в детский дом.

Приемные родители несколько чаще сталкиваются с воровством, чем родители обыкновенные. На то есть особые причины. Их породил тот опыт, который семейные дети в обычной жизни не имеют. Что же это за причины?

  • «Очень хочется «ништяков», которые есть у других, а у меня никогда не было. Возьму, тоже имею право!»
  • Непонимание, что не так, почему нельзя брать чужое, ведь «в детском доме было все общее, да и все воровали».

 

  • Нет веры, что приемная семья надолго, жизнь по принципу «бери побольше, пока можно».
  • Сохранение контроля за ситуацией и своей жизнью, хотя бы иллюзорное. «Я контролирую семью, решаю, что мне можно, а что нет, а не она — меня».

 

  • Слабые, неразвитые волевые качества, невозможность удержаться от соблазна — как следствие длительного пренебрежения и депривации.
  • Повышенная тревога, в том числе – адаптационная. Например, воровство еды, сигарет, алкоголя или денег, чтобы успокоиться.

 

  • Стремление быть круче других детей в классе, иметь свои деньги (самоутверждение в новом коллективе, заниженная самооценка, травма).
  • Желание походить на кого-то «крутого», кто воровал в детском доме (неправильные, искаженные авторитеты: «Если я буду себя вести как он, меня все будут считать тут крутым».

 

  • Желание заработать авторитет у новых приятелей в новой школе, покупая им что-то. Отсутствие возможности заинтересовать, а также опыта заводить дружбу с домашними детьми («они другие, не такие, как я»).

Некоторые истории приемных родителей могут показаться спорными или даже, на первый взгляд, излишне жесткими. Однако, даже Макаренко признавал, что в тяжелых случаях могут потребоваться экстренные, хоть и не самые популярные меры.

Поэтому мы решили опубликовать все рассказы «очевидцев» как есть, но не считать их прямым руководством к действию, а только посмотреть на вопрос разных сторон и понять, подходят ли такие лайфхаки к вашей ситуации.

Ольга Б.: «У нас всегда было правило — никаких чужих вещей в доме! Даже мелкой игрушки. Оставьте там, где нашли, кто-то же потерял. Телефоны находили, проводили «поисковую операцию» и возвращали владельцам».

Юлия В.: «Не искушать детей, не раскидывать наличку по дому и держать все деньги на карте. Доверие выказывать, оставляя карту на видном месте и разрешать ребенку совершать с нее траты в свою пользу. Но при наличии чека и с вашего разрешения!»

Анна Д.: «С моим ребенком помогли превентивные меры: карманные деньги на сигареты (но он был взрослый, маленькому бы так не дала) и свободное приобретение «по просьбе» комплектов одежды на его вкус. Доверие еще. Когда я ему свою карту давала для покупок в магазин, он считал каждую копейку и выбирал товар по акции».

Наталья Г.: «Соблазн — великая штука! По совету бывалых приобрели сейф и значительно облегчили себе жизнь! Сейф мы установили у папы в кабинете, а кабинет закрыт на ключ. Дети знают, где находится сейф, но руки уже не чешутся!»

Татьяна М.: «У нас была такая беда, может, кому-то мой опыт пригодится. Дала ребенку веревочку с собой в школу и попросила, что если очень захочется что-то украсть, то пусть достанет веревочку и завяжет узелок, а пока завязывает, чтобы вспоминал, к чему это может привести (учет, бесконечные проверки и т.д.). Сначала узелков было много, потом меньше. Потом веревочку перестал брать совсем. Не знаю, что помогло перестать брать чужое, может, просто перерос».

Кристина Б.: «Что только не делали. Нам помогли видеокамеры. Ну, может, в возрасте еще дело. Моя первый раз попалась в 7 лет. Камеры поставили где-то через год. В этом возрасте еще все-таки срабатывает и страх, и стыд».

Наталья Г.: «У нас тоже камеры! Камера спасает не от краж, а от последствий. Мои дети прекрасно понимают, что врать бесполезно, что все можно просмотреть, и если что-то будет, то неминуемо наказание. Уже не свалишь на другого какой-то проступок. Есть контроль, а детям нравится, когда «родоки» их умнее».

Наталья Т.: «Главный лайфхак — это настрой на длительный процесс без гарантий. С каждым ребенком все очень индивидуально, зависит от причин явления и самого ребенка. Универсальных методов нет, я полагаю. И мотивы могут быть разные.

У нашего ребенка изначальный мотив был — выжить. Не научился бы воровать — не выжил бы.


Работа с проблемой начинается с поиска основного мотива. У нас с православным уклоном методы, типа отдать в храм то, что якобы «найдено» на улице и т.д. Еще у нас до сих пор налички почти не бывает, а если и бывает, то хорошо прибранная».

Дэйна Э.: «У нас есть принципы и лайфхаки, основанные на этих принципах. Принципы такие:

  1. Родитель создает атмосферу семьи. Родитель нашел чьи-то деньги, карту, документы и ищет хозяина, чтобы отдать. Не берут бумагу, ручки с работы, неправильно сдачи на кассе дали — вернул. Это пример, дети отлавливают и усваивают такие моменты больше, чем наши лекции.
  2. Не брать чужое без просьбы, даже еду.
  3. Объясняем ценность денег: ты забрал, и человек не сможет купить что-то нужное. Или из магазин забрал — кому-то выпишут штраф и т.д.  Даем возможность заработать деньги, чтобы понять их ценность.
  4. Пресекаем воровство сразу на мелочах, чтобы не выросло до привыкания или до серьезного преступления.
  5. Ищем причину, какая внутренняя нужда невыполнима? Что они хотят сообщить через это поведение?
  6. Учим саморегуляции — как контролировать импульсы. Может, тут и нужно подключать сенсорную терапию.

Лайфхаки — что ты забрал, отплатишь два раза из своих денег. Идет и отдает сам, не мама. Мы решаем проблему вместе, но именно ребенок должен взять ответственность.

Это бывает стыдно, когда надо идти с ребенком в магазин, чтобы он вернул украденное. Однако важно, чтобы он понял: мы вместе найдем решение этой проблемы, но не снимаем с него ответственности за поступки. Есть такое правило в семье, поэтому так и действуем, без лекций, и унижения».

Ирина К.: «Отработка и возврат денег. Летом, вместо моря, раздавать листовки. Месяца хватило. Видимо, был легкий случай, повезло. Но вот с «мое-чужое» проблемы остались».

Елена Н.: «Я сделала так: проблема самая серьезная была с воровством у старшего, а он уже подталкивал младших, значит решать вопрос решила именно с ним. На двери в свою спальню поставила замок, со временем все привыкли, что она закрыта, и интерес пропал. Есть камеры в доме, но это больше для контроля, чтобы не врали.

Основная помощь была от коррекционного психолога, она пришла к выводу, что воровство связано с огромной ненавистью к родной матери, с этой темой и работали, он проходил ступени программы «Шаг за шагом», чтобы изменить себя, сразу оговорюсь, что у ребенка не было никаких зависимостей.Помогло отлично! Он сам больше не ворует и мелким охоту отбил собственным примером. Я ему за это очень благодарна!»

Наталья Т.: «С горечью говорю, что ПОКА не могу доверять ему, ведь тот, кто врет и ворует — не вызывает доверия. Поэтому (ах, как жаль) придется дитятку ПОКА лишить многих желанных вещей, например, карманных денег (временно-пока доверие не восстановится), не в качестве наказания, ни-ни-ни, а просто потому, что непонятно, на карманные ли куплены вкусняшки или сворованы… А вот когда человек честный, то сразу ясно, что жевательная резинка на карманные деньги куплена.

И вот гулять тоже выпустить никак нельзя без присмотра, не в наказание, а исключительно от любви и заботы, ведь могут в полицию загрести, везде камеры, или тупо избить за воровство.

Я, мол, очень переживаю за сыночка, поэтому раз есть опасность такая, надо дома посидеть. А доверие довольно долго зарабатывать нужно, а потерять его можно в один момент и с одной маленькой кражи».

Лида Ш.: «Была история в школе, неоднократно воровал у ребят все подряд… Деньги из карманов, еду, одежду, все, что захочет. В общем, мое терпение лопнуло. Я обговорила с воспитателями и учителями эту тему, и они поддержали меня.

Я приехала в школу, после очередной кражи сели с воспитателем и рассказали при других детях, что раньше ворам руки обрезали, метки ставили и т. д. Сидит, ржет.

Я встала, и маркером хорошим написала на лбу у него: «Я ВОР». Ходил так 4 дня. Ревел, умолял стереть, а я в ответ, мол, я ведь тоже реву, умоляю, другие ревут, кого ты обворовываешь.

Конечно, это уже был край, жест отчаяния, до этого я перепробовала все: разговоры, правила, наказания, психологов. Короче, очень помогло. Очень жестко, но эффективно».

Ольга О.: «Иногда единственная возможность: дождаться, пока вырастет и уедет».

Ирина К.: «Все от типа воровства зависит. Большинство типов подлежат исправлению.  А вот невротическое (психопатологическое) воровство и воровство ради зависимостей — нет».

Ирина Н.: «Ну и уж не лайфхак, конечно, но в некоторых случаях воровства помогает психиатр. У нашего — отсутствие самоконтроля, который какое-то время на препаратах удержать можно».

Арина Т.: «Я перепробовала все, о чем вы говорите. Мы живем по правилам и принципам, описанным Дэйной Э. Воровство ежедневное, ежечасное, по нескольку раз в день.

Мы всей семьей постоянно что-то ищем, пропадает все: от украшений до чьих-то трусов, простите. Все прячется, выкидывается, ломается. А девочке уже 15. Дома уже 6 лет.

Ворует не только дома, но и у друзей, знакомых, в магазинах. Дома камеры, замки на все двери, на все шкафы, но и это не останавливает: может прям под камерой брать что-то, а потом: «Это не я». Когда запись покажешь, сознается, но тут же начинает кого-то винить, стыдно никогда не бывало, прощение просит формально.

Решили показать врачу, а врач нас отругала, что долго тянули, уже бы давно начали лечение. В нашем случае это оказалось симптомом заболевания, лечим. Пока о результатах говорить рано, посмотрим, что будет. Это очень сложно.

Мой лайфхак для таких родителей, которые перепробовали всe, таков: «Главное — берегите себя. Иногда ребенок такой не потому, что хочет навредить вам, а потому что – болен. Лечите, но не принимайте близко к сердцу воровство, включайте режим «самосохранения» и берегите свою нервную систему, не доводите себя до больницы, как я все эти годы».

Комментарий психолога 

Елена Мачинская, психолог фонда «Измени одну жизнь»

«Реакция и дальнейшее поведение родителей в случае воровства играют очень важную роль. Необходимо помнить, что воровство в большинстве случаев лечится либо посредством воспитательного процесса, либо, в некоторых особо сложных случаях, у психотерапевта.

В исключительных случаях, когда воровство связано с психопатологией, может быть назначена даже медикаментозная поддержка.

Если вы столкнулись с проблемой воровства в семье,  хотите понять причину такого поведения приемных детей, а также нуждаетесь в помощи в выборе способов реагирования, вы можете  записаться на бесплатную консультацию к психологам фонда «Измени одну жизнь».

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Наталья

    Отличный список. Хорошо, когда есть уже готовые решения-можно поберечь нервные клетки. Насколько я понимаю, с приемными детьми, это самая главная ценность..))))

    24 марта 2020