Мы спросили наших читателей в социальных сетях: «Какие самые страшные вопросы могут быть у приемного ребенка?»

Джессика Франтова, психолог фонда «Измени одну жизнь» отвечает на три детских вопроса, которые прозвучали от большего числа приемных родителей. 

1. «Почему мама меня бросила?»

Именно этот вопрос в такой формулировке прозвучал сразу от многих наших подписчиков.

Прежде чем начать на него отвечать, хочется сделать одну практику. Попробуйте посмотреть отдельно на каждое из слов этого вопроса. И задайте себе другие вопросы: «А точно ли все из этих слов правда? И какое слово здесь для ребенка самое важное?»

Дело в том, что зачастую на него отвечают, не уточнив. И поэтому слова не всегда легко подобрать.

А отвечать я бы предложила с того, чтобы разобраться со словом «бросила». Потому что это слово скорее всего – все же оценочное суждение взрослых действий другого взрослого человека.

Почему мама исчезла, почему ее нет? Вот это больше похоже на то, как воспринимает мир ребенок. Если же ребенок говорит «бросила, предала» — значит, он уже пытается найти какое-то свое объяснение или же повторяет то, что где-то услышал.

На самом деле, обычно происходит следующее. Родители или только один из них, зачастую мама, передает ребенка на попечение государства. То есть, приносит его в то место, где о нем будут заботиться.

Бывает и так, что оставляет в том месте, где это будет происходить или же в том месте, где ребенка найдут и передадут в государственное учреждение. Так или иначе здесь присутствует момент передачи от семьи, которая по каким-то причинам сейчас не считает возможным быть с ребенком, не имеет ресурса, считает, что так будет лучше – в то место, где у ребенка будет еда, одежда, забота и, возможно, новая семья.

Или же бывает по-другому. Органы опеки узнают, что у семьи нет возможности дать ребенку то, что необходимо и забирают его. И семья, как будто бы, соглашается с этим. Родители подписывают нужные бумаги, перестают навещать и т.д.

Поэтому ответ на вопрос о том, почему произошла передача, таков: «У семьи, которая дала тебе жизнь, не было возможности заботиться о тебе. Поэтому тебе передали туда, где о тебе могли позаботиться».

Если взгляд новой семьи на историю ребенка позволяет сказать: «Кровная семья хотела хорошего и счастливого будущего для своего потомка», — это лучше сделать. Если есть пожелание, напутствие – принять историю бывает легче. Если наоборот много неясностей, гнева, отрицания, то возникает желание постоянно оборачиваться назад и искать ответы.

Так же в заданном вопросе таится очень много про «меня». По сути, это другой вопрос: «А что со мной не так? Почему, например, братья и сестры остались в семье, а я – нет? Может быть, я плохой?»

Поэтому важно подчеркнуть, что решение принималось не от того, что ты — неправильный, а для того, чтобы обеспечить тебе лучшую жизнь , возможно, более безопасную.

Такую, которую в тот момент родители дать тебе не могли.

2. «А где мой папа? Кто он?»


Так же, среди вопросов, заданных нашими пользователями, прозвучал и такой.

И действительно, часто рассказывая историю ребенка, забывают о том, что родителей было двое, сводя весь разговор только к одной персоне, о которой обычно хоть что-то известно- к маме.

Если об отце ничего неизвестно, можно сказать о том, что мы, и правда, не можем ничего сказать, кроме самого главного, что отец дал тебе жизнь.

И это здорово. А чтобы разобраться с тем, каким он был, мы можем посмотреть в зеркало. Ведь у тебя есть цвет глаз, волос, рост, таланты, способности – что-то из них точно от отца.

Мы можем пофантазировать, что именно. Возможно, ему нравилось петь и играть на гитаре, возможно у него была такая же улыбка, возможно, он умел шутить.

Чем больше «ресурсных», интересных характеристик будет озвучено, тем более вероятно, что ребенок захочет соединиться, или, говоря по-научному, «идентифицироваться» с этими качествами.

Когда же ситуация обратная «да он просто ничтожество, козел, отвратительный человек» — идентификация начинает происходить по этим же пунктам. Если же вместо информации тишина — ее заполняют фантазиями, которые, как показывает практика, могут быть намного страшнее реальной жизни – и идентифицируются с ними.

Возможно, сказать что-то нейтральное, а тем более, хорошее про кровную семью будет сложно. Или слова будут даваться тяжело. В этом случае, если такая возможность есть, посмотрите на детские фотографии кровных родителей или представьте их детьми, которыми они когда-то были. Они тоже о чем-то мечтали, у них были увлечения, возможно любимые школьные предметы.

Попробуйте увидеть их теми детьми, которыми они были в начале своего жизненного пути, до всех тех сложных событий и выборов, которые они сделали. И говорите об этой, детской части.

Потому что никто не рождается наркоманом, убийцей, алкоголиком. Каждая жизнь имеет свою историю.

3. «Почему вы выбрали именно меня?»

Скорее всего, за этим волнительным вопросом ребенка скрывается желание узнать, чем он оказался лучше других детей?

И про это можно говорить: увидели и поняли, что это – ты, почувствовали что-то, встретились глазами, почувствовали родство.

Вспомните обстоятельства вашей встречи, ваши переживания и эмоции. Если чувства пришли позже, то об этом тоже можно рассказать, так же, как и о том, что с момента вашей встречи вы ни разу не пожалели о своем решении, что останетесь вместе и теперь вы одна семья.

Вы можете рассказать детям сказку о том, как они нашли семью —  Волшебная история особенного дня

Какие еще вопросы волнуют ваших приемных и кровных детей? Напишите в комментариях к статье, и мы постараемся ответить на самые важные из них.

Помогите детям и родителям найти друг друга и больше не потерять – поддержите работу нашего портала!

Поддержать портал

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!