Джессика Франтова, психолог фонда «Измени одну жизнь» – о том, как в детях-сиротах можно увидеть героев знаменитых детских книг.

Будущий родитель часто оказывается перед очень нелегким выбором: послушать свое сердце, которое тянется к одному ребенку, или принять мнение специалистов, которые предлагают другие варианты…

И здесь есть одна важная особенность: ребенок в учреждении совсем не такой, каким приходит в семью. Тот, кто был тихим и замкнутым, может оказаться маленьким разбойником, а заядлый двоечник вдруг превращается в талантливого пианиста. Но все это будет потом.

А сейчас перед родителем есть фотографии, видеоанкеты, толпа галдящих детей. И решение — очень важное, от которого зависят судьбы их и маленького человека, которого они примут в свой дом.

За большинством страхов стоит неизвестность. Если преодолеть ее, страх становится меньше, а то и вовсе отступает. В нашем случае неизвестность связана с тем, что мы мало знаем о ребенке, о его мире, о том, чем он живет, что ему нравится и что нет, на что откликается его сердце. Страх говорит нам: мы ничего не знаем, надо спросить других.

Но мне кажется, что мы знаем очень многое. Просто мы про это забыли или никогда не думали, что на самом деле у нас есть много информации о мире ребенка-сироты. И мы владеем ею давно, с самого детства.

В книгах, которыми мы зачитывались в детстве, и фильмах, которые мы смотрели, очень много детей-сирот. Не верите? Я перечислю лишь некоторых: Том Сойер и Гек Финн, Пеппи Длинный чулок, Колобок, Снегурочка, Гадкий Утенок, сестрица Аленушка и братец Иванушка, Дюймовочка, Маугли… и еще не один десяток персонажей.

И все они по-настоящему живые: у них были свои истории, переживания, чувства. Вспоминаете? А теперь скажите— кому из них вы сочувствовали? Кому хотели помочь в детстве? Кого понимали больше всего? С кем вместе вы пред­ставляли себе приключения, устраивали заговоры против взрослого мира?

Открою секрет: книжные герои живут и сейчас, в реальности, и многих из них вы можете встретить в самых не сказочных и казенных госучреждениях. Но вот беда— их еще надо узнать.

А для этого надо сделать одну очень простую вещь— вернуться на несколько шагов назад и вспомнить себя в детстве. Вспомнить, о чем вы мечтали и кем хотели быть, какие герои вас окружали, — и тогда вы сможете узнать их здесь, в реальном мире обычного детского дома.

И в этом нет ничего удивительного — ведь герои выдуманных историй зачастую срисованы с совсем невыдуманных людей. Дети-сироты были всегда— также, как были и те, кто сопереживал им и хотел рассказать миру о том, какие они на самом деле замечательные мальчики и девочки.

Девочка-разбойница. Про нее скажут, что она никого не слушается, заводила, больше дружит с мальчишками. Да и вы­глядит она совсем как мальчик— джинсы, кроссовки, футболка. И увлечения у нее мальчишеские— футбол, например.

И дерется она часто. И язычок у нее острый, совсем в выражениях может не стесняться. А еще она может сказать: «А мне и  так хорошо! У меня друзья есть! Никуда не пойду!» — на предложение отправиться в семью.

А теперь давайте вспомним сказку. Почему Пеппи так не хотела расставаться со своей вольной жизнью? Во-первых, она боялась, что взрослые начнут ее учить и воспитывать и она больше не сможет быть свободной, а станет такой же, как сотни других мальчиков и девочек. А ей хотелось самой решать, что она будет носить, какую еду есть, с кем дружить.

Читать также — 7 главных мифов о кровных родственниках приемных детей

Во-вторых, у нее был папа— капитан Длинный чулок. Да, он появлялся редко, но Пеппи его очень ждала и совсем не хотела терять с ним связь.

А давайте теперь подумаем— какая бы семья была подходящей для Пеппи?

Наверное, это мама и папа, которым не очень важны бантики и платьица. Им важно, чтобы ребенку было удобно и комфортно, а порванные штаны и пятна— не большая проблема.

Здорово было бы, если бы родители были увлечены спортом, активным отдыхом. Отлично, если у них нет заранее прописанной программы, чем должен заниматься ребенок в свободное время, как именно он должен выглядеть и как говорить.

Вряд ли тут подойдут родители, которые хотят «продолжить династию», — ну, если только это не династия потомственных циркачей.

Девочку, подобную Пеппи, сложно будет заставить делать то, что она не хочет. Она привыкла сама за себя решать и выбирать, кем ей быть, — и от этого права она, как и любой другой человек, не будет отказываться.

Ну и, конечно же, новые родители не долж­ны быть против общения Пеппи со своим папой. Так получилось, что папа Пеппи— капитан дальнего плавания, поэтому много времени рядом с дочкой проводить не сможет. Но они любят и помнят друг друга.

Очень непослушный мальчик. Выдумщик и фантазер, все время попадающий в различные истории. Взрослым с ним очень нелегко. Он и урок сорвать может, и сбежать, и нафантазировать такого, что все поверят. При этом он очень обаятелен, дружелюбен и открыт.

Он нравится взрослым, возможно, он уже был в приемной семье— но ему пришлось вернуться, потому что родители не смогли справиться с неуспеваемостью, неорганизованностью, непо­слушанием.

Читать также — 5 причин возвратов детей и как этого избежать


Давайте вспомним бессмертное произведение Марка Твена— кстати, уважаемые взрослые, а когда вы сами были в возрасте Тома, хотелось бы вам с ним дружить? Хотелось поучаствовать в многочисленных приключениях и историях, которые он затевал?

Так что же такое с Томом происходило? Том жил в приемной семье, где у него не очень-то складывались отношения с приемным братом-ровесником. А тетя Полли— из лучших побуждений, конечно, — еще и постоянно сравнивала братьев, и часто Том получался хуже, чем Сид, его двоюродный брат. И получилось так, что Том уже решил, что нечего и тягаться и пытаться стать таким, каким его хочет видеть тетя, — проще сбежать или умереть.

Мне кажется, что большинство проблем Тома было оттого, что не было рядом с ним человека, который бы его понимал. Того, кто бы поверил в уникальность Тома, кто поддержал бы его словами «Ты— лучший!»

В конце концов друг нашелся в лице Гекльберри Финна, который тоже вел далеко не «приличный» и«благопристойный» образ жизни. И вместе они натворили еще много раз­ных интересных дел и попали в кучу интересных историй.

Какая семья подошла бы нашему Тому?

Тут тоже, как и для Пеппи, родители должны быть очень активными: надо будет успевать за быстро меняющимся ходом событий. Наверное, у них должно быть хорошее чувство юмора: ругать Тома, как известно, дело бесполезное, а как-то защититься от стресса от производимых им действий надо.

Если же будущие мама и папа— люди творческих профессий или имеют какое-то творческое хобби, вообще замечательно. К творчеству и Тома можно приобщить— например, есть предположение, что в нем пропадает великий актер и импровизатор. Ведь Тому очень важно быть успешным в какой-то деятельности, тогда, быть может, и в школе наладится.

Видимо, и ценность школьных оценок у будущих мамы и папы должна быть не на первом месте: вряд ли Том сразу начнет приносить пятерки и четверки.

А может быть, у мамы или папы тоже есть «хулиган­ское» прошлое? Тогда им проще будет встать на одну сторону с Томом и вместе с ним справляться с трудностями.

Тихая послушная маленькая девочка. У воспитателей с ней проблем нет. Только вот «все одна, одна, все в себе». Выглядит поистине ангельски, просто воплощение мечты о«голубоглазой белокурой малютке». Застенчива и стеснительна, говорит тихо, с трудом выражает свое мнение.

Для такой Дюймовочки быстро находится семья. И, что удивительно, бывает так, что ее возвращают. Потому что оказалось, что у маленькой тихой девочки очень много проблем, о которых никто и не подозревал.

Обратимся к сказке. Что происходило с Дюймовочкой? У нее была очень непростая и тяжелая история: ее украли из семьи, а после пытались заставить выйти замуж за уродливого Крота.

Дорогие взрослые, вы знаете, как на взрослом языке называется то, что происходило в сказке? Это называется тяжелым взрослым словом «насилие». Оно может быть физическим, моральным, сексуальным. Такая травма не проходит бесследно для ребенка. Боль и страх, пережитые ребенком, рвутся наружу, чтобы быть услышанными. И иногда вырываются такими способами, которые взрослый бывает не готов воспринять.

Взрослому бывает проще вообще отказаться от такой Дюймовочки. Иногда даже просто рассказ ребенка о том, что с ним происходило, настолько тяжел для взрослого, что так и хочется сказать: «замолчи!», «забудь!», «не смей говорить об этом!» — а это еще больше травмирует ребенка.

Смотреть вебинар — Сексуализированное поведение приемного ребенка

Например, бывает так, что ребенок, переживший травму сексуального насилия, начинает везде искать своего принца, слишком рано по меркам взрослого мира — это называется «сексуализированное поведение», и это тоже повод, чтобы вернуть ребенка в детский дом.

А еще есть рисунки, сломанные игрушки, сверстники, с которыми Дюймовочка начинает играть в те игры, которые она знает, — в те, в которые ее научили играть в доме Жабы и Полевой Мыши…

Какая же семья сможет стать Дюймовочке по-настоящему родной?

Мне кажется, самое важное — чтобы будущие папа имама прини­мали тот факт, что в жизни со всеми людьми могут происходить разные ситуации. И темная сторона жизни может коснуться каждого. Это должны быть люди, которые готовы услышать «тяжелые» темы и сопереживать.

Именно возможность найти взрослого, который не отвернется и не сделает вид, что ничего не происходит, поможет Дюймовочке излечиться и вернуть доверие к миру.

Наверное, приемным родителям Дюймовочки сложно быть людьми с жестким пониманием того, что такое «плохо» и что такое «хорошо». Ведь многое из того, что будет делать ребенок, и то, о чем он будет говорить, попадет в графу «плохо», «греховно». Здесь важно принимать историю ребенка: желание «стереть», «забыть» только усугубит ситуацию.

Ребенок-аутсайдер. Оценки не самые высокие, достижения не самые выдающиеся. Да и внешность— ничего особенного. Часто бывает «заклеван» в коллективе. Если мы говорим о младенце, то про него можно услышать: «Зачем вам такой? Он же страшнень­кий, маленький, плохо развивается…»

Вернемся к первоисточнику. Что случилось с утенком? У него никогда не было кровной семьи. Он— подкидыш.

Его пытались принять в семью, но он никому не подходил, потому что сильно отличался от остальных. Постоянно сталкиваясь с агрессией и непониманием, он еще больше замкнулся в себе и потерял всякую надежду быть принятым.

Наверное, эта сказка может быть метафорой почти каждой истории прихода ребенка в семью. Ведь это самое важное для ребенка— быть принятым.

«Ты— такой, какой ты есть, и поэтому нам нравишься», — вот слова, которые ему нужны, чтобы чудесное превращение произошло! И вот тогда он уже станет настоящим Лебедем— расправит крылья, взлетит высоко!

А значит, нужны родители, которые не смотрят на внешность, а видят сердцем. Родители Гадкого Утенка не пытаются его переделать, сделать похожим на себя— такая история у него уже была не раз и не заканчивалась ничем хорошим.

Уважение к индивидуальности, непохожести, акцент на личных качествах ребенка— вот то, что сделает такую семью счастливой. И пусть для всяких Кур, Индюков, Уток не отвечает представлениям о правильном ребенке. Но для вас он— самый лучший.

Слушайте свое сердце!

Иллюстрации Юлии Добровольской.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Юлия Петрова

    Очень интересно))

    10 июля 2020