«В ролике Антона спрашивают: «Как дела?» Он отвечает: «Все хорошо», а губы дрожат. Я не могла пройти мимо», - вспоминает приемная мама Елена Власова

Москвичка Елена Власова увидела своего будущего сына в видеоанкете, созданной фондом «Измени одну жизнь». На видео подросток из детского дома в Тверской области ловил рыбу и рассказывал, как ему это нравится. Когда Елена взяла Антона в семью, ему было 16 лет. Сейчас парень живет отдельно, ему 22 года, у него семья, дети, работа.   

Фонд изменил две жизни

Фонду «Измени одну жизнь» исполнилось на днях 9 лет, и ваша работа очень важна. Видеоанкеты значительно повышают шансы ребенка на то, чтобы найти родителей.

Вообще, видео – это здорово, интересно наблюдать, как меняется жизнь человека, быть причастным к этому.

Для меня название вашего фонда «Измени одну жизнь» имеет двойной смысл. Жизнь Антона изменилась, моя тоже. Получается, вы изменили две жизни.

После ШПР почти год ходила по детским домам

Я мечтала о приемном родительстве с юности. До сих пор не могу понять, почему именно эта мысль закралась в голову.

В 53 года я поняла, что могу стать приемной мамой. Раньше не получилось по причине болезни моей мамы, потом папы. После ШПР почти год ходила по детским домам. Я думала, что свой ребенок — сродни любви с первого взгляда, но любовь эту ни в ком не видела.

Деревенский парень с удочкой рассказывал про рыбалку и охоту

Изначально я не рассматривала подростков, поскольку у меня есть взрослый племянник, потом передумала и стала просматривать анкеты ребят постарше. Так увидела видеоанкету Антона на сайте «Измени одну жизнь».

Парню в тот момент было 16 лет, он жил в Андриаполе, одном из небольших городов Тверской области. Посмотрела ролик: деревенский парень с удочкой, рассказывает про рыбалку и охоту. Что сказать… наш человек! Мой папа увлекался охотой, я с детства обожаю рыбалку, охоту. Так Антон и зацепил нас.

Я посоветовалась с отцом, показала ему видеоанкету. Он поддержал, и процесс, что называется, пошел.

Отговаривали и сестра, и директор детдома

Сестра отговаривала, мол, слишком взрослый, уже дядька, по сути. Но я никого другого уже не видела. В ролике его спрашивают: «Как дела?» Он отвечает: «Все хорошо», а губы то дрожат. Ну как я могла пройти мимо?!»

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Однако подросток есть подросток, я это понимала, позвонила в детдом, чтобы чуть больше узнать про Антона.

Директор мне говорила, что мальчику никто не нужен. Она отговаривала, мол, «это будет настоящий ад».

Надо сказать, что Антон имел опыт возврата. Будучи в детдоме, его взяла в свою семью воспитательница. Антон был рад, стал лучше учиться. Но в скором времени его вернули в учреждение, там же продолжала работать и воспитательница.

Мне, кстати, предлагали познакомиться с ней, чтобы составить мнение об Антоне. Естественно, я не стала этого делать.

Первые дни дома.

Директор также говорила, что мальчик курит. Меня почему-то этот факт потряс. Директор продолжила: «Зачем вам это нужно? Он же курит?» А я сказала, что со мной он перестанет курить.

Но директор не отступала, на что я ответила: «Вот приеду в детдом, поговорю с мальчиком, если откажется, то так тому и быть».

Ада не случилось

Сразу скажу, что все эти опасения директора детского дома не оправдались. Того ада, о котором она говорила, у нас не случилось. Да, были сложности, адаптация, привыкание, принятие друг друга.

Я дала понять Антону, что семья — это навсегда, и что я приемная мама. Поначалу он сопротивлялся, но… такова жизнь, что у некоторых детей бывают две мамы: кровная, которая смогла с ним быть до определенного времени, и приемная, она до конца жизни.

Ни разу у меня не было сожаления о своем решении, хотя трудностей и переживаний было масса.

К сожалению, курить он так и не бросил. Но других вредных привычек нет. Он – честный, хороший, он — моя радость, счастье и тревога, конечно.

Антон уважительный, внимательный, бережный. Сын всегда помогает, когда есть необходимость, приедет ко мне и днем, и ночью.

Сначала сын был подарочным


Через два месяца после разговора с директором детдома я приехала в Тверскую область, пригласила Антона погостить в Москву. Кратко рассказала о семье, о том, что живу вместе с отцом в небольшой квартире.

Мой папа записал видео и пригласил Антона в гости. В итоге парень приехал в гости на две недели. Вместе гуляли по городу, Антон помогал по дому, был просто «подарочным».

Антон впервые увидел море.

На форумах обычно пишут про непослушных детей, а я стою и вижу, как Антон моет посуду, и думаю: удивительный мальчик.

После гостевого я еще шесть раз приезжала в Тверскую область, навещала Антона, а во время очередных гостевых дней спросила, готов ли она прийти в нашу семью? Антон подумал три минуты и ответил: «Да». Затем он вернулся в Тверскую область, нужно было закончить учебный год.

В начале лета Антон приехал в Москву и вместе мы отправились на море. Сначала гостили в Твери у моих друзей, затем поехали в Крым.

Море потрясло Антона своей красотой! Он сказал, что именно таким оно виделось ему на картинках. Он много плавал, нырял, ловил рыбу, спускался несколько раз с аквалангом.

Я тоже училась нырять, плавать с маской и трубкой. Ездили в горы на квадроциклах. Природа потрясающая! Отдыхали около месяца.

Адаптация началась после каникул

С отказа нормально учиться после каникул началась наша адаптация, она развивалась по принципу цепной реакции. Сначала нежелание учиться усилило отсутствие детско-родительских отношений между нами.

Проблемы с посещением школы были, но в пределах разумного. Антон при всем этом закончил колледж в Москве по специальности «сварщик».

Учеба давалась непросто.

Антон воспринимал меня как чужую тетю, которая почему-то требует посещать колледж. Сын говорил, что ему никто не нужен, а я объясняла сыну, что я не Лена, не Елена Юрьевна, а приемная мама, что я буду с ним идти по жизни.

Как часто делают дети, он проверял меня на прочность, говорил: «Сдайте меня обратно в детдом». Мы часто ругались, и в какие-то моменты я могла заплакать от обиды, но не при мальчике. Он не должен был почувствовать мою слабость.

В период адаптации серьезную поддержку оказали психологи, другие приемные семьи. Они говорили, что я слишком близко принимаю к сердцу слова и поступки сына. Необходимо настроить себя немного иначе, не быть ранимой.

Еще не нужно многого ждать от ребенка, требовать. Все дети из системы глубоко травмированы, и в адаптацию нужно руководствоваться именно этим фактом и не требовать от ребенка любви и ласки. Ему тяжело, он проверяет родителей на прочность, пытается начать доверять».

Помочь преодолеть адаптацию (помимо собственных внутренних ресурсов) могут три вещи: советы состоявшихся приемных родителей, психологи и учеба.

Читать также — Как получить консультацию психолога фонда «Измени одну жизнь»

Он ушел и вернулся

Спустя некоторое время у Антона умерла кровная мама (отец погиб давно), и Антон поехал на похороны в Тверскую область.

Антон ранее пережил возврат. И принятие произошло не сразу, постепенно.

Поехал один, никого из нас не взял. Возможно, тогда он и почувствовал, что я ему не чужая тетя, а опора на всю жизнь. А может быть, осознание пришло гораздо раньше.

Читать и смотреть также — Мифы и легенды семейного устройства». Видеозапись и текстовая расшифровка вебинара

Тем не менее, принятие произошло не сразу, постепенно. Но пиком адаптации я могу назвать решение Антона уйти из семьи. Когда он ушел и снова вернулся, то все прежнее психологическое напряжение стало ослабевать.

Когда почувствовала, что стали семьей?  Много было пройдено и прожито вместе. Антон наблюдал, анализировал, привыкал, постепенно пришло доверие ко мне, что не брошу. Видел, как я живу, чем живу, как живет моя семья, мои друзья.

Мы говорили с ним, о том, что дала ему жизнь в семье. Думает, что без семьи сложилось бы не все так. Когда рядом родной человек не по крови, а по духу, душе, сердцу, то спокойнее, увереннее идти по жизни.

У Антона теперь жена, дети

Но из приемной семьи Антон все же ушел для того, чтобы создать собственную. В 20 лет он встретился с девушкой из своего детдома. Тогда у нее был грудной ребенок. Антон вместе с этой девушкой решил строить совместную жизнь.

Сначала Антон уехал на некоторое время из Москвы к ней и вскоре привез их с ребенком в столицу. Жили отдельно от меня, строили отношения, родили общего ребенка — дочку.

Сын получил квартиру, ребята уже обставили ее. Я хожу к ним в гости, общаюсь и с Антоном, и с его женой, и с детьми.

Бери в семью ребенка, непохожего на меня

Наверное, Антон сожалеет о периоде, когда наши отношения были далеки от идеальных. Однажды сказал: «Если будешь брать еще одного ребенка, то бери непохожего на меня».

На что я ответила: «Почему непохожего? Ты же замечательный».

Между нами сложились по-настоящему теплые отношения, и Антон всячески оберегает меня. По-своему любит и понимает, что я  родной ему человек.

Фото — из семейного архива Елены Власовой.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Анна Калашникова

    Огромное спасибо за историю, прямо до слез тронула. Теперь вы не только приемная мама, но и бабушка! Как замечательно!!!

    8 мая 2021