Близится 1 сентября, и в семьях, воспитывающих школьников, возникают новые вопросы и задачи. Кто-то готовится отвести ребенка в первый класс и беспокоится о том, как пройдет адаптация, кто-то готовится к выпускным классам, переходу ребенка из начальной в среднюю школу
Новый этап школьной жизни содержит в себе и новые вызовы, и вместе с ними у родителей возникают и новые вопросы: справится ли ребенок, справимся ли мы с новой нагрузкой?
«Школьные трудности» — одна из основных причин обращения приемных семей в нашу консультационную службу. Ребенок отказывается учиться, саботирует приготовление домашних заданий, начинает часто болеть, прогуливает школу.
Что может сделать семья, чтобы максимально облегчить этот непростой период?
1. Оставаться в позиции родителей
Это очень важный фактор – остается ли родитель принимающим и поддерживающим или, под давлением новых задач, превращается в репетитора. Такое изменение пугает ребенка, уже имеющего опыт потери взрослого, и он начинает родителя «возвращать» — саботирует задания, отказывается понимать объяснения.
Дело в том, что ребенку, имеющему опыт сиротства, важно проверить взрослого в том, останется ли он с ним, если ребенок будет неуспешен? И именно на этот вопрос он ищет ответ своим поведением, в то время как взрослый старается объяснить и рассказать материал.
Выгорание родителя на фоне постоянных конфликтов из-за уроков встречается повсеместно, и решиться этот вопрос может только делегированием — передачей функций учителя третьему лицу, с которым у ребенка нет отношений привязанности.
2. Снижение ожиданий
Не секрет, что огромное количество детей, имеющих опыт сиротства, испытывают ряд сложностей в процессе обучения. Это связано и с педагогической запущенностью, и с задержкой психического развития, и с влиянием травматического опыта. Обучение в школе для многих семей становится своеобразным «тестом» — что у нас получилось, удалось ли преодолеть разрыв, сможет ли ребенок соответствовать требованиям?
К сожалению, именно обучение в обычной школе, где в классе много учеников, а, значит, нет индивидуального внимания к каждому ребенку, где могут быть резкие звуки, звенящая тишина и жесткие правила, а, значит, небезопасно, где есть сравнение и ранжирование, а, значит, риск почувствовать себя «плохим», «отверженным» — не способствует тому, чтобы накопленные умения проявились наилучшим образом. Поэтому приемные семьи достаточно часто сталкиваются с тем, что ожидания не оправдались, в школе давление на семью и ребенка усиливается, ресурсы семьи истончаются.
Гораздо легче ситуация воспринимается, когда семья изначально настроена на «минимальный» режим: ребенок может высидеть весь учебный день, его переводят в следующий класс, сложились отношения с учителем и ребятами, есть предметы, которые нравятся. Сравнение с детьми, имеющими иной, не травматический опыт, к сожалению, будет не в пользу приемного ребенка. Лучше обращать внимание на то, что получается, на те маленькие успехи, которые могут быть каждый день.
3. «Полезные» игры
Ряд школьных трудностей могут быть связаны с тем, что у ребенка просто пока не сформировались должным образом психические функции, отвечающие за саморегуляцию, произвольность, способность к абстрактному мышлению, удерживанию внимания. И здесь помочь могут не только занятия со специалистом (дефектологом, нейропсихологом), но и включения ребенка в деятельность, в которой эти качества могут сформироваться.
Для этого можно всей семьей играть в игры по правилам, настолки. Именно в игре можно незаметно научиться следовать инструкции, выдерживать тайминг, обращать внимание на детали – а именно эти навыки необходимы в учебной деятельности.
4. Время на перезагрузку
В планировании учебного дня необходимо заложить время на то, чтобы восстановиться. Вариант: пришли из школы, быстро покушали, бегом на дополнительные занятия, выполнение домашнего задания – скорее всего, приведет к выгоранию и родителя, и ребенка.
В таком режиме организму просто невозможно будет переключиться и восстановиться, появится апатия, усталость, обострятся старые заболевания и, возможно, появятся новые — в ход пойдет все, лишь бы дать телу «передышку».
Поэтому отдыха должно быть много: игры, творчество, нравящиеся ребенку активности. Именно в этой деятельности происходит восстановление и набор сил для следующего дня и выполнения требований.
5. Место для успешности
Если дела в школы обстоят «не очень», хорошо, если есть другая активность, где ребенок может почувствовать себя успешным: кружек, дополнительное занятие, секция. Для будущей взрослой жизни очень важно показать – есть разные сферы деятельности, где-то обязательно будет то, что понравится и будет получаться.
Если везде тяжело, плохо, занятия идут через силу – уже через несколько лет мы можем наблюдать ребенка, который «ничего не хочет» и «ни к чему не стремится», потому что не хочет вновь разочаровываться и быть неуспешным.
Поэтому важно найти то занятие, которое поможет раскрыться, в котором ребенок сможет получить опыт успешности и востребованности.
6. Хорошие вопросы в помощь родителям, которые помогут понимать ребенка:
- Что помогало мне, когда я учился?
- А что мне наоборот, мешало?
- Что делали взрослые, чтобы поддержать меня?
- Помогало ли мне это?
- Что я хотел(а) бы, чтобы делали взрослые, чтобы помочь мне учиться?
- Кто помогал и поддерживал меня больше всего? Что этот человек делал для этого? Какой бы совет он дал мне сейчас, когда я сам родитель, а моему ребенку нужна поддержка в учебном процессе?
7. Шпаргалки для приемных родителей:
7 статей на нашем сайте, посвященных «школьным трудностям»:
Почему школа пугает родителей?
Как объяснить приемному подростку, зачем нужна школа?
Как перестать бояться новой школы и подготовить к ней ребенка
Чему не учат в школе: родители рассказали о качестве обучения приемных детей
Как можно и как нельзя противостоять школьной травле
Синдром отличника. Стоят ли оценки жертв
5 вебинаров на нашем сайте, посвященных «школьным трудностям»:
«Школьные проблемы приемных детей». Видеозапись вебинара
О чем говорить с детьми, когда они вернулись из школы
Видеозапись вебинара «Семья и школа: быть вместе с удовольствием»
Подросток в приемной семье и в детском учреждении. Запись вебинара Натальи Степиной
«Со мной никто не дружит!» Школьные проблемы приемных детей
Эта статья создана в рамках проекта «Семья: переходный период».
Срок реализации проекта — 1 сентября 2023 г. – 30 сентября 2024 г.
Фото — freepik.com
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.