Наверное, мало кто будет спорить с тем фактом, что для того, чтобы стать взрослым, нужно сначала побыть ребенком

Человеку дается достаточно большой период детства для того, чтобы он мог побольше узнать про этот мир, его правила, узнать себя и других людей, получить важные навыки для того, чтобы комфортно существовать в социуме.

Очень важно, чем наполнен этот период – ведь именно происходящее в детстве во многом будет определять то, что будет двигать человека в его освоении мира – во что он будет верить, какие ценности разделять, какие цели ставить.

На нашем курсе подготовки будущих приемных родителей  и  на занятиях ресурсных групп проекта «Семья переходный период» мы обязательно «возвращаемся в детство»: вспоминаем о том, что было для нас важным и нужным в этот период, ищем там поддержку и опору, ресурс для того, чтобы понимать себя и ребенка, который находятся рядом с нами.

И мы знаем, что помимо ярких и радостных воспоминаний, полных радости открытия, любопытства, восторга, есть и другие – наполненные страхом, непониманием, болью и несправедливостью.

Когда в семью приходит ребенок, имеющий опыт сиротства, новоиспеченные приемные родители могут слышать рассказы ребенка, в которых бывают самые разные воспоминания – в том числе и те, которые пугают самого взрослого.

Попробуем разобраться с наиболее часто возникающими вопросами, касающимися детских воспоминаний приемных детей.

1. Воспоминаний вообще нет. Это нормально?

В большинстве случаев детские воспоминания начинаются с возраста 3-х лет – возраста, когда ребенок осознает себя как личность, возраста одной из первых сепараций от родителя.

Но не редки случаи, когда люди могут помнить себя и в более ранних возрастах – все зависит от индивидуальных особенностей человека, тех событий, которые с ним происходили.

Важно отметить, что воспоминания могут быть и неосознанными, например, ребенок ничего не помнит, но в игре показывает те сюжеты, которые с ним происходили, и его персонажи говорят те слова, которые он мог слышать от взрослых.

Поэтому заблуждение «не рассказывает, значит, не помнит, значит все в порядке» ошибочно и часто приводит к тому, что ребенку, имеющему травматический опыт вовремя не оказывают помощь и поддержку.

Действительно, даже взрослые люди могут совершенно не помнить детство. К сожалению, наш опыт работы с травмой говорит о том, что за такой «пустотой» могут скрываться вытесненные, тяжелые воспоминания, зачастую связанные с темой жестокого обращения, потери и другими тяжелыми переживаниями.

Если человеку интересно «вспомнить», то он может обратиться к специалисту, например воспоминания могут «вернуться» на сеансах работы с психологом в технике EMDR (ДПДГ).

2. Ребенок рассказывает какие-то «ужасы». Этому можно верить?

К сожалению, социальная история ребенка, действительно, наполнена достаточно сложными воспоминаниями. Это может быть и опыт смерти близких, опыт свидетельствования насилию, употреблению запрещенных веществ. Не всегда взрослому легко найти нужные слова, когда ребенок рассказывает о том, как «папа напивался и бил маму», или о том, как «мама уходила, и мы были три дня одни, очень хотелось кушать».

Часто взрослые просто молчат или переводят тему разговора, потому что не понимают, что можно ответить. Или же начинают ребенка подробно расспрашивать о том, что, когда и как было сделано.

На вопрос «верить или нет» можно ответить так — в рассказах ребенка имеет смысл доверять, в первую очередь,  его переживаниям. И взрослый может отразить это: «наверное, ты испугался», «должно быть это непросто», и обратить внимание ребенка на то, что он справился: «мы рады, что ты смог сохранить себя», «хорошо, что ты тогда проявил упорство и смелость», «не каждый бы догадался поступить так».

Подчеркивая то, что ребенок отвечал на трудности так, как он мог, взрослые «расширяют» картинку воспоминания – и то, что казалось неуспехом, может превратиться в историю преодоления, и воспоминание может трансформироваться в материал, к которому можно обращаться за поддержкой, вспоминая о том, что «я тогда смог», «я был сильным».

Действующие лица и сам сюжет могут не соответствовать действительности: ребенок может стараться неосознанно защитить членов кровной семьи и близких людей, передавая в своих рассказах их действия другим персонажам. Может и говорить не о себе, а о каком-то другом человеке, который рассказал историю. Не стоит пытаться докапываться до истины (если речь не идет об уголовном преступлении, но тогда в дело вмешиваются другие специалисты), важно помогать пережить прожитое.

3. Ребенок рассказывает «сказки» о том, как ему хорошо жилось


С таким феноменом достаточно часто сталкиваются приемные семьи.  Приемный ребенок рассказывает о том, как в детском доме каждый день дарили дорогие гаджеты, кормили мороженым, было очень весело, а также о том, как в кровной семье всегда был достаток, и на день рождения устраивались поездки в развлекательные центры. Проверка этих фактов показывает, что такого просто не могло быть. Так что же происходит?

Дело в том, что ребенок находится на стадии принятия потери, которая называется «торги». Подробнее про это участникам проекта «Семья: переходный период» мы рассказываем на нашем курсе по травме потери.

На этой стадии человек пытается «договориться» с собой, с миром, о том, что потеря была не такая страшная, о том, что ничего плохого не случалось. Так психика защищается от соприкосновения с болью.

Для этой стадии переживания потери у нас есть специальные слова. Услышав от ребенка что-то явно не соответствующее действительности, не стоит его разубеждать или, наоборот, соглашаться. Можно сказать так: «здорово бы было, если бы это было так», «действительно замечательно, когда взрослые устраивают детям праздник», «хорошо, когда есть такие щедрые волонтеры» и т.п.

4. Ребенок говорит о том, что всегда жил с нами. Но это не так…

Еще одно из проявлений при непрожитой потери стадии «торги» — это попытка «договориться» с собой и миром, что потери вообще не было.  Даже ребенок, который хорошо знает свою историю, может задать вопрос: «а ведь я у вас родился?», «а почему ты не приходила на мой выпускной в детском саду?»,  «а почему меня нет на этой семейной фотографии?» и т.п.

Иногда взрослые теряются, пытаются переубедить или, наоборот, соглашаются, думая, что так ребенку станет легче. Однако желанного успокоения не происходит и даже наоборот, может вырасти тревожность, агрессивность и новые вопросы продолжают задаваться.

Ответом в такой ситуации может быть следующая фраза: «тебе бы хотелось, чтобы это было так», а также предложить вместе помечтать о том, «как бы это было».

Важно обозначить — это мечта, фантазия, но мы, взрослые, понимаем, что она важна для тебя.

Эта статья создана в рамках проекта «Семья: переходный период».

Кого мы приглашаем принять участие в проекте?

  • семьи, находящиеся в процессе адаптации (ребенок находится меньше года в семье),
  • семьи, воспитывающие опекаемых и усыновленных детей, проходящие в настоящий момент кризисный период.

Какую помощь могут получить участники проекта?

  1. Индивидуальные консультации психологов фонда, специализирующихся на работе с приемными семьями (до 4 консультаций на одного участника).
  2. Участие в ресурсных группах, где опекуны и усыновители смогут найти не только полезную информацию от специалистов фонда, но и возможность обсудить свою ситуацию и получить поддержку от других участников  – 6 занятий для каждой группы. Участие в ресурсных группах — по рекомендации психологов фонда после первой консультации.
  3. Консультации медиатора по вопросам разрешения семейных конфликтов — по рекомендации специалистов фонда.
  4. Информационные прямые эфиры психологов фонда по темам, посвященным кризисным изменениям внутри семьи.
  5. Возможность прохождения онлайн авто-курсов «Травма потери (смерти) близкого» и «Семейные кризисы» – по 5 онлайн занятий в каждом курсе.
  6. Специалисты фонда подготовят статьи по важным и актуальным для участников проекта темам.
  7. Участие в поддерживающем чате в Telegram, в рамках которого можно будет общаться, получать ответы на возникающие вопросы и поддерживать друг друга.
  8. Подключение участников проекта к полной базе курсов платформы profamily24.ru, включающей информационные материалы по различным темам приемного родительства.

Как принять участие в проекте?

Проект полностью дистанционный. Приглашаются участники из всех регионов РФ.

Необходимо заполнить небольшую анкету-опрос, что автоматически будет считаться заявкой на участие в проекте.

Срок реализации проекта

1 сентября 2023 г. – 30 сентября 2024 г.

Запись на консультации для участников проекта

Просьба ко всем участникам проекта: при осуществлении записи на консультацию обязательно обозначать, что вы являетесь участником проекта «Семья: переходный период».

Фото — freepik.com

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!