«Когда же он сможет делать это сам?», «Невозможно ничего доверить – ничего не будет сделано!», «В его возрасте я уже все делала сама, а тут приходится постоянно контролировать!» - такие обращения от приемных родителей достаточно часто звучат на наших консультациях

Попробуем разобраться с тем, что происходит, с психологом Джессикой Франтовой.

Для примера, посмотрим на список некоторых дел, которые может делать младший дошкольник: раскладывать вещи по местам, приносить и уносить со стола столовые приборы и посуду, чистить зубы, причесываться, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых одеваться и раздеваться, насыпать корм домашним животным, загружать посудомоечную и стиральную машину, готовить простые блюда (например, доставать йогурт из холодильника, смешивать хлопья с молоком).

Подобные списки достаточно широко распространены и доступны в различных источниках информации, и они действительно работают – если речь идет о детях, у которых за плечами нет травматического опыта потери близких, жестокого обращения.

Пробуя делегировать выполнение этих обязанностей ребенку с опытом сиротства, родители обычно сталкиваются с тем, что дела или не выполняются, или выполняются некачественно и неполностью.

Например, часть посуды остается не донесенной до раковины, животное не кормлено, зубы не почищены, половина необходимых предметов одежды отсутствует.

Многократные напоминания о необходимости выполнения этих действий и дел мало помогают – ребенок соглашается, но все равно саботирует процесс.

Почему так происходит?

1. Регресс.

Большинство пунктов из «списка самостоятельности» предполагают, что ребенка от 0 до 3 лет взрослые одевали, умывали, купали, кормили. Он уже «насытился» этими действиями, многократно их наблюдал и был их участником – он прошел стадию, когда взрослые делали их за него, потом вместе с ним, а после – делегировали ему.

У ребенка с опытом сиротства история будет другой. Скорее всего, в его детстве взрослые не могли уделять достаточно внимания проговариванию и демонстрации этих действий, а часть их них и вовсе считали не нужными.

Сейчас, попадая в семью, ребенку нужно заново «встроиться» и прожить все то, что не было прожито – поэтому, например, отказ самостоятельно одеваться может оказаться желанием испытать, как это – когда мама и папа меня одевают, а отказ есть самому – желанием почувствовать – как это, когда меня кормят с ложки.

Если в семье находится еще один ребенок младшего возраста, скорее всего, такое желание будет обостряться – ребенок будет понимать, что ему чего-то не хватило, и стараться это добрать.

2. Опыт жестокого обращения.

К сожалению, среди последствий такого опыта мы наблюдаем и такое – ребенок достаточно долгое время не может различать свои ощущения – когда ему холодно, когда больно, когда он болеет и когда устал.

Он «выключает» чувства, а в ряде случаев и способность воспринимать картинку целиком, он видит мир по принципу: «существует только то, что есть перед моими глазами». Поэтому он по-настоящему может «не видеть» — упавших крошек, оставшихся грязных тарелок и т. п.  И не понимать, что зимой идти в носочках и без шапки – опасно для здоровья.

Кроме того, последствия жестокого обращения могут выражаться в стремлении делать свое тело и пространство вокруг себя грязным, неприглядным – и это желание намного сильнее данного взрослым указания – навести порядок.

Вопрос делегирования и принятия ответственности можно рассмотреть и на примере другого возраста – школьник и его отношение к учебе. Родители жалуются, что ребенок не справляется без их помощи практически ни с чем, контролируют и сборы в школу, и выполнение домашних заданий, а существенного прогресса нет.  Стоит только передать ответственность: двойки, прогулы, забытые домашние задания и потерянные вещи.

Здесь помимо вышеозначенных причин, связанных с искажением восприятия в следствии травматического опыта, добавляется и другое – проверка взрослого. «А будешь ли ты меня принимать, если я не буду учиться, если оценки будут плохими?», «Кто тебе нужен: я или мои успехи?» — и эта проверка для ребенка, имеющего опыт сиротства, становится намного важнее возможных результатов успешной учебной деятельности.

Что делать взрослому в такой непростой ситуации?


1. Принять разницу в восприятии мира ребенком, имеющим опыт потери, жестокого обращения и человеком такого опыта не имеющего.

Пробовать понять – как сейчас видит, чувствует мир ребенок? Что помешало ему справиться с поставленной задачей? По возможности – объяснять ребенку причину его неудач: «Наверное, ты испугался и забыл это сделать», «Тебе кажется, что, если вещь упала – ее нет, давай посмотрим еще раз».

2. Смириться с тем, что неудачи будут, и это неизбежно, идеального выполнения сразу не случится, времени потребуется значительно больше, чем изначально хотелось.

Неудачная попытка означает, что нужно подумать, что изменить: время выполнения, сложность задачи, инструкции по выполнению.

3. Акцентировать внимание на успехах, избегая критики.

Обращать внимание на то, что получилось: «Ого, ты донес до посудомойки целых три тарелки! Осталось совсем немного – посмотри внимательно, что еще осталось?», «Смотри, у тебя получилось собрать половину портфеля, осталось еще немного!»

4. Приготовить плакаты, наклейки, рисунки – то, что будет напоминать ребенку о необходимой последовательности действий. По возможности относиться к происходящему как к увлекательной игре и «заражать» ей ребенка. Чем дружелюбнее и нейтральнее тон взрослого, тем в большей безопасности чувствует себя ребенок, больше расслабляется и с интересом начинает исследовать мир.

5. Помнить о том, что «самостоятельный» период в жизни детей с опытом сиротства может наступить значительно позже, чем у детей из обычных семей. Избегать сравнения с кем-либо, кроме самого ребенка в прошлом: «Смотри, сегодня получилось намного больше!», «Однажды у тебя уже получалось, значит, ты сможешь это повторить!»

Эта статья создана в рамках проекта «Семья: переходный период».

Кого мы приглашаем принять участие в проекте?

  • семьи, находящиеся в процессе адаптации (ребенок находится меньше года в семье),
  • семьи, воспитывающие опекаемых и усыновленных детей, проходящие в настоящий момент кризисный период.

Какую помощь могут получить участники проекта?

  1. Индивидуальные консультации психологов фонда, специализирующихся на работе с приемными семьями (до 4 консультаций на одного участника).
  2. Участие в ресурсных группах, где опекуны и усыновители смогут найти не только полезную информацию от специалистов фонда, но и возможность обсудить свою ситуацию и получить поддержку от других участников  – 6 занятий для каждой группы. Участие в ресурсных группах — по рекомендации психологов фонда после первой консультации.
  3. Консультации медиатора по вопросам разрешения семейных конфликтов — по рекомендации специалистов фонда.
  4. Информационные прямые эфиры психологов фонда по темам, посвященным кризисным изменениям внутри семьи.
  5. Возможность прохождения онлайн авто-курсов «Травма потери (смерти) близкого» и «Семейные кризисы» – по 5 онлайн занятий в каждом курсе.
  6. Специалисты фонда подготовят статьи по важным и актуальным для участников проекта темам.
  7. Участие в поддерживающем чате в Telegram, в рамках которого можно будет общаться, получать ответы на возникающие вопросы и поддерживать друг друга.
  8. Подключение участников проекта к полной базе курсов платформы profamily24.ru, включающей информационные материалы по различным темам приемного родительства.

Как принять участие в проекте?

Проект полностью дистанционный. Приглашаются участники из всех регионов РФ.

Необходимо заполнить небольшую анкету-опрос, что автоматически будет считаться заявкой на участие в проекте.

Срок реализации проекта

1 сентября 2023 г. – 30 сентября 2024 г.

Запись на консультации для участников проекта

Просьба ко всем участникам проекта: при осуществлении записи на консультацию обязательно обозначать, что вы являетесь участником проекта «Семья: переходный период».

Фото — freepik.com 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!