Свершилось! Наконец-то мы смогли увеличить наши квадратные метры – и переезжаем из тесной двушки в просторную трешку, а, быть может, и в свой частный дом!

Мы получили интересное предложение по работе – и теперь семье предстоит поменять не просто улицу, но и город, а, может быть, регион, страну.

А еще бывает так, что переезд случается вынужденно, и это совсем не радостное событие- помощь требуется кому-то из родственников, нужно поменять климат по состоянию здоровья, заканчивается рабочий контракт.

Грустный или долгожданный – любой переезд будет связан с переменами сразу по нескольким направлениям: это будет и смена привычной обстановки, и смена круга общения, и дополнительные траты, и необходимость решать целый ряд важных вопросов.

Все эти перемены требуют у семьи дополнительных ресурсов, не просто так говорится «переезд сродни пожару».

Когда в семье воспитывается ребенок с опытом сиротства, то в дополнение к имеющимся задачам добавляется еще одна – сделать перемену места жительства минимально травматичной для него. Ведь любая перемена в жизни человека, имеющего опыт потери – это повышенная тревожность, страх повторения потери, ненадежности мира вокруг.

А вместе с возрастающей тревогой начинает меняться и поведение ребенка: он становится капризным, непослушным, чаще вступает в конфликты с другими детьми и взрослыми, болеет, регрессирует. Многое из того, что, казалось бы, уже пройденный этап — возвращается.  Например, страх засыпать одному, укачивание и др.

Что могут сделать взрослые в такой ситуации?

1. Длительная подготовка и планирование перемещения

О переменах имеет смысл говорить заранее, очень подробно проясняя, что будем делать, с чем придется расставаться, что будет приобретено, а что можно сохранить.

Если есть фотографии нового места жительства, их можно рассматривать. Если есть возможность вместе обсуждать обстановку, мебель – тоже лучше потратить на это время, дать возможность каждому члену семьи создать в новом месте «свой» уголок, свое безопасное и комфортное пространство.

Если можно поехать в новый дом и побыть там до переезда — лучше это сделать вместе с детьми, н смотря на то, что они, конечно же, будут мешать и отвлекать от важных подготовительных процессов.

Так ребенок получит возможность «познакомиться» с местом, оно становится более понятным для него, на часть вопросов он получит ответы, часть страхов уйдет.

2. Сохранение связей

Переезд обычно связан с потерей привычных контактов – это друзья, родственники, учителя и воспитатели.  Можно проговорить с ребенком – как мы будем сохранять связь (писать письма, созваниваться по видео, встречаться на важные даты, ходить в гости, приезжать на лето и т.п.).

Когда приблизится день переезда, можно устроить вечеринку – прощание для друзей ребенка, подготовить для важных ребенку людей (одноклассников, друзей, воспитателей и учителей) памятные подарки — знак того, что каждый был важен и остается важным человеком в его жизни.

Если ребята из класса или из группы детского сада заранее предупреждены, они тоже могут сделать что-то на память — нарисовать открытку с пожеланиями, обменяться небольшими сувенирами.

Ребята  постарше сами договариваются о том, как они будут сохранять связь – но важно, чтобы взрослые подсказали им разные способы и важность сохранения контактов.

Обсуждение возможных (гипотетических и реальных) встреч с друзьями и близкими – тоже важная часть подготовки. Можно заранее договориться о времени (на выходные, на каникулы) и месте будущей встречи, если такой возможности нет — обозначить, что будет сделана, чтобы она произошла, придумать ритуал – например, посылать друг другу открытки на важную годовщину, договорится о встрече в определенном месте спустя 10 лет и т. п.

3. Прощание с предыдущим местом жительства

Прощаться можно не только с людьми, но и с самим местом, где ребенок жил – сделать памятные фотографии в «старой» квартире, создать альбом, который можно будет рассматривать, проговорить возможности возвращаться (если это возможно), приезжать в старый район, гулять вокруг дома и привычных мест и т.п.

Здорово будет, если в семье уже есть опыт переездов: родители могут рассказать свои истории из детства, поделиться тем, что они приобрели и теми трудностями, с которыми сталкивались, способами их преодоления.

4. Легализация переживаний ребенка и разговор об их причинах

Важным будет легализовать чувства, которые вызывает прощание с привычным местом: грусть, злость, тоску и проговорить о том, что например, «грустить и вспоминать место, где ты жил – это важно», говорить о своих переживаниях, делиться воспоминаниями (когда переезд уже состоится).

При любых перемещениях тревога ребенка с опытом сиротства обычно выше и проявляется ярче, чем у ребенка, не имеющего опыта травматических перемещений.


Дело  в том, что у приемного ребенка уже есть опыт: когда взрослые исчезают, когда привычное место приходится покидать, иногда против собственной воли, когда нет возможности сохранить связи и нет понимания, можно ли будет вернуться.

Поэтому с приемным ребенком недостаточно просто проговорить то, как будет дальше строиться жизнь. С ним важно проговорить, что взрослые знают, что был другой опыт, и только после этого о том, что сейчас можно сделать по-другому.

Например: «Да, мы понимаем, ты волнуешься. Однажды так было, что без твоего согласия тебя забрали из дома, где ты жил, и даже не дали возможности попрощаться. Это, правда, было несправедливо. Сейчас мы сделаем по-другому, мы вместе подумаем, как сохранить то, что важно, расставаться можно по-разному».

5. Готовность взрослых говорить о своих переживаниях

При перемене места жительства взрослые тоже могут испытывать разные чувства – даже если это давно спланированный и продуманный переезд.

Необходимость быть в режиме многозадачности, постоянного планирования и выстраивания процессов с нуля, изменения в договоренностях и невозможность реализовать все задуманное – вот с чем так или иначе приходится столкнуться взрослому при переезде.

И, конечно же, и взрослому тоже предстоит перестроить свою жизнь. Он тоже может потерять привычную сеть контактов, любимые локации и привычный режим жизни. И тревога взрослого, а так же другие чувства, связанные с потерей (раздражение, грусть, беспомощность ) он тоже испытывает.

Ребенок с травмой потери очень чутко реагирует на любые изменения в настроении родителей.  Если взрослые не объясняют причины своего состояния  ребенку («да, мы беспокоимся, но делаем все возможное, чтобы все решилось лучшим образом», «да мы спорим, но мы придем к решению», «нам тоже грустно уезжать»), то тревога возрастает, а вместе с ней и различные неприятные поведенческие  проявления: протесты, агрессия, сложности с засыпанием.

Поэтому разговор о своих, взрослых переживаниях, называние чувств, подчеркивание того, что взрослые все равно придумают решение, договорятся, попросят о помощи других взрослых – помогает ребенку почувствовать себя в безопасности.

Эта статья создана в рамках проекта «Семья: переходный период».

Кого мы приглашаем принять участие в проекте?

  • семьи, находящиеся в процессе адаптации (ребенок находится меньше года в семье),
  • семьи, воспитывающие опекаемых и усыновленных детей, проходящие в настоящий момент кризисный период.

Какую помощь могут получить участники проекта?

  1. Индивидуальные консультации психологов фонда, специализирующихся на работе с приемными семьями (до 4 консультаций на одного участника).
  2. Участие в ресурсных группах, где опекуны и усыновители смогут найти не только полезную информацию от специалистов фонда, но и возможность обсудить свою ситуацию и получить поддержку от других участников  – 6 занятий для каждой группы. Участие в ресурсных группах — по рекомендации психологов фонда после первой консультации.
  3. Консультации медиатора по вопросам разрешения семейных конфликтов — по рекомендации специалистов фонда.
  4. Информационные прямые эфиры психологов фонда по темам, посвященным кризисным изменениям внутри семьи.
  5. Возможность прохождения онлайн авто-курсов «Травма потери (смерти) близкого» и «Семейные кризисы» – по 5 онлайн занятий в каждом курсе.
  6. Специалисты фонда подготовят статьи по важным и актуальным для участников проекта темам.
  7. Участие в поддерживающем чате в Telegram, в рамках которого можно будет общаться, получать ответы на возникающие вопросы и поддерживать друг друга.
  8. Подключение участников проекта к полной базе курсов платформы profamily24.ru, включающей информационные материалы по различным темам приемного родительства.

Как принять участие в проекте?

Проект полностью дистанционный. Приглашаются участники из всех регионов РФ.

Необходимо заполнить небольшую анкету-опрос, что автоматически будет считаться заявкой на участие в проекте.

Срок реализации проекта

1 сентября 2023 г. – 30 сентября 2024 г.

Запись на консультации для участников проекта

Просьба ко всем участникам проекта: при осуществлении записи на консультацию обязательно обозначать, что вы являетесь участником проекта «Семья: переходный период».

Фото — freepik.com

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!