Почему возврат приближает к точке невозврата? Что переживают дети, которых вернули в детский дом? И почему для таких малышей и подростков требуются опытные замещающие семьи? Психолог фонда «Измени одну жизнь» Елена Мачинская предлагает выполнить упражнение «Переместитель» и почувствовать себя на месте ребенка, от которого отказываются приемные родители.
Иногда мне приходится выступать с лекциями на тему «вторичного сиротства». Я много рассказываю о том, что ребенок не простой, и его будущим папе и маме понадобится огромный запас терпения, и лучше, если это будут опытные приемные родители.
«Но почему нужны именно опытные? Почему вы считаете, что это какие-то особенные дети? — недоумевают некоторые слушатели. — Вы же сами только что говорили, что проблема чаще всего не в ребенке, а в том, что экс-родители не справились. Зачем искать какую-то особенную семью для таких детей?»
ПУСТЬ У ДЕТЕЙ-СИРОТ ПОЯВИТСЯ ЛЮБЯЩАЯ СЕМЬЯ!
Раньше я начинала долго-долго рассказывать о психической травме, полученной в результате чрезвычайно ранней повторной насильственной сепарации, о том, что какой след она оставляет в жизни ребенка. Подробно объясняла, как эта травма может отразиться на психическом состоянии ребенка, какие поведенческие проблемы могут сопровождать последствия таких травм.
Редко я ощущала, что меня понимают. Единственное, что получалось уловить из моих объяснений, что, мол, «понятно, ребенок будет плохо себя вести и не слушаться, поэтому такого лучше не брать». «Ммм, — думала я и озадаченно чесала голову. – Но это совсем не то, что я хотела вам донести. Совсем наоборот, я хотела сказать, что таких детей архиважно сразу брать в семьи, минуя детский дом».
Новая приемная семья должна быть, действительно, готова к тому, что может произойти далее. И надо понимать, почему ребенок ведет себя «плохо». И не испугаться этого. И не вернуть ребенка снова в детдом. Потому что нельзя.
Потому что каждый последующий возврат все ближе и ближе приближает ребенка к «точке невозврата», к точке, когда ребенок навсегда потеряет доверие к людям. Возврат приближает к точке невозврата. Вот такая игра слов.
Ну, как же правильно объяснить боль и страх, которые несет на себе «вторичный сирота», задумалась я. И вспомнила упражнение из курса Школы приемных родителей, которое называется «Переместитель». Я взяла его за основу, упростила его. Теперь я просто привожу своим слушателям такой пример:
«Давайте ненадолго забудем о приемных детях. Поговорим о вас. Представьте, что вы долго-долго долго жили одиноко, и вот, наконец, вы встречаете свою «половинку» — человека, который идеально вам подходит. Вам с ним хорошо. Он иностранец (если я говорю с гетеросексуальным мужчиной, то тут и далее будет «она»), вы решаете переехать к нему в его страну. Там вы вместе покупаете дом с видом на горы и море, кругом цветы, птицы, в общем, все, как вы мечтали. Вы делаете красивый ремонт. Представьте себе этот дом, ощутите, как вам там хорошо.
Сначала вам сложно в чужой стране. У вас нет друзей, знакомых, но постепенно они у вас появляются, становится легче. У вас отличные отношения со свекровью, братьями и сестрами мужа. Вскоре у вас рождается ребенок, потом второй. Жизнь течет своим чередом. И с мужем все в целом неплохо. Да, бывает, ругаетесь, но всегда миритесь потом.
И вот однажды, после какой-то на ваш взгляд незначительной ссоры, ваши муж и дети собираются за столом.
И муж говорит вам: «Прости, дорогая, мы посоветовались и решили, что ты нам не подходишь. Я не справляюсь с ролью мужа. У тебя слишком сложный характер. В общем, мы вызвали миграционную службу, через час за тобой приедут, собирай вещи».
Тут я прерываю свой рассказ, и прошу прислушаться к своим ощущениям. Чаще всего люди говорят о страхе, злости, шоке, возмущении.
«Вы возвращаетесь на родину. Заново учитесь жить, — продолжаю я. — Безумно скучаете по детям, мужу, но у вас больше нет возможности с ними общаться, въезд в страну для вас закрыт. Потихоньку вы успокаиваетесь. Через несколько лет вы встречаете нового мужчину. Но, вот невезение, он снова иностранец. Он делает вам предложение, и зовет уехать с ним. Какова вероятность, что вы согласитесь?»
Звучат разные ответы. Слушатели сомневаются, спорят. Часть хочет отказаться, вторая часть решает рискнуть. Я прошу поднять руки тех, кто решает ехать. Поднимают руки примерно половина присутствующих. Тогда я продолжаю:
«Итак, вы решили ехать. Вы убеждаете себя в том, что прошлый муж был подонком, но этот-то совсем не такой! Вон как он ко мне хорошо относится, какие подарки дарит. Наверное, этот меня будет точно любить. И снова новый дом, красивый ремонт, друзья, дети, новый язык, новые правила и традиции, к которым вы тяжело, но постепенно привыкаете, пока однажды ваш новый муж не говорит вам: «Прости, мы посоветовались и решили, что ты нам не подходишь. Я не справляюсь с ролью твоего мужа, мы не подходим друг другу. И мне не нравится, как ты себя ведешь с моей мамой. Ты можешь звонить мне и детям по скайпу. В общем, мы вызвали миграционную службу, через час за тобой приедут, собирай вещи».
Зал молчит. Я прошу снова прислушаться к своим ощущениям. Боль, злость и страх сменяются отчаянием, безнадежностью. «Мир рухнул», «я не смогу жить», «я падаю в бездну», — вот как описывают свои ощущения присутствующие. Кому-то захочется кричать и плакать от бессилия, кто-то говорит, что станет умолять мужа на коленях не высылать ее из страны, кто-то собирается драться с миграционной службой. «Наверное, я просто сойду с ума», — говорят некоторые.
Далее я прошу поднять руку тех, кто снова хочет выйти замуж за иностранца? Никто и никогда ни разу не поднял руки.
Зал молчит. Я продолжаю задавать вопросы: «Захочется ли вам быть милой с новым «ухажером», подстраиваться под него? Какова вероятность, что вы сможете искренне полюбить и доверить себя другому человеку в ближайшие годы? Будет ли вам уютно вообще жить с кем-то, кто снова может сделать вам больно? А теперь подумайте о том, что ощущает ребенок, который потерял и кровную, и приемную семью».
Зал молчит. Кажется, теперь они поняли, почему такие дети очень нуждаются в особой семье: сильной, надежной. Которая станет крепкой опорой, фундаментом. Не предаст, несмотря на «сложный характер» и «плохое поведение».
Даже если вы ругаетесь, плачете, или у вас нет желания быть милым и жить по правилам семьи. Даже если у вас дурной вкус, не такой запах и куча плохих привычек. Если ваша вера, традиции и установки кардинально отличаются.
Семья, которая будет рядом всегда и примет вас любым, и даже в самый тяжелый для вас день не депортирует вас на родину. Они просто будут рядом с вами. И фиг с ним, с этим морем, с горами и красивым ремонтом.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Наталья
Спасибо за пост, очень яркий пример.
Ольга
Только в примере мы имеем самостоятельную сформированную личность, которая сама делает выбор как ей жить.Взрослый человек может сам себя обеспечивать.В то время как за ребенка всё решают взрослые.
Наталья
Сильный прием, очень доходчиво. Пока не примерить ситуацию на себя, нельзя понять всю кошмарность ситуации
Иоланта Качаева
Наталья, да! А ребенку ведь еще больнее и страшнее переживать подобное.
Екатерина
Очень хорошая аналогия. Даже без мужа иностранца очень понятно и именно так и работает. Когда в нный раз не получается семья, то рвешь на себе волосы и думаешь, что же с тобой не так. И страшно жить.
Иоланта Качаева
Совершенно с вами согласна. Подобное случается часто, и от этого еще ближе чувства ребенка, который теряет семью.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.