Что дарить ребенку на Новый год и на другие праздники? И как относиться к тому, что новые игрушки и одежда могут быть быстро испорчены?

Когда в семью приходит ребенок с опытом сиротства новоиспеченным родителям, родственникам и друзьям зачастую хочется порадовать ребенка, купив ему что-то дорогое, красивое, хорошее. Тем более, что ребенок это так сильно просит!

Кажется, что такими подарками мы можем немного компенсировать ту боль и пустоту, которая была с ребенком, улучшить его настроение и дать возможность почувствовать себя любимым и значимым.

А еще – ребенка хочется одевать в красивую одежду, ведь о нем так долго мечтали, готовились к его приходу в семью. И даже опытным родителям свойственно рисовать красивые картинки, где умытые и опрятно одетые улыбающиеся дети идут вместе с ними по дороге, сидят за праздничным столом, распаковывают подарки у елки.

Реальность зачастую сильно отличается от подобных фантазий. Отношение ребенка к вещам и игрушкам может разочаровать, шокировать и вызывать гнев и раздражение у взрослых.

Вот небольшой список того, с чем приходится столкнуться приемным родителям:

  1. Дети очень быстро ломают игрушки, у них буквально все «горит в руках». Только отвернешься, а все уже разобрано на части и куски. Кроме того, игрушки откуда-то падают, на них наступают, бросают с высоты – в общем, их век очень короток.
  2. Игрушки ломают специально. Дети швыряют их, топчут ногами, грызут, портят любыми способами. При этом могут улыбаться и даже как будто специально демонстрировать взрослым, что они делают.
  3. Игрушки теряют. Дорогие подарки внезапно исчезают – вроде бы их забыли на площадке или в детсаду или вдруг кому-то ребенок подарил. Даже ту вещь, о которой долго просил.
  4. К игрушке нет интереса. Не смотря на то, что ребенок ее как будто бы ждал, он немного с ней поиграл и тут же просит новую.
  5. Вещи рвут, разрисовывают. У ботинок отрывается подошва, у курток летят молнии, постоянные зацепки, грязная одежда, порванные штаны и кофты. Обувь может стаптываться за считанные недели. Часть повреждений вроде бы вызвана объективными причинами, но все равно непонятно, как такое возможно за столь короткий срок. Часть вещей «сгорает» как будто бы специально. Кажется, что ребенок просто ищет возможность поваляться в грязи или испортить вещь – чтобы попросить новую.

Почему так происходит?


Опыт потери может формировать у ребенка отношение к себе как к плохому, недостойному, испорченному. Ощущение себя ребенок будет транслировать через отношение к окружающим его вещам и людям – разумеется, неосознанно.

Опыт потери и других сложных переживаний может отразиться и на том, как маленький человек ощущает себя в пространстве – часто дети просто «выключают» способность что-либо чувствовать и вместе с этим начинает страдать вся система ощущений: а это и куда я наступаю, куда кладу вещи, вижу ли я препятствие на дороге…

Многие вещи исчезают попросту по тому, что их выпадают из поля зрения своего владельца или он не замечает, как они вываливаются из карманов или спадают с плеча.

Опыт нахождения в казенном учреждении, где вещи исчезают без объяснения причин или  появляются просто потому, что «государство обязано», тоже может влиять. Для некоторых детей очевидная идея: «если сломалось- купят новое», «если потерялось- принесут другое».

Ну и в дополнение: зачем привязываться к вещи? Все равно же в любой момент может исчезнуть. Проходят годы и месяцы кропотливого родительского труда, чтобы ребенок стал ощущать вещи «своими» и перестал бояться присваивать им ценность.

Опыт жестокого обращения или сексуального насилия так же сказывается на вещах. В детей накапливается много злости, которая может быть выражена в том числе и через разрушение вещей.

На игрушках же дети могут показывать, что с ними делали, что они при этом чувствовали: пачкать их краской, отрывать руки-ноги-головы, разбивать их о стену и т.п.

Для ребенка – это способ показать миру то, на что не хватает смелости или понимания, как объяснить происходящее словами.

Поэтому, чтобы уберечь себя от раздражения и разочарования, давайте помнить:

  1. Отношения к вещам НЕ равно отношению к вам и вашему труду.
  2. Вещи — в первую очередь способ показать отношение ребенка к СЕБЕ.
  3. У ребенка с опытом сиротства есть сложные переживания. Они требуют выражения. Этому со временем можно научить ребенка. Например, если вы видите, что ребенок что-то ломает, ему можно сказать: «Наверное, ты злишься» и в этом будет больше ресурса, чем в вопросе: «Зачем ты это делаешь?» или запрете: «Прекрати это немедленно!»
  4. Покупая подарок, задавайтесь вопросом – готов ли я к тому, чтобы эта вещь была испорчена? Если нет — ищите другой, тот, который вам, взрослому, не будет больно и обидно потерять.
  5. Готовьте несколько комплектов вещей. Психике требуется много времени, чтобы перестроиться, почувствовать безопасность. Подготовьтесь к этой реальности заранее — как к смене сезонов, неизбежности наступления зимы после осени и т.п.
  6. Разочарование происходит там, где есть ожидания, пусть ваши ожидания будут близки к реальности. Часто именно отказ приемных родителей понять реальность травматического опыта и его последствий, понять невозможность ребенка быть другим приводит к тяжелым чувствам и даже агрессии.
  7. Покупая вещи и игрушки ребенку, не забудьте купить что-то важное материальное себе. Что-то, что будет радовать вас и того ребенка, которым вы когда-то были.

Не отказывайте себе в приятных мелочах и больших покупках тоже. Так будет намного проще воспринимать разрушения и потери, которые могут произойти с вашими подарками ребенку.

Дорогие друзья! Для тех, кто хочет разобраться в том, что происходит с приемным ребенком, мы советуем записаться на бесплатные консультации с психологами фонда.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПСИХОЛОГА

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

2 комментария
  • Елена Игнатовская

    Очень понятно все вроде бы, просто нужно понять и принять, но на практике это очень сложно сделать, когда такие вещи происходят изо дня в день годами. Дети растут, а лучше не становится, с ними вместе растет масштаб разрушения и не только материальных ценностей, но и психики родителей. Самое страшное, что я понимаю всю серьёзность пережитого ими травмирующего опыта, он огромен и ужасен, стараюсь следовать советам психолога, но… время идёт, а ничего не меняется.

    6 января 2022
  • Evgenia Klevanaya

    Спасибо за статью! Как много она мне объяснила! Действительно, равнодушное отношение к потерянным и сломанным вещам меня озадачивает и злит. Понимаешь первопричину, но все равно чувство раздражения копится. Постоянно теряются ключи, телефоны, одежда. Ничто не задерживается надолго, ничто не ценно.
    Даю прочувствовать на практике ценность потерянной вещи: не тороплюсь покупать замену, новая вещь дешевле потерянной.
    Понимаю, что ребёнок ещё в адаптации, ставлю себя на его место, перестала делать дорогие подарки — понимаю, что ещё не время, он пока не дозрел.
    Спасибо за практические советы — очень полезно!

    29 декабря 2021