Анна и Михаил Медведевы из Тольятти хотели удочерить девочку, а им предложили познакомиться с тремя детьми
Так Медведевы в одночасье стали многодетными приемными родителями. Анна рассказывает о создании большой семьи, начиная с первых шагов и страхов, раскрывает секрет «времени тишины», делится сложными чувствами, которые испытывали и она сама, и ее муж, и дети во время знакомства и адаптации.
«Обсуждали это решение несколько лет»
Мы с мужем вели разговоры о приемном ребенке несколько лет. Проговорили, казалось, все моменты, какие только могут быть. Озвучили свои страхи и сомнения, дали возможность друг другу думать об этом столько времени, сколько необходимо. В 2016 году мы оба почувствовали, что готовы, и перешли от разговоров к действиям.
Читать также — 5 главных мифов об усыновлении
Нас пугали только серьезные диагнозы будущих детей. Мы не чувствовали в себе сил бороться с тяжелыми недугами и были едины в своем решении: ребенок должен быть, насколько возможно, здоров.
Мы беспокоились, справимся ли мы, полюбим ли мы друг друга, сможем ли стать по-настоящему близкими и родными людьми. У нас не было кровных детей, поэтому мы не могли предположить, что нас ждет с приемными.
Сейчас, когда я вспоминаю все это, невольно появляется улыбка на лице, ведь все наши страхи так и не оправдались. Но тогда нам казалось, что есть о чем беспокоиться.
«Время тишины»
За месяц до начала сбора документов и начала обучения в ШПР, мы сократили общение со своими близкими и друзьями.
О своем решении мы не сказали никому. Мы не хотели, чтобы чужое мнение могло повлиять на нас. Я назвала это время — «время тишины».
В октябре 2017 года мы окончили ШПР, получили свидетельство и отнесли весь пакет документов в опеку. Мы не сидели по ночам в базе данных детей сирот и не торопили события. Мы доверились Вселенной, и нам было очень спокойно в тот период времени.
Анна с Ромой и Соней забирают Варю домой.
Рождение ребенка — таинство, поэтому мы решили, пусть наш ребенок появится тогда, когда это должно произойти. И не ошиблись. Через неделю после того, как мы стали кандидатами в приемные родители, нам позвонили из органов опеки и предложили посмотреть троих мальчиков. Троих! Мальчиков!
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
И это при том, что мы писали пожелание взять в семью девочку от 2 до 7 лет. Возможно, с братом или сестрой. Но раз судьба дала нам такую возможность, мы ее приняли.
В этот же день я позвонила в приют, но, встретиться с ребятами мы так и не смогли. Их забрала к себе родная бабушка. «Значит, так и должно быть», — решили мы.
Самая важная пятница в жизни
Через несколько дней — звонок из опеки: «Срочно приезжайте! Есть трое здоровых детей!»
Через 20 минут мы уже сидели в опеке, где нам рассказывали про этих ребят: мальчику 6 лет, девочке 5 лет и самой младшей девочке 2,5 года. У всех 1 и 2 группа здоровья. Правда, мы очень удивились, что снова трое — мы же писали на 1-2 детей. Но, видимо, так было нужно.
В этот же день я позвонила в детский дом, где были двое старших детей (Рома и Соня) и договорилась о встрече на следующий день. В пятницу состоялась наша первая встреча. Тогда мы еще не знали, что это будет самая важная пятница в нашей жизни, 10 ноября 2017 года.
Первая встреча: Михаил с Ромой и Соней.
Накануне мы объездили детские магазины, чтобы купить подарки на первую нашу встречу. Соне купили куклу, а Роме — машину на пульте управления.
В назначенное время мы стояли перед дверью детского дома с игрушками в руках и совсем не понимали как же нам… Слово-то совсем не подходящее для человеческих судеб — «выбирать»…
И вот мы уже сидим на мягких диванах в холле первого этаже. Возле нас суетится социальный педагог, рассказывает о детях, мы волнуемся, мы не знаем, как себя вести. И тут выглянула Соня: такая радостная, улыбающаяся, с множеством заколочек на волосах и красивых туфельках на каблучках, она подбежала к нам так, будто мы знакомы целую вечность.
Следом выбежал Рома, мальчик с распахнутым взглядом и открытой улыбкой. Удивительно, но у нас не было абсолютно никакого дискомфорта. Мы так радовались друг другу, будто соскучились после долгой разлуки.
«Соня 4 часа поджимала пальчики»
Наша встреча длилась 4 часа. Мы совсем не заметили, как пролетело время. Мы играли, общались, дети нас гладили, садились на коленки, прижимались к нам.
Варя: в банке данных и первый день в семье.
Под конец встречи я заметила, что Соня стала прихрамывать, но была все так же весела и радостна.
Когда я сняла с Сони туфельки, то оказалось, что они ей малы на 2 размера! Она так хотела выглядеть хорошо, так хотела понравиться, что все эти 4 часа поджимала пальчики…
Судьба была к нам благосклонна и подарила замечательных детей без долгих ожиданий, без мучительного выбора, сразу.
На следующий день мы все так же стояли перед дверями детского дома уже с новыми туфельками и игрушками в руках. Все выходные с утра и до вечера мы провели с Соней и Ромой. На второй день Соня случайно назвала меня мамой, правда потом она исправила на «тетя Аня», но мне уже все стало понятно: дети нас приняли.
«Варя поверила в нас»
Но мы еще не были знакомы с самой младшей сестрой Варей, которая была в другом детском доме. Купили ей музыкальную игрушку и в понедельник отправились на знакомство. Еще не видя девочку, мы уже приняли решение подписать согласие на этих детей, и уже ничто не могло его изменить.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Я помню нашу первую встречу с Варей очень хорошо: нас пригласили в маленький кабинет, на столах были огромные кипы каких-то бумаг. Открывается дверь и входит она, красиво одетая, аккуратно причесанная, с белыми бантиками, а еще невероятно похожая на моего мужа!
Первая встреча с Варей.
Такая маленькая, такая милая, что слезы появились на моих глазах. Она сама сразу же пошла к моему мужу и села к нему на коленки. Разве не удивительно, все трое детей приняли нас очень тепло. Контакт установился в первые же минуты.
Нас пригласили на музыкальное занятие, где Варюша тоже выступала. Присутствовать там было тяжело. Каждый ребенок смотрел на нас с такой тоской и надеждой, что выдержать это казалось невозможным. Варюша много раз во время выступления подбегала ко мне и крепко-крепко обнимала.
Варя поверила в нас. А мы уже знали, что скоро она будет с нами. На следующий день мы сообщили опеке, что мы подпишем согласие на детей и уехали в Самару за мебелью в детскую комнату, игрушками и всем необходимым.
То есть с момента нашей первой встречи с детьми прошло всего 6 дней. Все были счастливы. Вместе с Ромой и Соней мы поехали в опеку подписывать согласие, а дальше нас ждал дом. Наш, уже общий, дом.
«На третий день мы обратились к психологу»
Первые дни были самыми трудными. Казалось, дети были счастливы, но, нам с мужем было сложно. Мы будто задыхались, ведь мы привыкли жить одни. Тихими вечерами мы восстанавливали силы после трудного рабочего дня. А тут вдруг стало шумно. Нам казалось, что у нас дома гости, которые не планируют уезжать. Конечно, детям свое волнение и тревогу мы не показывали.
Почти два года дома.
На третий день мы обратились к психологу. И вы знаете, одна встреча с психологом помогла нам понять, что мы не обязаны быть идеальными.
Мы обычные люди и имеем право испытывать такие эмоции. Мы позволили себе быть самими собой.
Удивительно, но это сразу сработало. Мы выдохнули и началась наша новая жизнь.
Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии
Родители Сони и Ромы не были лишены родительских прав, а только ограничены, а биологический папа Вари не был даже ограничен в правах, именно поэтому мы смогли забрать Варю только 26 января 2018 года. К тому времени Соня и Рома уже как 2 месяца жили дома, а Варюшу мы часто навещали.
Она называла нас мамой и папой. И всегда очень радовалась нам. Вообще, надо сказать, что все дети практически сразу стали нас называть мамой и папой. Хотя мы их об этом не просили. Мы дали возможность им самим решать, когда и насколько сближаться с нами. Усыновить и удочерить детей мы смогли только в августе 2019 года.
«Варя плакала и молчала»
Адаптация, конечно же, была. Менее всего она была заметна у Ромы, а самая тяжелая адаптация была у Вари и у нас с мужем. Варя испытывала нас на прочность. Она постоянно плакала, плохо спала по ночам и… молчала.
Я не понимала, как могу ей помочь, кроме как быть рядом и дарить ей нежность. Но, мои силы кончались, а поведение не особо менялось. Муж уезжал на работу, я оставалась с детьми одна. Однако мы старались подменять друг друга, если видели, что кто-то уже не выдерживает.
Варя и Соня.
Иногда я закрывалась у себя в комнате, надевала наушники и включала громкую музыку, чтобы просто не слышать крика. Муж в это время занимался детьми. И это помогало мне преодолевать трудные моменты. Я успокаивалась и набиралась сил. Даже сейчас мне трудно вспоминать тот период жизни.
Мне трудно вспомнить все моменты, которые у нас были, потому что мой мозг стер часть информации, слишком уж эмоциональным и трудным был период адаптации с нашей младшей дочкой.
Но все проходит, и это прошло. Спустя полгода ситуация изменилась.
«Меня вдохновляет их любовь к жизни»
Основная сложность для нас заключалась в том, что трое детей у нас появились одновременно. Но чувство ответственности за принятое решение давало нам силы идти вперед, а также понимание того, что эти дети, в свои 2, 5 и 6 лет прошли такое тяжелое испытание, как предательство близкого человека — мамы. Не каждый взрослый может достойно пережить такую утрату, а здесь дети.
Мы убеждены: у каждого ребенка должно быть детство! С мамой и папой, с бабушками и дедушками, с блинчиками по утрам и сказками на ночь. Оно просто должно быть. И я понимаю, что мы можем им это дать.
Еще их любовь к жизни… она меня очень вдохновляет. Они удивительно добрые, ласковые дети. Они открыты миру и это потрясающе! Их любовь ко мне меня окрыляет, и мне хочется дать им как можно больше любви и заботы. У своих детей я учусь безусловной любви и умению видеть в людях только хорошее. Они бесконечные оптимисты.
Соня: до и после. В детском доме и в семье, спустя три месяца.
Просматривая видеоанкеты детей-сирот, я поймала себя на мысли, что могла бы помочь еще одному ребенку, дать ему возможность прожить свою жизнь в любви, заботе, с мамой и папой, братом и сестрами, но не сейчас. Возможно, когда наши дети вырастут и начнут самостоятельную жизнь, мы снова поговорим о приемных детях.
Советы будущим приемным родителям
- Я считаю, очень важно не оказывать давления на своего супруга. Если вы хотите взять ребенка из детского дома, надо понимать, что ваш муж может быть к этому абсолютно не готов. Разговаривайте с ним, но не заставляйте, не манипулируйте, не вините своего супруга. У каждого свой пусть к принятию такого решения. Кто-то принимает решение через один месяц, кто-то через пять лет, а кто-то никогда не решится на этот шаг.
- Когда вы уже стали кандидатом в приемные родители и начался поиск малыша, я бы посоветовала устроить себе «время тишины». Я уже писала, что нам это очень помогло в принятии решения. Вокруг нас много людей, которые по-разному относятся к приемным детям. Кто-то скажет, что это прекрасно, а кто-то скажет, что нет ничего хуже чужого ребенка. Гены, биологические родители, болезни… Это их выбор, но не ваш. Слушайте свой внутренний голос, почувствуйте свою реакцию на происходящее.
- И, наверное, последнее, что я могла бы посоветовать, — быть очень избирательным в поиске информации о приемных детях в интернете. Не читать форумы, где пишут о детях — сиротах. Читайте только проверенные источники, например, официальный сайт usinovite.ru, сайт фонда «Измени одну жизнь», а также подпишитесь на блоги нескольких приемных семей в Инстаграме, купите книги, написанные приемными мамами.
«Хочу помочь людям, желающим принять в семью ребенка»
Мы не скрываем, что у нас приемные дети, как раз для того, чтобы люди увидели, что это обычные мальчики и девочки, ничем не отличающиеся от других. Они могут прекрасно учиться, выступать на сцене, быть любящими, добрыми и воспитанными.
Трое детей появились в семье одновременно.
Я размещаю в своем блоге в Инстаграме видеоанкеты детей, созданные также фондом «Измени одну жизнь», чтобы дать детям возможность найти родителей.
Читать также — Как мы создаем видеоанкеты
Я также очень хочу помочь людям, желающим принять в семью ребенка, увидеть реальный пример жизни троих детей. Большинство приемных семей скрывают, что их дети — некровные, поэтому будущим родителям нелегко найти реальную информацию о жизни таких семей.
Именно поэтому я пишу книгу о нас. Эта книга о безусловной любви к человеку, где я описываю наш опыт, как мы решились на этот шаг, с какими трудностями столкнулись, когда пришла любовь и как мы стали одной большой и любящей семьей.
Все фото — из семейного архива Медведевых.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Надежда Иванычева
очень хочется услышать подробнее вашу историю.. сразу трое — это тройная нагрузка, тройная адаптация.. Буду ждать книгу
Анна Медведева
Надежда, здравствуйте! ? я очень рада , если то, о чем я пишу, будет полезно для других кандидатов или приемных родителей. Над книгой сейчас работаю )) так же я начала вести здесь свой блог, буду рада, если присоединитесь ко мне ))
Алла007
Ребенок который мне запал в душу 5 группы здоровья, я не проходила никаких курсов просто хочу ему помочь быть в семье , но пока безрезультатно, и желание забрать возникло из желания помочь., и понимаю что не дам ему столько времени и любви сколько ему необходимо и страх что не справлюсь или создам невыносимые условия др членам семьи! Что делать?
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.