Ирина Галынина с мужем взяли в семью двоих подростков из одной группы детдома. Данила будущие родители увидели в видеоанкете, созданной фондом «Измени одну жизнь» благодаря поддержке ПАО «МегаФон» в рамках проекта «Дети дома». Марк от съемок отказался

Ирина решила дать интервью фонду «Измени одну жизнь», потому что именно рассказы приемных родителей помогли ей избавиться от стереотипов в отношении детей-сирот. Она надеется, что и ее история тоже поможет кому-то принять ребенка из детского дома.

Ирина с мужем и детьми. Справа — приемные сыновья Марк и Данил.

Задумались о приемстве, когда было слегка за 30

Мы с мужем всегда хотели иметь много детей. У нас трое кровных, мы хотели родить еще, но не получилось. Нам было слегка за 30, когда мы впервые задумались об усыновлении ребенка.

Мы верующие, воцерковленные люди. Помню, как поехали волонтерами в дом ребенка помогать священнику причащать малышей. И когда у меня на руках оказался трехлетний малыш, мне до слез захотелось усыновить его. Но тогда мы не могли этого сделать по многим причинам, к тому же все еще надеялись, что сможем родить своего ребенка.

Когда я вышла из детородного возраста, мы снова стали думать о приемном родительстве. К тому времени старшие дети уже выросли и жили отдельно, с нами оставалась только младшая дочка.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Мы с мужем пошли в ШПР и, поучившись там, поняли, что все не так просто, как нам казалось. Прошло еще 2, 5 года после окончания школы, прежде чем мы наконец решились. Скорее, решался муж, я была давно готова, но не торопила его, понимая, что на него ляжет большая материальная ответственность.

Муж решил — пора действовать

За эти годы я много читала как специализированной литературы о приемных детях, так и различных интервью и блогов приемных родителей, в том числе и на вашем сайте.

Окончательно решиться мужу помог случай. Мы активные читатели странички Натальи Москвитиной, ведущей православного канала «Спас». В частности, она помогает новорожденным детям-отказникам найти новую семью сразу, минуя казенные детские учреждения.

И в один прекрасный день мне на почту пришло письмо с предложением взять такого ребенка, а мы в это время ушли гулять, и письмо я прочла только вечером. Когда я написала ответ, выяснилось, что ребенка уже забрали.

Марк и Данил на детском утреннике. В детском доме они были воспитанниками одной группы.

Это нас сильно огорчило, но все было к лучшему: мы хотели ребенка постарше, уже школьного возраста. А муж в тот день принял твердое решение не тянуть больше с появлением приемного ребенка в семье и начать действовать.

У Дани была видеоанкета фонда «Измени одну жизнь»

Мы решили поискать ребенка у нас в городе. На тот момент, а это был 2018 год, мы жили в Республике Коми, и выбор детдомов у нас был небольшой. Разумеется, я смотрела федеральные базы, но в них не указывают город, только округ.

Мы помолились о благополучном исходе дела, собрали документы и пришли в городской детский дом. Директор рассказала нам, какие дети у них есть, мы в свою очередь сказали о наших пожеланиях. Наташа, наша кровная дочка, была не против усыновления, но ей хотелось девочку 5-7 лет. Мы хотели ребенка постарше, чтобы успеть вырастить его, и без братьев и сестер, так как на двоих у нас бы не хватило ресурса.

Читать также — как мы создаем видеоанкеты

Малышей без сиблингов не было, поэтому мы остановили взгляд на мальчике Наташиного возраста. Его звали Данил, директор описала его как доброго, хорошего мальчика.

Я видела его анкету в базе еще до посещения детдома, а потом обратилась в фонд «Измени одну жизнь», и сотрудники фонда  прислали мне его видеоанкету.

Дорогие друзья! Приемные родители часто звонят и пишут нам с просьбой прислать видеоанкеты их сыновей и дочерей. Ролики были созданы  фондом «Измени одну жизнь», они хранятся в архиве.

Мы сделали так, чтобы вы могли обратиться за видеоанкетами и получить их легко и быстро. Для этого надо внести данные о себе и детях, перейдя по ссылке https://changeonelife.ru/priemnyim-semyam/parent-form/

Очень просим всех, кто отправляет заявку, чтобы получить видеоанкеты сыновей и дочерей, рассказать, почему вам так важны эти ролики?

Читать также — База видеоанкет: часто задаваемые вопросы

При первой встрече сердце дрогнуло

На следующий день мы пришли знакомиться с Данилом всей семьей. Конечно, у меня на первой встрече сердце дрогнуло. Мы с мужем сразу приняли решение, что возьмем его. Он даже внешне был похож на нас.

Но я имела неосторожность при Наташе сказать, что это «наш мальчик». Мы не учли, что она, будучи очень ранимой, как и все подростки, воспримет в штыки эту фразу.

Смотреть вебинар — Первая встреча с ребенком. Ведущая — психолог Катерина Демина

К тому же она хотела младшую сестренку, а тут получается брат-ровесник. В общем, немало времени пришлось потратить, чтобы убедить Наташу, что Данил будет членом нашей семьи и ей от этого не перестанут уделять меньше внимания.

Данил ходил хвостом за Наташей


Первые несколько месяцев Данил был у нас в гостевом режиме: проводил с нами все праздники, каникулы и выходные дни. Поначалу он всюду ходил за Наташей хвостом, все время сидел у нее в комнате, хотя у него была своя, ждал ее у дверей туалета и ванной, чем немало смущал дочку.

Вскоре выяснилось, что воспитатели посоветовали ему смотреть, как ведет себя Наташа, и стараться вести себя так же, чтобы нам понравиться. А он воспринял совет буквально, поэтому и ходил за ней, как привязанный. Через два месяца мы оформили опеку, и Даня переехал к нам насовсем.

Адаптация началась, как положено, через месяц. Но поскольку я была подготовлена и вооружена нужными знаниями, то для меня ничего из ряда вон выходящего не происходило.

Данил сразу стал нас называть мамой и папой. Конечно, пробовал границы, пытался требовать, чтобы мы покупали ему дорогие гаджеты, например. Но я еще на первой встрече объяснила ему, что мы дадим ему в первую очередь любовь, поддержку, семью, а дорогие подарки – это не то, что делает человека счастливым.

Адаптация коснулась и кровных, и приемных детей, но все справились.

Постепенно все устаканилось. С Наташей они подружились и стали неразлучны. Они даже по характеру похожи!

Марка мы забрали из того же детдома

Ситуацию осложнил приход в семью еще одного ребенка. С его появлением у Данила началась новая адаптационная волна, и все было гораздо жестче. И мне было сложнее, потому что я была не готова, думая, что у Данила вся адаптация уже позади.

Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Марка, второго мальчика, мы взяли из того же детдома. Более того, они с Данилом были друзьями. В их детдоме детей распределяли по группам, в каждой было по 5-6 разновозрастных ребятишек. Так воспитатели создавали имитационную модель большой семьи, чтобы детям было проще общаться друг с другом. Данил и Марк были в одной группе.

В феврале у сына был день рождения, и я решила пригласить Марка, мне показалось, что Дане это будет приятно.

Мы ждали, когда Марк сам захочет жить в нашей семье

Нам всем Марк очень понравился, мы потом не раз приглашали его в гости и были готовы взять его насовсем. Но в семью я Марка не звала, ждала, когда он сам примет это решение.

У него была кровная мама, к которой он ездил по субботам. Из-за этого он отказывался от создания своей видеоанкеты и не стремился найти приемных родителей.

Через год после усыновления Данила мужа по работе перевели в другой город, он уехал готовить там жилплощадь, и нам тоже нужно было скоро уезжать. И смотрю, Данил ходит и что-то все бубнит себе под нос про Марка. Я задала прямой вопрос, и выяснилось, что Марк давно хочет к нам в семью, но стесняется сказать об этом.

Мы с мужем сразу приняли решение, что не оставим его здесь, в детдоме, он поедет с нами. Все документы и разрешение на опеку у нас еще были действительны, поэтому мы все быстро оформили, и в новый город поехали все вместе.

Помог режим, правила семьи и договор 

Как только Марк поселился у нас, у Данила снова внезапно началась адаптация: ревность, конфликты, новые неожиданные проблемы.

Я стала искать решение, как наладить атмосферу в семье. Мне помог блог и книги Ольги Пропубертат. Ольга сама психолог и приемная мама, у нее есть специальный чат для приемных родителей, где она бесплатно консультирует мам подростков.

Семейный распорядок дня у нас был всегда: детям из детдома проще жить по режиму. К нему в дополнение мы написали правила семьи, обязанности каждого в семье, включая маму и папу, и главное – составили и подписали договор, по которому все обязались решать конфликты.

По слову «стоп» все расходятся по своим комнатам на полчаса, потом снова собираются там, где прозвучало это слово, и пытаются договориться, используя «я-сообщения» и не перебивая друг друга. Если это невозможно, расходимся снова и решаем проблему позже.

Марк до сих пор хранит мой рисунок

У Марка адаптация началась очень поздно, примерно через год после его появления. Год он был таким идеальным ребенком, ответственным, заботливым, аккуратным в быту, помощником родителям. Меня это беспокоило, и не напрасно.

Видя адаптацию Данила, Марк год держался, но потом все же грянуло и с его стороны. Он думал, что он нам не нужен, классически проверял нашу любовь на прочность. В тот момент мы очень много разговаривали с мальчишками обо всем, что их волновало.

Я нарисовала на листке бумаги Марку его линию жизни от рождения и дальше. На ней его 16 лет – совсем небольшой отрезок. А время, проведенное в детдоме, и того меньше. А наша семья будет с ним всю его дальнейшую длинную жизнь.

Я объяснила ему, что с кровными родителями может произойти всякое, они тоже люди, могут сломаться, не выдержать жизненных испытаний, и в этом никто не виноват (папа Марка погиб, когда его мама была беременна им).

Марк до сих пор хранит этот рисунок. Когда ему исполнилось 18 лет, мы переживали, что он захочет уйти и жить отдельно. Но этого не произошло, он остался с нами.

Сейчас Даня и Марк – обыкновенные домашние дети

Дети должны жить в семье, чувствовать, что они нужны и важны вот этим конкретным взрослым, уверена Ирина.

Оба наших сына учатся, Даниил заканчивает школу, Марк учится в техникуме на автомеханика, ему платят стипендию за хорошую учебу. Он охотно помогает папе по дому. Мы хотели бы взять еще ребенка, девочку 7-8 лет, но пока старший не готов к этому, а мы уважаем его желание, так что не торопимся.

Когда берешь ребенка в семью, то не знаешь заранее, каким он вырастет. Непередаваемая радость — видеть, как ребенок находит свое место в семье, как начинает называть нас мамой и папой совершенно искренне, потому что так чувствует, как дружно живут твои приемные и кровные дети.

Когда видишь, как ребенок помогает папе потому, что сам этого хочет, гордость берет – вот каков мой сын! Сбылась наша мечта иметь большую семью, и неважно, откуда в ней появились дети, главное, что они есть.

Дети обязательно должны жить в семье, чувствовать, что они нужны и важны вот этим конкретным взрослым. Ни в одном детдоме ребенку не могут дать столько индивидуального внимания, как в семье. Ни один, даже самый лучший воспитатель, не сможет безоговорочно любить ребенка, принимать его любым, это могут только родители.

Мне очень много дала ШПР, книги психологов, а также интервью с приемными мамами. Именно их рассказы помогли мне избавиться от стереотипов о детдомовских детях и решиться самой усыновить ребенка. Я надеюсь, что и мой опыт кому-то поможет стать приемным родителем.

Фото — из семейного архива Галыниных.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Larisa

    Замечательно! Очень мудрые родители, особенно способ решения конфликтов надо взять на заметку. А на фото даже не сразу разберёшь, где родители, где дети)

    14 сентября 2021