Джессика Франтова, психолог фонда «Измени одну жизнь» вместе с приемными родителями рассказывает детям сказку о том, как они нашли семью.

Всем нам нравится слушать истории, главные герои которых— мы сами. Поэтому дети трех–пяти лет любят сказки, где они главные действующие лица.

А еще в этом возрасте ребенок открывает для себя мир, в котором, оказывается, есть такие явления, как рождение и смерть, а жизнь в этом мире существовала и до его прихода. И это порождает множество вопросов: «А что было до меня?», «Что было, когда меня не было?», «Как я появился на свет?» — и тому подобных.

Именно сейчас лучше всего рассказать ребенку в сказочной форме о том, как он пришел в вашу семью.

Сказка — это не выдумка. Это настоящая история, рассказанная «сказочным» языком, то есть языком метафор и ярких образов. То, что было бы скучным в повседневной жизни, становится ярким и живым, если его перевести на язык сказки.

Даже каждодневная дорога от метро до дома может заиграть новыми красками, если вдруг представить, что это волшебный путь, а ожидание автобуса — испытание для героя, пройдя которое он обязательно будет вознагражден — дома его ждут родные и близкие.

В сказках можно говорить о том, о чем в обычной жизни сказать не получается. Ведь сказочные герои могут делать то, что подскажет ваша фантазия, совершать поступки, которые вы сами никогда не отважитесь сделать, и говорить те слова, произнести которые вы бы никогда не решились.

Итак, о чем будет наша сказка? Это история о том, как вы и ваш ребенок нашли друг друга, история о поиске, ожидании и встрече.

О том, как появился в традициях вашей семьи праздник, которого нет у растущих в кровных семьях детишек, — День Аиста.

Действующие лица

Первый и, конечно же, самый важный персонаж сказки— это ваш Малыш. Самый замечательный, талантливый, умный и любимый. Не сдерживайте свою фантазию и не скупитесь на комплименты!

Наша история— о поиске. Малыш ждет и ищет новую семью. А это значит, что в нашей сказке появляются еще несколько персонажей— это члены двух семей: в которой малыш родился и которую ему предстоит обрести.

Бывает так, что мы ничего не можем сказать о кровной семье ребенка. Иногда мы просто об этом ничего не знаем, а порой бывает так, что и говорить ничего не хочется. Но мы сочиняем волшебную сказку, а это значит, что добрые слова надо постараться найти.

Например, про каждую кровную семью наше­го Малыша мы совершенно точно можем сказать одну очень важную вещь: они хотели, чтобы он родился, и ждали его появления на свет. Если бы это было не так, никакого Малыша бы и не было.

Ему дали жизнь — и это уже очень важный момент истории, который обязательно надо упомянуть. Дали жизнь, но поняли, что не смогут о нем заботиться и вырастить. Поэтому Малышу нужно найти новую семью.

Но кому же поручить такое ответственное дело? И тут на сцене появляются самые настоящие сказочные силы— феи, волшебники и, конечно же, Аист! Та самая мудрая птица, которая ищет детям родителей. Случалось мне, правда, слышать сказки про Аиста, который был очень загружен работой, а то и вовсе был стар и глуп, сказки про то, как ошибался он адресом и доставлял детей не тем родителям.

Мне кажется, что эта добрая и красивая птица заслуживает к себе более уважительного отношения.

Однажды мне удалось его поймать в объектив фотоаппарата за неделю до того, как один мальчик был официально отдан под опеку в новую семью, и я совершенно точно могу сказать: он всегда прилетает вовремя.

Сюжетная линия

Итак, широко раскинув крылья, пролетает над полями и лесами Аист и зорким глазом ищет самых любящих и заботливых родителей для Малыша. А Новые Родители ждут не дождутся, когда же Аист к ним прилетит и покажет им дорогу к самому замечательному Малышу на свете. А еще они очень переживают и волнуются— понравятся ли они Малышу? захочет ли он назвать их Папой и Мамой?

Какая же волшебная сказка без волшебных испытаний! Чего только не приходится пережить Родителям на своем пути — и дремучие леса, и злую Бабу ягу они встречают, а то и вовсе какой-то Кощей попадается, злато-серебро требует. Но в сказках всегда побеждает добро, и поэтому там, где появляются злые силы, появляются и силы добрые, которые помогают Родителям и Малышу встретиться.

Перед Самой Важной Встречей все очень волнуются. Малыш не отходит от окошка, ждет, когда за ним придут. Родители очень переживают— примет ли их Малыш и смогут ли они полюбить друг друга?

И вот этот радостный момент настает— они видят друг друга, и страх и недоверие уходят, уступая место радости узнавания и обретения.

Помните, чем заканчиваются русские народные сказки? Большим пиром на весь мир. И в нашей сказке мы тоже его можем устроить! Семья идет домой, где накрывают стол с огромным тортом, и за этим столом есть место для почетного гостя— Аиста.

И он вместе со всеми празднует день, когда Малыш и Родители стали семьей. Потом он прощается, благодарит за угощение и улетает, потому что еще много на свете детей и родителей, которые не нашли друг друга. Но он обязательно вернется — если его ждать и верить в чудо.

Шпаргалка

Обязательные герои

  1. Ребенок.
  2. Кровная семья.
  3. Новая семья.
  4. Аист.
  5. Сказочные существа.

Сюжет

  1. Рождение Малыша.
  2. Уход из кровной семьи.
  3. Ожидание новой семьи.
  4. Ожидания Папы и Мамы.
  5. Путь друг к другу.
  6. Встреча.
  7. Праздник.

Три типичных ошибки начинающих сказочников

Поскольку написание сказок — дело нелегкое, а для кого-то совсем новое, в них случаются ошибки. Вот несколько слов о наиболее часто встречающихся ошибках в сказке про Аиста.

1. В сказочном сюжете появляется мама, которая «отказалась» от ребенка

Мама «сказала, что это не мой малыш», «поняла, что ма­лыш ей не нужен» и т. п. Очень сложно бывает сдержать раздражение и гнев, когда мы думаем о кровных родителях ребенка. Слишком часто за историей ухода ребенка из прежней семьи стоит трагедия, виноваты в которой именно они.

Но ребенку тоже тяжело слышать, что для кого-то он оказался «ненужным», «чужим», «ошибкой». Прежде чем произнести или написать такие слова, подумайте: а что бы почувствовали вы, услышав фразу «от тебя отказались», «тебя не любили», «ты был(а) не нужен(а)»? Это очень тяжелые слова.

Положа руку на сердце, мы не всегда можем точно знать, почему ребенка оставили. Кроме того, ребенок провел 9 месяцев в животе своей кровной мамы, все это время он был там, его не лишили жизни, не сделали аборт — имеем ли мы право говорить о том, что он был не нужен?

Да, кровные родители поняли, что сейчас не смогут вырастить и воспитать ребенка. И именно благодаря их решению, которое, скорее всего, было очень и очень нелегким, у вас теперь есть ваше счастье.

Возможно, у вас не найдется теплых и добрых слов в их адрес, но, может быть, благодарность за данную жизнь и возможность быть счастливыми позволит вам воздержаться от тяжелых и ранящих слов. Перед Самой Важной встречей все очень волнуются. малыш не отходит от окошка, ждет, когда за ним придут родные люди .

2. Новая семья противопоставляется первой семье ребенка

Идет подчеркивание хороших качеств новой семьи и плохих первой. Кровная семья была «плохой», «малыша там не любили» ит. д., тогда как новая семья «любящая» и «заботливая».

Вряд ли кому-то нравится слышать: «ты— плохой», «ты— неудачник», «ты— злой». Комплименты и одобрение дарят радость и дают силы двигаться дальше, творить, совершать.

А теперь представьте, что кто-то отозвался плохо о вашей подруге, матери, сестре. Обычно в таких ситуациях мы огорчаемся и стараемся защитить близкого нам человека. Нам кажется, что обижая его, обижают и нас.

Задайте вопрос себе — вам бы понравилось, если бы вы услышали, что росли в «плохой семье», где вас не любили? Было бы вам радостно и приятно, если бы так говорили ваши друзья и близкие люди?

Людям свойственно говорить о своих достоинствах и достижениях и скрывать свои недостатки. Нам нравится, когда нас хвалят и ставят в пример, когда говорят, что мы — хорошие.

Чтобы ваши прекрасные качества, такие, как доброта, забота, отзывчивость, стали заметны, не обязательно указывать на то, что их не было у других. Если эти качества у вас есть, будьте уверены: их заметят и оценят по достоинству.

3. В сказке очень много переживаний родителей и мало чувств ребенка

Рассказать о своих чувствах и переживаниях всегда проще, чем о чувствах и переживаниях другого. Ведь мы знаем точно, что было с нами, а что происходило с другим— не всегда. Но наша сказка написана для ребенка, а значит, про него там должно быть немножко больше, чем про других персонажей.

Чувства и переживания ребенка в ситуации поиска и обретения семьи очень похожи на чувства родителей. Боязнь не понравиться, не дождаться, желание обрести семью, одиночество, надежда на чудо— все это было с ребенком так же, как было свами.

А значит, вы можете про это рассказать!

Практика

Вместе с будущими приемными родителями мы сочиняли сказки на занятиях ШПР. Несколько десятков сказок с одним и тем же сюжетом— и все разные.

Так что не бойтесь быть не оригинальным, сочиняя свою сказку, — важно то, что ее придумали вы для вашего ребенка.

Вот две сказки, сочиненные слушателями моих семинаров:

1. В одном лесу жили-были разные звери.

И зайцы, и лисы, и ежи, и волки. И еще жил в этом лесу длинноногий Аист. Он работал на очень интересной работе— разносил в семьи малышей. Детей было много, и всем им нужно было найти хороших родителей.

Так, благодаря Аисту, в семье зайцев появилось уже пятеро зайчат, в семье ежей совсем недавно появился маленький ежонок, лиса не так давно вышла замуж и уже записалась в очередь к Аисту. Даже в семье волка росли два озорных волчонка.

Иногда получалось так, что Аисту приходилось искать для ребенка другую семью. Вот и сейчас Аист летел в деревню, чтобы забрать ребенка у людей, которые поняли, что не смогут его вырастить. Малышу было грустно, и непонятно, что будет дальше. И тогда Аист отправился на поиски семьи для него. Искать пришлось недолго: Аист знал такую семью, где очень давно ждали ребенка.

Когда Аист принес туда Малыша и Новые Родители увидели его, они очень обрадовались, ведь они так давно его ждали! Это был самый лучший и самый замечательный Малыш, тот самый, о котором они так долго мечтали. И это был ты. Мы так рады, что ты с нами!

Это было 21 мая, именно поэтому в нашей семье каждый год в этот день от­мечают День Аиста.

2. Жил-был ребенок на Звезде.

И жили-были родители, которые очень сильно хотели малыша и давно звали его к себе. И, когда Малыш согласился спуститься на Землю, он случайно заблудился и попал в другой дом.

К сожалению, родители, которые жили в этом доме, были не готовы к встрече с Малышом, поэтому они позвали Аиста. Аист прилетел, взял Малыша и принес его к Родителям, которые его очень сильно ждали.

Во время полета Малышу было страшно, и он плакал, потому что он не знал, куда они летят и что будет дальше. Аист старался долететь как можно быстрее и через несколько дней он постучался в дверь дома, где жили новые Мама и Папа Малыша.

Они с радостью распахнули двери, увидели Малыша, взяли его на ручки и прижали к самому сердцу. Они были очень счастливы, ведь Малыш оказался именно таким, как они его себе представляли, — самым умным, самым красивым, самым любимым.

А Малыш, почувствовав тепло рук своих родителей, тут же перестал плакать и заулыбался.

Родители и Малыш захотели отблагодарить Аиста за его труды и пригласили его к праздничному столу— съесть вкусный торт и выпить чаю. Так появилась традиция праздновать День Аиста— день, когда встретились Малыш и его Родители.

А как вы придумывали сказки о Дне Аиста своим детям? Поделитесь, пожалуйста, сюжетами в комментариях.

Иллюстрации — Юлия Добровольская. 

Помогите детям и родителям найти друг друга и больше не потерять – поддержите работу нашего портала!

Поддержать портал

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!