На Новый год младшая дочка попросила зеленую бороду Деда Мороза, а старшая – сиреневую собаку
Как трудно порой завоевать доверие даже маленького ребенка, Марина Сокол @mery.sokol знает на собственном опыте. Приемная мама рассказала о том, какой долгий путь навстречу друг другу пришлось пройти ей и ее дочкам, чтобы стать одной семьей. И как новогодние подарки помогли детям поверить в волшебство и безусловную родительскую любовь.
Марина с дочерьми.
С мужем еще до брака решили взять детей в семью
Когда мне было 13 лет, я попала в больницу. Там со мной вместе лежала девочка из детдома.
Она произвела на меня большое впечатление, я стала интересоваться судьбами детей-сирот, какое-то время хотела, чтобы и мы приняли в семью ребенка из детдома, но у моей мамы не было такой возможности.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
Эта мысль не оставляла меня. Еще до брака мы с будущим мужем обсуждали, как каждый из нас видит свое будущее и какой представляет собственную семью, и выяснили, что мы оба хотим взять приемных детей.
Мы поженились, своих детей у нас не было, и спустя 3 года брака мы решили, что готовы к тому, чтобы стать приемными родителями. Мы закончили ШПР, собрали все нужные документы и отправились в нашу опеку.
Решили познакомиться с двумя сестренками
У нас не было жестких критериев предпочтений по полу и возрасту. Но поначалу мы все же решили ограничить возраст до 7 лет, потому что не чувствовали себя достаточно опытными родителями, чтобы сразу брать подростков.
Единственный пункт, который у нас был – не брать детей с психиатрическими диагнозами.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Я как медсестра и педагог-психолог по образованию понимала, что любая психиатрия требует длительного стационарного лечения, а значит, ребенка придется надолго оставлять в больнице, к чему я не была готова.
Арина и Полина в детском доме. Сестренки крепко держатся за руки.
В опеку мы пришли к концу приемного дня. По нашим параметрам было трое детей: мальчик и две девочки, сестры-погодки 3 и 4 лет.
Муж сразу сказал, что мы берем в семью девочек, и нам выписали направление. Мы выбрали их, можно сказать, не глядя.
Первыми девочки увидели меня
1 декабря 2016 года мы поехали в детдом знакомиться. Мы планировали встретиться с девочками вместе с мужем. Он работал до 5 часов, и мы договорились, что я поеду пораньше, чтобы поговорить с дирекцией и посмотреть медкарты сестренок, а он подъедет после работы, и мы уже вместе познакомимся с ними.
Читать также — Первая встреча с ребенком
Но так получилось, что девчонок мне привели почти сразу. Пока я смотрела медкарты, открылась дверь и нянечка со словами «вот ваша мама» ввела двух принаряженных малышек.
Те смотрели испуганно и крепко держались за руки. Для своих лет девочки были очень маленькими по росту, даже присев на колени, я была выше них.
Старшая, Арина, смотрела на меня настороженно и недоверчиво, она еще помнила свою биологическую маму, младшая, Полина, была более открытой.
Арина испугалась моего мужа
Когда приехал муж, в комнате, специально отведенной для встреч детей и родителей, уже не осталось свободного уголка.
Нас провели в актовый зал, где ребятишки готовились к новогоднему утреннику, чтобы мы пообщались с девочками там после занятий. Когда мы вошли, репетиция уже заканчивалась.
Девочки подросли, родители помогли им подготовиться к школе.
Девочки нас заметили, начали перешептываться и хихикать. Это было так трогательно!
Воспитательница отправила их к нам. Они было побежали ко мне, но остановились. Старшая испугалась Максима, мужа, который сидел ближе к ним.
Я протянула ей руку, позвала ее к себе на колени. Она так и просидела у меня всю встречу, крепко держа меня за палец. А младшая пошла к Максиму, сразу назвав его, хоть и неуверенно, «папой». Мы подписали на детей согласие.
Надежды встретить Новый Год вместе рухнули
Все документы детдом подготовил и передал в опеку 17 декабря. Увы, тогда мы не знали, что имеем полное право забрать детей через 10 дней после подписания согласия.
В опеке оформление документов затянулось до конца января следующего года. А 27 декабря детдом закрыли на месяц на карантин. Нас о карантине не предупреждали, и мы приехали в этот день с подарками для всей группы.
Прошли в ворота, которые не были закрыты. В детдоме очень удивились нашему визиту и пообещали передать подарки и показать девочек через окно. Все наши надежды встретить Новый Год вместе рухнули.
Группа у девочек была на втором этаже, окно приоткрыли, и я услышала, как Арина кричит на весь двор: «Мама!»
До этого она ни разу не называла меня мамой. Этот крик было очень больно слышать, столько в нем было эмоций, слез, отчаяния…
Разлука стала травмой
Разлука длиной в месяц серьезно осложнила и без того непростую адаптацию. Как мы выяснили позже на сеансах с психологом, девочки решили, что мы их бросили.
С Полиной Марине быстрее помогла сблизиться… больница.
Из-за этой травмы они долго не могли нам довериться, признать нас своей семьей.
Нам очень много пришлось работать с ними, используя разные терапевтические методы: сказкотерапию, песочную терапию. Неоднократно были откаты, после которых приходилось начинать все заново.
«Медового месяца» у нас не было совсем. Мы приехали за ними с подругой на машине, т.к. муж был на работе. Накануне мы купили много самой разной хорошей новой одежды, но оказалось, что сильно ошиблись в размерах, а новую покупать уже не было времени.
Подруга дала мне верхнюю одежду своих ребятишек «напрокат», в детдоме же возмутились, что мы приехали за детьми с одеждой б/у, грозились записать в личном деле, что родители не подготовились как должно.
Но мне было все равно, хотелось скорее забрать девочек.
Бабой-ягой девчонок пугали в детдоме
За время карантина они меня не забыли, когда увидели, сразу закричали: «Вот наша мама!»
В дороге их, непривычных к поездкам на транспорте, укачивало и тошнило, им было страшно уезжать в неизвестность.
За месяц разлуки все, что я рассказывала им о нашей квартире, стерлось из их памяти. В первый день девочки были так эмоционально вымотаны, что с трудом смогли уснуть.
Полине везде мерещилась Баба-Яга, которой их пугали в детдоме. Дочка искала у нас защиты и утешения, но еще не привыкла к контакту, не чувствовала себя комфортно, когда кто-то из нас обнимал ее.
На вторую ночь было полегче.
С младшей дочкой нас сблизила больница
Примерно полгода девчонки активно по очереди испытывали наше терпение и границы на прочность.
Когда было особенно сложно, я говорила себе, что если взрослый способен полюбить и принять другого взрослого со всеми его «тараканами», то уж ребенка полюбить намного проще. Когда изо дня в день ты делаешь то, что должен, заботишься, учишь, кормишь, то любовь и привязанность возникают сами собой.
Адаптация с Ариной была сложнее.
С младшей нас сблизила больница. Через три месяца после того, как девочки поселились у нас, Полина сильно заболела, и мы полторы недели провели с ней в больнице, где круглосуточно были вместе.
Это очень укрепило доверие и привязанность Полины ко мне, она чувствовала себя под защитой и в безопасности, поэтому даже неприятные процедуры ее не пугали.
Старшая готова была ходить зимой в купальнике
Зато со старшей после моего отсутствия пришлось заново выстраивать хрупкий мостик доверия. Она долго не признавала нас своей семьей, сопротивлялась нашим правилам, хотела все решать сама и переубедить ее, например, не надевать на улицу зимой купальник было непросто.
Мы много разговаривали, объясняли, учили общаться, и постепенно лед таял, все налаживалось, сейчас мы – одна семья.
В первый год мы с дочками каждый вечер писали по 5-7 пунктов, что кого порадовало за день, что было хорошего. Благодаря этому мы научились лучше понимать друг друга.
Зеленую бороду я забыла на батарее
В детдоме детей учили, что есть разные праздники, поэтому они прекрасно знали, что такое День Рождения или Новый Год.
На свой первый семейный Новый Год Полина попросила в подарок у Деда Мороза зеленую бороду, а Арина – сиреневую собаку.
Собаку мы купили, а вот бороду пришлось красить самой. В новогоднюю ночь мы поехали в гости, и в дороге я поняла, что забыла ее на батарее дома!
Арина и Полина на праздничной елке.
Я сказала Полине, что Дед Мороз не знал о том, что мы уедем в гости, и оставил бороду дома на подоконнике, а сам предупредил меня об этом.
Когда мы вернулись, я быстро пробежала в комнату, пока дети раздевались и мыли руки, и положила подарок на подоконник. Полина была очень удивлена и обрадована, когда увидела бороду именно там, где сказал мне Дед Мороз!
Дочка сделала вывод, что он приходил и он существует. Получилось такое маленькое чудо.
Диагноз ЗПР сняли
Сейчас у нас все хорошо. Девочки догнали по развитию сверстников, диагноз ЗПР с них снят. У них была совершенно неразвита речь, их никто не мог понять, кроме нас.
С этим мы справились, занимаясь каждый день. Конечно, были слезы и капризы, но девчонки очень хотели, чтобы их понимали все, а не только мы, поэтому продолжали упорно работать.
Изменения были заметны уже через полгода. Сейчас девочки ходят в общеобразовательную школу. Арина пошла в лицей, и очень хорошо справлялась с учебой.
Но большие нагрузки влияли на состояние здоровья дочери, поэтому я не требовала от нее учиться только на отлично. Тем не менее, дочка окончила год без троек!
Дочки похожи на нас с мужем
Я уже не могу представить своей жизни без дочек. Они подросли и стали похожи на нас с мужем, никто и не догадывается, что они приемные.
Девчонки научили нас не подходить к сиротам с позиции жалости и потакания. Трудности выстраивания взаимоотношений быстро сняли с нас розовые очки.
Но я всегда знала, что это временно, что наша забота даст свои плоды. Дети оттаивают, меняются, становятся совсем другими, а ежедневная рутина и заботы перерастают в любовь и привязанность.
Только в семье дети могут побыть детьми.
Помню, когда наши девочки пошли в детский сад, мы объяснили им, чем садик отличается от детского дома. Но первое время, когда родители приходили за детьми, младшая всех расспрашивала, куда они сейчас пойдут, что будут делать, придут ли они в садик завтра.
Только убедившись, что никто не остается в садике насовсем, она поняла, что это место безопасно в отличие от детского дома, где одиночество и отсутствие безусловно любящих взрослых разрушают личность ребенка.
Только в семье дети могут побыть детьми, почувствовать, что такое защита и безопасность.
Фото — из семейного архива Сокол.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Ната
Очень за вас рада и за девочек тоже. Мира вам и здоровья.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.