Иван Колесников
Иван Колесников 27 февраля 2020

Наталия Доброжан: Четыре дочки и три видеоанкеты

0
2336
3

Видеоанкеты своих трех приемных дочерей увидела на сайте фонда «Измени одну жизнь» Наталия Доброжан из Сургута

Всего у Наталии — четыре дочки. Кровной дочери Лали 8 лет. 10-летнюю Дашу взяли в семью в 2017 году. Ее ровесница Мирослава и 9-летняя Катя стали сестренками Лали и Даши чуть меньше года назад.

Вера в себя и собственные силы помогли Наталии искать, терять и возвращаться, не бояться чужих мнений, неуместных вопросов, диагнозов и прогнозов. Ее рассказ о пути к каждой из приемных дочерей словно исповедь.

«А дети-то ваши?»

Незнакомые люди могут спросить меня внезапно о детях. Чьи они, почему не похожи на меня? Коротко говорю: «Наши». Обычно на этом расспросы заканчиваются. Иногда все же уточняют: «Приемные дети?» Отвечаю, что да, приемные, и всех это устраивает.

Наталия с дочками.

Меня часто расспрашивают о том, сложно ли мне с дочерями, тогда по настроению отвечаю, что «немыслимо», «очень сложно» или «сложно, но посильно».

В  Севастополе, где мы отдыхали, на нас как-то пристально смотрела  в автобусе женщина, разглядывала одинаково одетых Лали и Дарью, не выдержав, воскликнула: «Ну, это же не близняшки?!» Я устала объяснять, коротко ответила: «Близняшки».

Дама с беспокойством: «Таких же не бывает!» Я сказала: «Поверьте, еще и не такие бывают!»

«Меня отговаривали брать ребенка из детского дома»

Родные и друзья не были в восторге от моей идеи стать приемной мамой. Единственным человеком, который меня поддержал, оказалась моя сестра.

Кстати, в ШПР преподаватели достаточно напористо отговаривали и меня, и других кандидатов в нашей группе от этого шага. Говорили на занятиях, что мы не понимаем, что делаем, а преподавателям необходимо предупредить рост возвратов в детские дома…

Объясняли нам, кандидатам, что дети в детских домах, действительно, от алкоголиков и проституток. Это достаточно неприятное воспоминание.

Более того, моему желанию стать приемной мамой удивлялись сотрудники опеки, выдававшие направление на знакомство с Дашей. Говорили, мол, зачем ее берете, «девочка совсем на вас не похожа».

Но внутри, в сердце я уже приняла решение, поэтому внешний фон никак не смог изменить его.

«Я чувствовала себя чудовищем»

Я всегда мечтала о большой семье. Растила дочку Лали, но хотела еще детей. На сайте фонда «Измени одну жизнь» увидела видеоанкету Кати из Забайкальского края. В ролике она синеглазая, с хвостами из пышных и длинных волос, на велосипеде каталась, играла.

Приехала я к ней в июне 2016 года. Впервые в жизни увидела, что такое детский дом. Дети бродят по огромному полю, рядом домики, как раньше были в детских лагерях. Это и был лагерь. Тут же коровы и коровьи лепешки. Пусто.

Чем там детей занимали, не знаю. Футбол, сказали, часто. Что девочки делали, вообще не представляю. Поле, коровы, речка, лошадь. Туалеты на улице…

Дети при мне пошли в столовую. У малышей одна из работниц столовой руками из тарелок выгребала огурцы, нарезанные кубиками, со словами «Все одно — об…щитесь». Не стесняясь меня. Ну, вот и после этой сцены я, спустя много времени, все равно за Катей приехала…

А тогда девочки-подростки во дворе детдома предложили мне посмотреть, как они танцуют. Завели меня под какой-то навес. Я увидела знакомое лицо.

– Катя?

А девочки смеются и говорят: «Нет, это Маша. Катю сейчас приведем». И привели. Крошечная, стриженая, она очень застенчиво улыбалась… Я не смогла ее тогда забрать – очень растерялась и не решилась…

Я ездила к ней еще дважды —  второй раз приехала, когда думала, что все-таки все решила, обдумала, подписала согласие. Мы переночевали в гостинице.

Тогда я увидела ее истощенное состояние, когда мыла и переодевала, и… вернула ее. Чувствовала себя чудовищем.

Я тогда очень испугалась. Катя не реагировала на то, когда я ее звала. Заталкивала в свой рюкзачок игрушки, я предложила ей помочь, а она не отреагировала. В тот момент мне показалось, что это упрямство и своеволие, к которым я не готова.

Катя говорит, что все время ждала, когда Наталия приедет за ней.

Меня еще и накрывала брезгливость, настолько девочка была запущена, неухожена… Про непослушание добавлю – только тут, уже в нашей семье, в Сургуте, спустя три года врачи у Кати выявили глухоту! И все ее непослушание этим и объяснялось!

Читать также — 6 вопросов приемных родителей главному детскому психиатру Москвы

Я не смогла сразу после поездки за Катей ехать куда-то еще. Только спустя полгода узнала, что Катю взяли в приемную семью…

Вот тогда я решилась и полетела в Иркутск. Там меня ждала встреча с Дашей.

Даша картавила и читала стихи

Видеоролики о Даше в разное время снимали разные фонды. Анкета, на которой девочка еще маленькая, была размещена на сайте БФ «Дети Байкала», а чуть позже видеанкету о ней создал фонд «Измени одну жизнь».

Когда я впервые увидела Дашу в ролике на сайте фонда «Дети Байкала», у меня возникли сомнения: справлюсь я или нет, подойдем ли мы с девочкой друг другу?

Но по мере того, как Даша росла и менялась —  а это можно было отследить по видеоанкетам за два года — становилось понятно, что она может жить в нашей семье.

Видеоанкеты позволяют рассмотреть ребенка в движении, послушать его. В ролике Даша была очень сосредоточенной и спокойной. Она читала стихотворение о школе.

Ей тогда было около семи лет… Она и сейчас хорошо помнит, как проходили съемки. После просмотра анкеты на сайте «Измени одну жизнь» я убедилась в своем решении ехать за дочкой.

«Счастье с первой секунды»

Первую встречу с Дашей я до сих пор вспоминаю с огромным наплывом добрых, позитивных эмоций. Увидев ее, я сразу поняла: это мой ребенок. Это было счастье с первой секунды.

Даша была невысокой, очень смуглой, глазастой, улыбалась во весь рот, говорила низким и хриплым голосом. Общалась совершенно непринужденно.

Мы плели браслеты, они у нас до сих пор хранятся. Фотографировались. Смеялись и плакали — все сразу. Даша тут же согласилась ехать со мной, и я через минуту подписала согласие. Поехали домой на следующий день.

Даша оказалось домашним, сохранным ребенком. Она с рождения жила в семье, ее воспитывала мама. Женщина умерла, когда девочке было 4,5 года.

За Дашей в детский дом Наталия приехала вместе с кровной дочкой Лали (справа).

Про отца известно только то, что он родом из Северной Кореи. Даша видела его в младенчестве, она его очень любит, у нее о папе самые теплые воспоминания. К сожалению, о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

У Даши есть двоюродная бабушка, но в реальности дочка и называет, и считает ее своей родной бабушкой. Пожилая женщина по ряду причин не смогла стать опекуном, но постоянно навещала внучатую племянницу в детдоме, отмечала с ней все праздники. И в этом смысле помогла сохранить хотя бы частицу той домашней атмосферы, которую девочка взяла с собой из семьи в детдом.

Отчасти поэтому полтора года, проведенных в учреждении, не сказались на характере, сознании Даши. Она, как я уже говорила, сохранный ребенок.

Бабушку, кстати, тоже зовут Дарья, и мы поддерживаем отношения, созваниваемся. Мы не только на расстоянии общаемся, я возила Дашу в гости в Иркутск прошлой весной.

Периодически Даша вспоминает жизнь в кровной семье. В день рождения ее мамы мы ходим в церковь, свечи ставим…

Даша помнит жизнь в кровной семье.

Первые дни дома


Даша совершенно нетипичный для интернатной системы ребенок. И с точки зрения психологии, и с точки зрения быта. Она знает, как устроена жизнь в семье. Поэтому каких-то острых вопросов или удивления от того, что суп сам себя не сварит, а его нужно готовить — всего этого не было.

С первых дней Даша стала ходить на прогулки со мной и с Лали. Девочки подружились. Даша – очень понимающий и умный ребенок. Все, кто ее видел в жизни, отмечали ее характер и поведение.

В том числе и те люди, которые отговаривали меня от идеи стать приемным родителем. Они приходили в гости, видели Дашу и понимали, что это чудо-девочка.

Даша и Лали очень быстро подружились.

Она очень сообразительная, хитрая, отходчивая, уступчивая, ласковая, любознательная. Занимается английским, рисованием, ходит на плавание, увлечена чтением. Могу также отметить ее хваткость, юркость.

Даша, кстати, умеет готовить. Кроме того, она прекрасно ладит с детьми, и всегда пытается договориться, не конфликтовать. Ее интеллект выше среднего, ей все по силам.

«Я вернулась за Катей»

Я три года мучилась тревогой за Катю. И когда узнала, что ее вернули из приемной семьи, поехала и забрала ее.

Катю вернули из-за агрессии, умственной отсталости и инвалидности. Инвалидность в Сургуте сняли, умственную отсталость не подтвердили, агрессии нет и в помине. Есть вредность, но это из-за отставания в развитии.

…Мы увиделись с ней в больнице, где она лежала с воспалением легких. Девочка стала более суетливой, совсем неухоженной. Выглядела не малышкой, а очень сутулой подросшей девочкой.

Была очень грязной, в порванном белье, с отросшими ногтями на ногах, так, что они вниз загибались, со спутанными волосами… В больнице хорошие врачи и медсестры, но ухаживать за детьми из детского дома им некогда…

Боком-боком Катя прискакала к нам с Дашей (а мы с Дашей вместе ездили за Мирой и Катей) и спросила: «Вы ко мне?»

Катя с Дашей только что вышли из детского дома. Скоро все вместе с Наталией поедут домой.

Катя помнила меня, мы много с ней об этом разговариваем. Она до сих пор рассказывает детали нашей встречи, когда мы с ней гуляли в детском доме, как она упала с качелей, как она голубя петухом называла, какая у нее была розовая кепка…

И она все время говорит, что очень хотела ко мне.

Дорога к Мире 

Параллельно с Катей я искала еще одну девочку. Конечно, хотелось где-то поблизости, поскольку ездить по нашей огромной стране было достаточно тяжело и проблематично. Волонтер Алена Темерова помогла мне найти Мирославу, которая тогда жила в Красноярске.

И я тогда увиделась с обеими девочками. Катю забрала сразу, а Мирославу — спустя месяц, пока оформлялись необходимые документы.

История с Катей и Дашей, скорее, нетипичная — с этими детьми многое оказалось иначе, чем в документах девочек и отзывах о них, иначе, имею в виду, со знаком плюс. С Мирой — в минус. Девочка оказалась совсем не так здорова, как утверждали врачи, и не так запущена, как утверждали педагоги.

Мира была «подхвачена» в прежней приемной семье бабушкой и дедушкой со стороны приемного папы. Педагогической запущенности, на которую ссылались сотрудники детдома (объясняя сложности в поведении девочки), совсем не было.

А было и есть органическое поражение мозга, которое и объясняет вспышки агрессии и низкий уровень обучаемости.

Мира. Первые дни дома.

Таким образом, в случае с Дашей и Катей четвертая группа здоровья стала второй и третьей, вторая группа у Мирославы, скорее, ближе к четвертой в реальности.

Читать также — Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Мирослава до нас жила в другой приемной семье почти шесть лет, была удочерена, и ее вернули. Кровная мама девочки умерла.

Сотрудники интерната говорили, что возврат был вынужденным. Приемная мама два года после смерти своего мужа пыталась выстроить отношения с Мирой и со второй приемной дочкой — Виолеттой, но так и не справилась.

Миру и Виолетту забрали в один день и час. Виолетта осталась в Красноярске в новой приемной семье, а Мира уехала со мной в Сургут. Мы теперь дружим семьями, общаемся.

Быть мамой Миры оказалось очень не просто, говорит Наталия. 

Адаптация: агрессия, истерики, непослушание

С приходом Кати и Мирославы мы вступили в процесс адаптации. Со стороны Кати началось тотальное непослушание, со стороны Мирославы – агрессия, истерики. Кроме того, обе девочки пошли в школу с опозданием в пару лет, и сейчас обучение дается им непросто.

Одновременный приход в семью сразу двоих (особенно непростых) детей дался мне тяжело еще и в части распределения времени. Нужно посещать курсы реабилитации, нанимать нянь, репетиторов.

Мира находится в состоянии постоянного негатива, даже простые повседневные вещи вызывают у нее неприятие. Она посещает психолога, я посещаю психолога. Но пока все дается сложно.

Все мои родственники и знакомые, даже те, кто изначально относился к Мирославе с симпатией, сейчас настойчиво советуют вернуть ее в детский  дом и удивляются, что я этого не делаю. С ней, действительно, очень непросто. Мне даже пришлось оставить любимую  работу…

Принимайте решение стать замещающей семьей, основываясь на фактах, а не на мнении людей, страстно желающих, чтобы ребенок ушел из детского дома, советует будущим приемным родителям Наталия.

Я сейчас очень устала и жду лета и отпуска, Дети, скорее, активно  и с удовольствием исследуют новую жизнь. Обе девочки —  я имею в виду вновь прибывших – стали взрослее. Меньше кривляний. Меньше демонстративного поведения. Меньше девиантного поведения. Меньше слез.

Хотелось бы еще осознанности им и моей веры в то, что взрослыми они  смогут жить самостоятельно.

Дарье открыты все пути, она сможет,  я думаю, освоить любую профессию. Тянется к педагогике и медицине. Стала бойкой, шаловливой, изначально была более робкая и сдержанная.

Катя очень шумная, вертлявая, настойчивая, ее возможности пока под большим вопросом. Для меня огромной неожиданностью стало то, что она может осваивать программу общеобразовательной школы. Забирала я все-таки инвалида и умственно отсталого ребенка, это она сейчас так развернулась. Насколько успешно это будет в старших классах – не знаю, сейчас справляется.

Мирослава,  как и Катерина,  с чудесным голосом и хорошим слухом,  могла бы  петь. Музыкальная школа от нас далеко, в этом году заниматься не получилось. В дальнейшем хотелось бы, чтобы Мира  и Катя могли петь или заниматься спортом. Сейчас  у Миры — занятия в бассейне и на лыжной секции, ее хвалят.

О любви к приемным детям и любви детей – к родителям

Похоже, очень по-разному может прийти любовь. Я не знаю, смогу ли когда-то искренне полюбить… Ммм… Часть своих детей…

Я  о них забочусь. И, как говорят большинство моих друзей и знакомых, неплохо забочусь. А будет ли любовь? Поживем – увидим.

А у них тоже все очень непредсказуемо. Даша меня год звала по имени, но мы с первой минуты друг для друга главные люди. Мирослава с первой минуты зовет меня мамулей, но, я уверена, предложи ей кто-то жить в другой семье – уйдет не задумываясь. Вот где тут любовь? Может, и появится.

Отвечая на вопрос о том, сколько может быть детей в приемной семье, Наталия говорит, что столько, сколько пространства в душе у родителей. И простора в квартире)

Как пережить период адаптации и избежать возврата

  1. Свои возможности в плане принятия ребенка в семью лучше недооценить, чем переоценить. Особенно приход в семью уже не первого и подросшего ребенка.
  2. Запас — финансовый, моральный, человеческий — с приходом нового человека в семью должен быть огромным. В случае, когда ребенок, вопреки вашим поискам, стараниям и ожиданиям оказывается более сложным, чем тот, к которому вы готовы, запас поможет спасти не только ваши нервы, но и семью в целом.
  3. Как бы убедительно не рассказывали вам сотрудники детского дома о ребенке, нужно сопоставлять события, внимательно знакомиться с документами и принимать решение, основываясь на фактах, а не на мнении людей, страстно желающих, чтобы ребенок ушел из детского дома.

Все фото — из семейного архива Наталии Доброжан.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Ольга

    Добрый день, Наталия! Огромное спасибо за откровенную публикацию.
    Мне 40 лет, с 14 лет (момент когда моя знакомая сдала ребёнка в интернат) я думаю о приемных детях. У меня своих детей двое, полная семья, старшая дочь учится в институте, младший сынок посещает сад.
    В этом году планирую пройти ШПР и возможно съездить на первую встречу.
    Я также как вы проживаю в ХМАО, пока не имею большой жилплощади но есть ещё одна Квартира просторная в Тюменской области. На мой взгляд наш доход семьи позволяет взять в семью несколько детей.
    В чем сомнение, почему так много пишу о себе? Я считаю что супруг не готов к приемным детям, он единственный ребёнок в семье и на второго собственного никак не рассчитывал. Но моей любви просто много!!! Какие у вас есть для меня советы?

    29 января 2020
    • Елена Игнатовская

      Можно я тоже Вам отвечу? Не стоит брать сразу несколько детей-это невероятно сложно, поверьте! Я сейчас пытаюсь справиться как раз с адаптацией троих малышей. Не нужно навязывать мужу ребёнка слишком усердно, действуйте мягко, долго и заходите очень издалека, чтобы приблизиться к цели. Я так делала, потребовался год, но он до последнего сомневался, пока дома не оказался наш приемный сынок. Удачи Вам!

      31 января 2020
    • Инна

      Ольга, Ваше желание взять приемных детей вдобавок к своим прекрасно, но трудно будет не только Вам, но и всей семье. Готовы ли Ваши домочадцы принять нового человека и трудности, связанные с ним? Вся семья должна быть согласна. Иначе, может случится так, что ради приемного ребенка можете семью потерять. Приемные дети — это действительно трудно. Говорю по собственному опыту.

      1 февраля 2020