Сергей и Валентина из Сочи два года назад стали приемными родителями пятилетнего Владика из Хабаровска. Валентина рассказала о пути к сыну, об адаптации, о том, как меняется Влад дома, в семье, а еще поделилась его трогательными фразами, которые вызывают и смех, и слезы. Осенью Владик пойдет в первый класс, и родители уверены, что сын сможет раскрыть свои способности и таланты
— Как вы с мужем пришли к тому, чтобы стать приемным родителями?
— Достаточно сложный вопрос. Мы решили стать родителями, будучи оба репродуктивно здоровыми, но потом решили рассмотреть вариант с приемным родительством, зная, что беременность — достаточно долгий процесс и может наступать достаточно долго даже у здоровых.
Подумали, почему бы не пройти Школу приемных родителей? Сходим, посмотрим. Мы понимали, что ШПР для того, чтобы определиться и понять. После прохождения обучения утвердились в решении принять ребенка. Особых предубеждений относительно генов, плохой наследственности у нас не было.
Во время знакомства Влад нарисовал портрет своего будущего папы Сережи.
— Как вели поиски, как нашли Влада?
— Мы живем в Сочи и знаем, что в России во многих регионах ждать нужно от года до двух, поэтому сразу стали искать ребенка самостоятельно на сайте усыновите.ру. Единственным условием была группа здоровья, потому что мы не готовы были взять ребенка с тяжелым диагнозом.
Опять же не смогли бы принять двоих детей, просто оценили собственные ресурсы. Хотелось, чтобы их хватило на помощь приемному ребенку справиться с травмами, чтобы мы были для него не просто воспитателями, которые забрали дитя из системы, а обычными родителями.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
Перед тем, как найти Влада, у нас было несколько выходных дней, и мы планировали отдохнуть на море, съездить на природу. Накануне вечером я просматривала анкеты и увидела мальчика, жившего в Хабаровске.
В Сочи почти ночь, а в Хабаровске — утро. Я дождалась времени, пока откроется опека, и позвонила. Набираю номер, там оказалась чудесная опека, и мне говорят: «Да, ребенок свободен. Мы сейчас дадим вам номер телефона соцработника».
Социальный педагог рассказала нам про Влада, что он отличный мальчишка. Что касается заболеваний, то у него не было серьезного диагноза.
Я нашла видеоанкету Влада на сайте «Измени оду жизнь».
Влад с папой.
— Что запомнилось в ролике?
— Мы посмотрели с мужем видеоанкету, наверное, два раза. В ролике мальчик мне показался милым, светлым ребенком.
Читать также — Как мы создаем видеоанкеты
Я помню, что у Влада были тонкие ножки. Еще запомнила, что он держал игрушечный грузовик.
— Кто-то отговаривал вас с мужем от этого решения?
— Нет, у нас все супер позитивно приняли родственники и друзья. Влад обожает всех своих бабушек, дедушек. Семья у нас большая. И он ко всем — к своим двоюродным сестрам, братьям — очень позитивно относится, и они к нему также. Многие живут в разных городах, но мы все друг с другом видимся: к нам приезжают, мы сами ездим на каникулы, созваниваемся, подарки друг другу посылаем. Влад своих сестер называет «мои девочки». Он до сих пор говорит: «Подарки моим девочкам».
— Вернемся к вашему решению ехать за Владом. Как собирались?
— После того, как поговорили с опекой и увидели видеоанкету Влада, мы с мужем начали смотреть рейсы из Сочи в Хабаровск. Побросали вещи в чемодан и поехали в аэропорт. Прилетели в Хабаровск ночью, а утром отправились к социальному педагогу.
Владу нравится кататься на велосипеде.
— Что было на первой встрече?
— Владику в тот день педагоги сказали, что он не пойдет в детский садик, потому что к нему приедут гости. Муж вспоминает, как Влад вышел на встречу нам в огромных тапочках, на несколько размеров больше. Мы познакомились, поговорили, сначала при педагогах, потом отдельно.
Я предложила Владу нарисовать что-нибудь. Он спросил: «Что?» Говорю ему: «А давай Сережу нарисуем». Потом смеялись: получилось улыбающееся лицо с ушами, смешное, зеленого цвета.
Я спрашивала Влада, как у него дела, какие-то общие вещи обсудили. Когда мы пошли гулять в парк, Влад захотел прокатиться на детской пожарной машине, попросил купить чипсы. Дело в том, что он ходил в обычный детский сад, там были малыши из детских домов и из обычных семей. И один мальчик рассказал всем, что ему папа купил чипсы. Влад тоже захотел их попробовать. И это его желание мы исполнили.
— Как вы с мужем решили, что Влада надо забирать домой? Были ли страхи?
— Я спросила мужа: «Ты не боишься?» Муж говорит: «Боюсь». Я ему призналась тогда, что я тоже очень боюсь. Но не возвращать же Влада в детский дом?! Это сейчас мы понимаем, что Влад наш сын, а тогда у нас обоих был страх перед неизвестностью.
В понедельник пошли оформлять документы, во вторник забрали его, попрощались с социальным педагогом, уехали, купили билеты в Сочи, улетели домой.
— Сколько времени Влад провел в системе?
— Мы забрали Влада в пять лет, он пробыл в системе полтора года. У него сложная семейная история. Его несколько раз забирали в какие-то центры, больницы. У него не было нормального питания, жизненных условий, не было достаточно безопасности. Определенные моменты из прошлой жизни уходят из его памяти.
При этом Влад, конечно, многое вспоминает, рассказывает нам. Я стараюсь его поддерживать в такие моменты. Его до сих пор триггерит во время поездок в больницы. Он боится, что останется там. Поэтому накануне я ему говорю, что мы едем в больницу, чтобы сделать то-то и то-то.
В одну из поездок он испытал сильнейший стресс. Помню, спросил нас: «Вы меня там точно не оставите?» Мы все время говорим: «Ты наш сын, дети в семье — это навсегда. Мы тебя не оставим, чтобы ты ни сделал. Конечно, расстроимся, если ты что-нибудь эдакое сделаешь, но не предадим». Влад все же решил проверить нас, оставим или нет? Мы не оставили, и он успокоился.
Я заметила, после завершения любого кризиса ребенок становится спокойнее, умнее. Главная задача родителя в трудные времена правильно разговаривать с ребенком, помочь справиться с ситуацией. Может быть, он научится в трудные моменты приходить за помощью к нам, своим папе и маме.
Дома, в семье у Влада происходят новые открытия.
— Как проходили первые дни дома?
— Влад впервые увидел море, он научился плавать. Вообще, он обожает купаться, в детском садике у него есть бассейн. Зимой любит гулять вдоль морского побережья. Влад говорит, что всегда хотел жить у моря.
Поначалу он думал, что климат в Сочи такой же, как и на его малой родине. Все покрывается льдом. И поначалу даже не поверил моим словам о том, что в Сочи зимой ничего не леденеет.
Ему пришелся по душе южный климат. Владу нравится, что можно идти по городу, срывать, к примеру, инжир с дерева, тут же его есть.
У нас была не совсем типичная адаптация, потому что Влад привез с собой домой какие-то детские вирусы. Оказалось, что он вообще всем переболел. У него были жуткие аденоиды, бесконечные сопли.
Влад легко перенес свою болезнь, а вот мы с мужем почти сразу слегли. У меня температура в итоге была за 40. Меня забрали в больницу.
Ребенок пяти лет оказался дома. Его надо кормить, гулять с ним, играть, развивать, а мы с мужем лежим с температурой 39 и 40. И вот по очереди нужно как-то вставать и заботиться о ребенке. Еще и в отсутствии такого опыта…
Процесс адаптации с приемным ребенком напоминает мне постродовую адаптацию. Это похоже на первые дни, когда женщину выписывают из роддома. Она пребывает немного не в себе.
Влад устраивал истерики, потому что ему было страшно в новой обстановке. Главная мысль, которая помогала нам, это мысль о том, что ребенку, всегда сложнее, чем взрослым. Приехали, забрали неизвестные люди неизвестно куда, он нас не знает. Мы знали, зачем мы его забираем и куда везем. Мы понимали, что мы хотим, чтобы у нас был ребенок.
И — да, мы знали, что у Влада там есть травмы. Он приехал в другой регион, увидел, что в семье не дерутся, не кусаются, вкусно кормят, заботятся о нем.
Читать также — Травма потери в младенчестве: что внутри?
Владу сначала нужно было освоиться в семье. Спустя полтора месяца он пошел в детский сад.
Семья.
— Что он не умел делать, о чем не догадывался, когда приехали домой, чем пришлось научиться?
— Влад впервые попробовал киви, малину. В плане быта ничего не знал. И очень полюбил гулять по огороду. С утра до завтрака может выйти в огород и срывать ягоды, радуя тем самым бабушек и дедушек.
Один раз захотел икру попробовать. Без хлеба, просто ложечкой. Все это говорит о том, что в раннем возрасте ему не хватало разнообразия в еде, не было витаминов. В кровной семье его, совсем маленького, кормили лапшой быстрого приготовления, по воспоминаниям Влада.
Меня поразило вот еще что: Владик ел суп и уронил ложку со стола. После чего он моментально сжался весь. Видимо, его били по голове за это…
Я сказала ему: «Ты можешь хоть тысячу ложек уронить, я всегда пойму, никогда не обижу. Что-то разлил — вытри, уронил — подними. Ты же мой сын».
— Были ли еще трудные моменты в адаптации, кто вам помогал?
— Были, конечно. В трудные моменты я обращалась к психологу фонда «Измени одну жизнь».
Я, к примеру, не понимала, почему Влад внезапно начинал кричать. Плюс у него была аутоагрессия, и я понимаю, что где-то на него физически воздействовали. Он что-нибудь накосячит, например, он разливал ложку супа, скукоживался и ждал, что, видимо, он сейчас получит по голове. Потом увидел, что дома так не принято, разлил, собственно, можешь вытереть. Ничего страшного.
Смотреть видеозапись вебинара «Взаимная адаптация ребенка и семьи»
У меня была стойкая ассоциация, что с появлением Влада, знаете, как будто роды произошли. Когда первые месяцы мама находится в диком стрессе. Мне нужно было поговорить с тем, кто разбирается в вопросах приемного родительства. Консультация психолога фонда очень помогла. И рекомендации профессионального психолога сработали.
Влад очень любит животных, ухаживает дома за двумя кошками.
— Как Влад называет вас и мужа?
— Первые два дня он называл нас Валя и Сережа. Еще Хабаровске, до отъезда в Сочи, Владик посмотрел на меня и спросил: «А знаешь, сколько у меня мам и пап? Да у меня их полно!» Я понимаю, что он в тот момент хотел показаться классным, крутым. Я его обнимаю и спрашиваю: «А хочешь секрет? Мы твои мама и папа сейчас будем, если ты не против». И Владик в ответ обнял меня.
В кровной семье, вероятно, с ним жестокого обращались. И как следствие, первые несколько месяцев называл меня на «вы». То есть папу сразу на «ты», а меня — нет. Это довольно необычно смотрелось на людях. Мама — и на «вы». Многие удивлялись, а некоторые восхищенно говорили: «Какой воспитанный у вас мальчик!»
— Исправляли ситуацию?
— Мы ходим к психологу, отделили образ кровной мамы от моего. Я ни в коем случае не говорю про нее плохо. Просто мы разные. И еще я говорю Владику: «Ты не виноват в том, что ты оказался в детском доме». Детям свойственно брать на себя эту вину.
— Спрашивает ли о кровных родителях что-то?
— О том, что его кровная мама умерла, Влад узнал от меня. Он жил в детском доме и не знал, никто ему не говорил об этом.
Мне пришлось рассказать, мы с ним вместе поплакали, пообнимались. У Владика разные чувства к ней: и злость, и жалость. Так бывает со всеми, кто теряет близких людей, с которыми были сложные отношения.
Может быть, поэтому он сейчас не столько спрашивает, сколько рассказывает, вспоминает что-то. Своего рода терапия.
— Какие-то его смешные фразы или, наоборот, грустные, когда он только адаптировался дома, запомнились вам?
— Я завела чат «Владик говорит» для друзей и родственников. Скидываю туда интересные фразы Влада.
* * *
Споткнулся. Расстроенно:
— Она потому что не смотрит, куда идет!
— Кто не смотрит?
— Нога эта!
* * *
— Мам, а тебя комары кусают?
— Меня нет.
— Они просто отравиться боятся!
* * *
А у нашего папы ноги бо-ольшие и волосатые. Очень красиво!
* * *
В магазине:
— Мама, я нашел рыбу!
— Потому что ты рыбак?
— Потому что я следователь!
* * *
— Папа, у тебя сегодня день рождения! Сейчас я возьму ножницы и начну тебя поздравлять!
* * *
— Мам, я хочу курагу!
— Возьми две.
— А почему мне две дали?
— Хочешь три?
— Нет, хочу четыре!
* * *
— В этом году у тебя было столько нового, сынок: своя комната, новый детский сад, бассейн, новые друзья и твои кисы. Что тебе понравилось больше всего, малыш?
— Что теперь у меня есть мама и папа!
* * *
— Владик, будешь капризничать, останешься без мультиков.
— Какие-то вы наказательные родители!
* * *
— Ну скажи нам, Владик, почему ты не слушал учительницу?
— Это уши, мам. Это они, наверное, плохо слышат…
* * *
— Мам, а можешь сварить кисель?
— Могу, сварю.
— Мам, такая ты добрая женщина!
* * *
— Вот бы мне поскорее вырасти, мам!
— А зачем?
— Тогда у меня будет огромный рот, и я смогу арбуз целиком проглотить!
* * *
— Мама, вот возьми малину!
— Спасибо, очень вкусно, сын.
— Видишь, я не жадный. Хороший вам мальчик достался. Повезло.
(Продолжает поглощать малину).
* * *
Лето, окна открыты, на улице подростки тусят задорно и с матами.
Я:
— Молодые люди, можно, пожалуйста, не так громко ругаться!
Хор подростков:
— Да, извините.
Прошло 10 минут.
На улице лает собака.
Владик:
— Молодая собака, можете, пожалуйста, гавкать потише!
* * *
— Мама, сначала я научился плавать задом, а теперь и передом. Я хорошо плыл, даже попой до дна достал!
— Спасибо, что поделились такими фразами! Влад когда в школу пойдет?
— В прошлом году, когда ему было 6 лет, мы решили, что он пойдет в школу в сентябре 2025 года, в полные 7 лет. Так рекомендовал психолог. Пусть подрастет, адаптируется.
Владу нужно учиться быть усидчивым, он все-таки у нас гиперактивный мальчишка. Ему бывает сложно с концентрацией внимания. Но есть и достижения: сейчас он читает, может писать даже под диктовку, прекрасно считает в уме.
Валентина записывает интересные фразы, которые говорит Влад, изучая мир вокруг себя.
— Как он изменился за эти два года дома, в семье?
— Влад заметно вырос. У него оказались приличные физические способности. Конечно, мы посещаем врачей, ходим к неврологу, потому что у него гиперактивность.
Он очень любит гонять на велосипеде, занимается брейкдансом. Это достаточно серьезный спорт. У него классный тренер, классная команда.
Влад очень умный. Об этом говорят все: и в саду, и на подготовительных занятиях в школе.
Он очень любит животных. У нас две кошки, он опекает их.
Обожает семью. Семья для него большая ценность. Помнит всех своих братьев, сестер двоюродных, всем готовит подарки сам, заботится. Если малыши есть на детской площадке, играет с ними.
Фото — из семейного архива Сергея и Валентины.
Дизайн — Наталья Лунькова.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.