Елена Великанова, педагог из Челябинска, вырастила двоих кровных детей, дала путевку в жизнь одному приемному сыну, сейчас воспитывает второго
Взять в семью младшего ребенка с особенностями развития Елена решилась не сразу. Ей помогли видеоанкеты мальчика на сайте нашего фонда, встреча и общение с ним, а также поддержка родных людей.
«Если у вас есть любовь в избытке, — считает Елена, — подарите ее самым нуждающимся в ней — детям-сиротам».
Условия приема детей в семью стали доступнее и проще
Проблемы сиротства меня волновали с самого детства. Но взять ребенка в семью долго не было возможности: не соответствовали жилищные условия, свои дети росли и требовали много внимания, да и муж был против.
Спустя время ситуация изменилась: с жильем стало лучше, с мужем мы развелись, дети выросли, старший сын уже начал самостоятельную жизнь. Мои жизненные принципы требовали приносить пользу людям, я считала это выполнением своего гражданского долга.
Условия приема детей в семью стали доступнее и проще, и я стала серьезно думать об усыновлении.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
Поступила в ШПР, параллельно читала блоги приемных родителей, разговаривала с учителями и воспитателями детских домов, изучала медицину.
Взять сразу двоих детей я не могла
Старший сын был удивлен моим решением, но возражать не стал. Младший сын и мама поддержали меня.
Так у нас сначала появился Максим, а спустя два года – Миша. Взять сразу двоих детей я не могла, понимая, что для этого нужны не только мое желание, но и психологическая готовность младшего кровного сына, который живет со мной.
Первая видеоанкета Миши. Таким сначала Елена увидела своего будущего младшего сына.
Единственное, что меня пугало – это наследственность, серьезные проблемы со здоровьем. С первым ребенком, Максимом, было проще. Ему было 14 лет, у него вторая группа здоровья.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Второго, восьмилетнего Мишеньку, я забирала из Красноярского края, зная, что у него инвалидность и длинный шлейф диагнозов…
У Миши была пятая группа здоровья. И я много думала над тем, смогу ли справиться, хватит ли сил.
Почему такой мальчик до сих пор живет в детском доме?
После окончания ШПР меня пригласили на концерт в детский дом, там я и увидела Максима — мальчика 14 лет, очень похожего на моего младшего кровного сына.
Елена с Максимом и своим кровным сыном Димой.
Не внешне, а по поведению и жизненной позиции: талантливый, амбициозный, красивый, яркий. Возникла полная уверенность в выборе, и был только один вопрос: почему такой мальчик до сих пор живет в детском доме?
В следующий раз я пришла к директору детдома уже с направлением на руках. Максима сразу пригласили в кабинет. Мы сидели напротив друг друга, слушали директора, которая объясняла мальчику, зачем я пришла. Оба волновались.
Помню, что я рассказала о себе и своей семье и подарила Максиму смешную игрушку. Так прошла наша первая встреча.
Читать также — Первая встреча с ребенком
Максим боялся предать любовь к своей кровной матери
Первые полгода Максим был на гостевом режиме. Думаю, в дальнейшем это позволило существенно смягчить период адаптации. Сын приезжал к нам на выходные, а мы, в свою очередь, вникали в его жизнь, ходили на концерты, в которых он участвовал, просто общались.
Поначалу Максим считал, что сближением с нашей семьей он предает любовь к своей кровной матери и сестре. Потребовалась работа с психологами, чтобы он понял, что это не так. С марта 2017 года Максим стал жить с нами.
Адаптация проходила спокойно. Правила проживания обговаривались сообща, общаться старались только в дружелюбной форме. Бывало, что несколько раз то у меня, то у Максима не хватало терпения и мы переходили на крик. Но от этого хуже становилось нам обоим.
Я старалась для воспитательных бесед использовать такие моменты, при которых Максим мог выслушать меня спокойно, подумать и принять правильное решение.
Дети не ругались
С Димой, моим кровным сыном, Максим подружился, они никогда не ругались. Дима внимательно наблюдал за нашими взаимоотношениями, возмущался, когда Максим иногда мне хамил, бывало, по мелочам ревновал меня к нему.
Я объясняла Диме, что у Максима был тяжелый жизненный опыт, поэтому сейчас нужно проявить терпение, и со временем все встанет на свои места.
Так и получилось. У нас появились новые кулинарные привычки и вкусы: Максим множество блюд и продуктов попробовал впервые. К моему большому удивлению, он перестал заниматься в театральном кружке, но дома шутки и веселые розыгрыши не прекращались.
Еще Максима волновал переход в другую школу, но все прошло успешно. Впереди нас ждали окончание 9 класса, поступление в колледж.
Сегодня ему 19 лет, он живет отдельно, учится, работает, быстро женился и уже стал отцом.
Он молодец, я очень надеюсь, что опыт проживания в нашей семье ему пригодится в дальнейшем.
Как мне помогла видеоанкета
Со вторым приемным сыном Мишей я познакомилась, увидев его видеоанкету, созданную фондом «Измени одну жизнь», в том же 2017 году. Я наблюдала за Мишей около двух лет.
Недавно сотрудники фонда прислали мне обе анкеты, мы все вместе смотрели ролики, огромное вам спасибо! Видео мы сохраним, это невероятные кадры истории жизни моего сына.
Вторая видеоанкета Миши. Она была у него последней, потому что потом Елена забрала мальчика в семью.
Поскольку список диагнозов у мальчика был очень внушительным, я не сразу решилась забрать его.
Читать также — Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки
Но все же собрала документы и поехала за Мишей в Абакан. Все складывалось быстро и гладко, и дорога, и оформление документов.
О Мише мне говорили много разного: и хорошего, и плохого
На первой встрече я поразилась, какой Миша маленький для своих восьми лет. Он весил всего 15 килограммов!
Мы познакомились, поиграли в мячик, погуляли. Сознаюсь, я все время искала признаки умственной отсталости, этот его диагноз пугал меня больше всего.
Я разговаривала с воспитателями, учителями, стараясь как можно больше узнать о ребенке. Говорили много разного: и хорошего, и плохого.
«Ты теперь будешь моей мамой?»
Миша понял, что я его забираю, и как-то на прогулке спросил: «Ты теперь будешь моей мамой?» А после мы шли по школе, и он всем рассказывал обо мне и показывал свою маму.
Миша маленький.
Я чувствовала себя как на сцене: все смотрели на меня, а я шла, кланялась и улыбалась.
Только потом я поняла, что для Миши слово «мама» не особенное, а обычное, как «учительница» или «нянечка». У детей, выросших в системе, нарушение привязанности – распространенное явление.
Адаптация была нелегкой
По возвращении домой мы сразу отправились на медкомиссию. Диагноз «умственная отсталость» сняли на первой же комиссии, к моему большому удивлению. После обследования сняли и диагноз «эпилепсия». Подтвердилась инвалидность по зрению.
Адаптация была нелегкой. Дома Миша постоянно провоцировал меня на ссоры, чуть что — кидался драться со всеми, мог оболгать любого, в магазинах кричал, что я ему не мать…
В коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей, куда Миша поступил учиться, тоже были трудности, из-за которых пришлось дважды заканчивать первый класс.
Постепенно все наладилось. Мы радовались переводу во второй класс, потом тройкам по русскому и математике в третьем классе.
Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии
Некоторые люди и сейчас относятся к Мише как к неполноценному ребенку, но для меня это неважно. Он всегда со мной, он моя большая радость и любовь. Все страхи ушли, а впереди у нас много нерешенных задач.
Если у вас избыток любви – делитесь ею с другими
Да, пока я не принадлежу себе, сильно устаю физически, но все это компенсируется теплотой общения и детской любовью!
В коррекционной школе я познакомилась с родителями других детей, у которых гораздо больше проблем, чем у нас с сыном. Их самоотверженность и любовь служат для меня примером.
Елена с Мишей.
Если у вас избыток любви – делитесь ею с другими, дети должны жить в семье – это правильно.
Но непременно соизмеряйте свои желания и возможности, чтобы суметь эту любовь отдавать бесперебойно, не выгорая и не истощаясь.
Фото — из семейного архива Елены Великановой.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Евгения Шалдыбина
Вы -молодец! Счастья вам и привет от абаканцев! Приятно осознавать, что ребёнок из нашего города нашёл любящую маму!
Анна Шевченко
вы замечательная и умная!! спасибо миру за вас!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.