Москвичка Ирина Эддайра увидела своего будущего сына Артема в видеоанкете на сайте фонда «Измени одну жизнь», и вот уже три месяца мальчик живет в ее семье
Артем дома с мамой. Фото — Антон Карлинер, специально для фонда «Измени одну жизнь».
Приемная мама искала ребенка по нескольким критериям, главным из которых был возраст 8-10 лет. Ирина — директор школ английского языка в России в международной компании EF, оказывающей услуги по обучению иностранным языкам. Почти 10 лет она организовывает обучение в языковых лагерях для детей в разных странах мира и не понаслышке знакома с психологией ребенка от младшего школьного до подросткового возраста.
В интервью фонду «Измени одну жизнь» Ирина рассказала, как способности мальчика осложняли ему жизнь в детдоме и как они же помогают ему адаптироваться в новой семье и новом городе, почему так важно увидеть ребенка в видеоанкете до знакомства, а также на какие вопросы ответить самой себе, чтобы оценить свой ресурс.
Оператор не выключил камеру и поймал улыбку
Видеоанкету Артема я увидела в марте 2020 года, и она меня зацепила. Уже сейчас, когда Темыч дома почти три месяца, я понимаю, как четко были подмечены определенные моменты, и насколько правильным было описание его маленькой личности.
Обычно анкеты, особенно у небольших организаций, представляют собой взгляд на ребенка глазами преподавателя, воспитателя учреждения, где он находится. То есть, на картинке он предстает таким, каким его видит персонал детского центра или опека.
Что касается анкеты Артема, то оператор фонда сумел заметить несколько точных и тонких моментов. Один из них: Артем рассказывал о себе с серьезным вдумчивым лицом, а на последней секунде улыбнулся.
Но оператор не выключил камеру и поймал этот момент, и улыбка Темыча произвела на меня глубочайшее впечатление.
Читать также — как мы создаем видеоанкеты
Нужно уважать выбор женщины
Почему я взяла ребенка в семью? Для меня кровное и приемное родительство тождественно, где не имеет значения, как ребенок пришел в семью, а основная обязанность родителя — создание благоприятной среды, в которой ребенок сможет развиваться.
Я считаю, что всегда нужно уважать выбор женщины и четко понимать, что вами движет при планировании семьи, какие мотивы стоят за решением иметь ребенка.
Комната Артема в детском центре. Фото — из семейного архива Ирины Эддайра.
Для меня лично пеленки, распашонки, кормление грудью, бессонные ночи и потеря личной и профессиональной свободы, связанной с первыми годами материнства, никогда не были интересны.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
Мне всегда импонировал возраст 8-10 лет и старше, когда ребенок уже имеет определенную самостоятельность, с ним можно непрерывно общаться, развивать общие интересы, при необходимости прийти к консенсусу, но еще не поздно поделиться чем-то своим при формировании его личности.
К слову сказать, мое решение не стало сюрпризом ни для родителей, ни для друзей, так как многие знали о моей позиции достаточно давно.
Помочь всем детям я не смогу
Дети должны приходить в семью в момент, когда вы к этому готовы. Для меня 2020-й был годом принятия ребенка в семью. Я с начала года действовала пошагово: ШПР, подготовка документов, изучение видеоанкет на сайте «Измени одну жизнь».
Для того, чтобы не растратить свой эмоциональный ресурс в самом начале пути, так как я прекрасно понимала, что помочь всем детям я не смогу и нужно правильно оценивать свои силы, я четко обозначила критерии отбора: мальчик с 1-2 группой здоровья.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Регион для меня был не принципиален, я готова была лететь за ребенком в любой уголок России. Статус: усыновление. Опеку я даже не рассматривала, поскольку ребенок приходит в семью, а не под опеку и эмоционально, и юридически – это должен быть наш ребенок. И, как уже говорила, подростковый, преподростковый возраст: 8-10 лет.
Почему я выбрала фонд «Измени одну жизнь»
Для поиска ребенка я сразу же выбрала фонд «Измени одну жизнь». Миссия фонда мне была четко понятна — вы создаете видеоанкеты детей-сирот и помогаете ребятам обрести семью.
Первая встреча с Артемом. Фото — из семейного архива Ирины Эддайра.
Видеоанкеты — как раз то, что дало мне возможность сделать максимально правильный выбор для нашей семьи до знакомства и без дополнительных травм для ребенка, к которому пришел бы в гости потенциальный родитель, не выбрал его, потому что ожидания не соответствовали действительности, и так же быстро ушел, оставив ребенка ждать и надеяться, и, таким образом, в очередной раз его предав.
Для меня, наверное, это было самым тяжелым решением, особенно понимая, что, пропуская ролик конкретного ребенка, я прохожу мимо и лишаю его шанса на семью. Это большой эмоциональный багаж, который, я уверена, несет каждый приемный родитель.
Процесс оформления документов подзатянулся в связи с пандемией, пришлось возобновлять все справки в сентябре-октябре, но это также дало мне возможность внимательно просмотреть заранее отобранные видеоанкеты на сайте фонда и принять решение о знакомстве с ребенком до получения заключения.
Приехать к одному ребенку и пройти мимо другого
Выйдя из Московской опеки с заключением на руках, я практически за порогом набрала номер Липецкой опеки и, на удивление, мне сразу же ответили, что к Артемке еще не приходили.
На следующий день я уже была у дверей детского центра в Липецкой области, где жил наш будущий сын.
До первой встречи с ребенком процесс усыновления прежде всего представляет собой не что иное, как сам процесс. Зачастую это «сходи туда, незнамо куда, принеси то, незнамо что». Думаю, многие приемные родители меня поймут.
Артем готовится к первому полету. Фото — из семейного архива Ирины Эддайра.
Но с готовым заключением на руках тебе как раз и предстоит сделать тот самый тяжелый выбор — приехать к одному ребенку и пройти мимо другого, и все, что тебе остается, это только надеяться на то, что твой выбор правильный не только для самого ребенка, но и для всей семьи.
Три часа мы рисовали и общались
Определенных эмоций, помимо общего волнения на первой встрече с Артемом, я, наверное, не испытывала. В моем случае выбор был сделан и была четко обдуманная цель — забрать его как можно скорее. Назначив время, но не обговаривая формат встречи с детским центром заранее, я привезла карандаши и раскраски, надеясь на то, что у нас будет время что-то сделать вместе. Мы провели три часа, рисуя, играя и просто общаясь.
Меня поразило, насколько пергаментно белой была кожа Артемки, какой он был хрупкий, с заросшей шевелюрой, и как сильно он пах казенным учреждением.
Мое подсознание сразу же отправило меня в советский детский сад на обед, где на столе стояла вареная капуста странного цвета с полусиним вареным яйцом, лежащим рядом, блюдо, которое до сих пор у меня вызывает содрогание.
Но в то же время, это был задорный, легко идущий на контакт ребенок, который с гордостью хотел показать мне свои мышцы и внимательно отсчитал и отложил нужное количество конфет, «чтобы ребятам в группе хватило».
После нашей встречи у меня не осталось сомнений в том, что мы сможем дать конкретно этому ребенку надежный тыл для его развития.
«А когда ты меня заберешь?»
Но, как часто бывает, забрать Артемку домой сразу же не получилось, его документы не были готовы. И вот тут наспупает еще один сложный момент, когда ты должен сказать ребенку о том, что ты не сможешь забрать его домой прямо сейчас.
Артему было очень сложно это услышать, он сразу же сжался в комочек и заплакал не простыми слезами восьмилетнего ребенка, а глубоко проникающими в тебя каплями предательства, которые он пережил за свою короткую жизнь.
Чтобы смягчить удар, вернувшись в центр на следующий день, мы вместе с ним сделали календарь и обозначили «день х», когда я вернусь за ним, и мы поедем домой.
Путь домой. Фото — из семейного архива Ирины Эддайра.
Мы четко обозначили количество дней, их было 8, проговорили, что это значит 8 раз поспать, и что каждое утро Артемка будет зачеркивать один день после того, как проснется.
Я звонила Артему каждый день по два раза, и каждый раз он спрашивал: «А когда ты меня заберешь?»
В Москву летели с маленьким коалой
Вернувшись, я привезла Артему маленький альбом с фотографиями всех членов его новой семьи, мы проговорили детали нашей поездки, маршрут: нашли на карте Москву, посмотрели фотографии его нового дома и двора.
Я не знала, как Артем отреагирует на полет в самолете, поэтому я привезла ему игрушку — маленького коалу-путешественника, и мы решили, что отныне это будет его талисманом во всех больших путешествиях. Он назвал его Тим, и теперь это та игрушка, которая упаковывается сразу же, как только мы достаем дорожную сумку.
Мама или Ирина?
Артему очень важно иметь возможность приминать решения самостоятельно. Еще в детском центре я спросила: «Как бы ты хотел меня называть? Мама или Ирина?»
Он подумал (вообще он ко всему подходит вдумчиво и взвешенно) и ответил: «Буду называть тебя мамой, мне это имя больше нравится».
Артем – серьезный, но в то же время эмоциональный мальчуган с большим внутренним миром. Практически каждый день он поражает меня своим серьезным, четким и продуманным подходом к принятию ежедневных решений, начиная с того, что он будет есть на завтрак, и заканчивая таким большим решением, как выбор игрушек, которые будут сегодня иметь привилегию спать в его кровати.
Почему дети не должны жить в детдоме
Любой ребенок, эта прежде всего личность со своим «я», где-то четко выраженным, где-то хрупким. В детдоме этой личности нет места быть. Казенная система вымывает ребенка: нет личного пространства, прав, обязанностей, мотивации, нет ничего, кроме обыденного существования.
Если Артем что-то не понимает, то сразу спрашивает, и с мамой они проговаривают каждую деталь. Фото — Антон Карлинер, специально для фонда «Измени одну жизнь».
Мне очень жаль, что в России нет широкой профилактики социального сиротства, работы с семьями в кризисной ситуации, одного куратора, ведущего ребенка по его жизненному пути и подбирающего ему подходящую семью.
Очень жаль, что государство допускает ситуацию, при которой у ребенка живы родители, но он при этом находится в учреждении.
Я понимаю, что ни один ребенок не должен жить в детдоме, но, как мне кажется, ребятам с таким устройством характера, как у Артемки, в детдоме еще сложнее, их личное, глубоко эмоционально хрупкое «я» там просто не имеет права на существование.
Планируем вечером завтрашний день
Артем отлично подготовлен в бытовом плане. Кроме того, он моментально впитывает новую информацию, очень любознателен и ему просто необходимо разобраться во всем. Я часто слышу от него: «Мам, короче я тут ничего не понял, давай сначала». Если он что-то не понимает, то сразу спрашивает, и мы проговариваем каждую деталь.
Артему также очень важно быть участником ежедневного процесса планирования, мы каждый вечер обсуждаем дела на завтра, и его обязанности, в частности. И если я что-то забываю, то он напоминает.
Конечно, ему многие вещи в новинку, но он пробует все на вкус и цвет, что меня невероятно радует.
Школа, танцы и спорт
Мы активно работаем над мотивацией: учиться, делать домашнюю работу, постепенно догоняем материал. По возрасту Артем соответствует второму классу, но мы решили вернуться в первый, чтобы у сына не было чувства отставания.
В приоритете — учеба, но Ирина уже заметила способности сына к музыке, танцам, спорту. Фото — Антон Карлинер, специально для фонда «Измени одну жизнь».
Я очень благодарна нашему классному руководителю, с ней нам очень повезло! Артема в классе очень хорошо приняли, и Ирина Владимировна проводит с ним много времени дополнительно.
У сына невероятный музыкальный слух и чувство ритма, он классно танцует! Я могу включить в машине музыку, и он мгновенно начинает стучать пальцами в такт, двигаться. Мы сходили на пару уроков танцев, и преподаватель сразу же отметил его талант. Но пока нам нужно войти в школьную программу, после чего мы обязательно вернемся к танцам.
Артем – спортивный мальчуган. Он отлично держит планку, классно боксирует, и вообще, в его хрупком теле много силы. Он периодически сдает норматив дедушке, бывшему военному. Уже второй месяц мы с Артемом занимаемся футболом на выходных. К спорту у нас в семье особое отношение, я бегаю, плаваю, а раз в год обязательно стараюсь ходить в горы.
Отличная память и чувство юмора
А еще у Артема отличное чувство юмора. Тут на днях я почему-то решила, что забыла закрыть входную дверь, пару раз подходила к ней проверить замок, отвлекаясь на что-то другое. Темыч молча смотрел мультики, а потом поворачивается и говорит: «Мам, ты где мозги потеряла? Три раза проверяла уже!»
К тому же я потеряла привилегию нажимать кнопки в нашем лифте. Пару раз, примчавшись с работы, автоматически нажимала на третий этаж (наш офис на третьем), вместо пятого, на котором мы живем.
Артем пару раз покряхтел, пока перфекционист в нем, в конце концов, не выдержал. Заходим в лифт, вместе с соседом, который живет на нашем пятом этаже, и я опять нажимаю третий! Темыч поднимает глаза на соседа и говорит: «Мама у нас, прости Господи, глупенькая. Не знает, где живет!»
Сосед до сих пор смеется, а я вот стою теперь в углу лифта и жду, «пока Бог мне ума пришлет».
Его право знать свои корни
Про его кровных родителей знаю немного, только то, что можно получить из медкарты и судебных дел. По потрепанной медицинской карте ребенка, могу предположить, что Артем мог быть желанным, кровная мама четко следовала всем необходимым процедурам в первый год его жизни.
Но с определенного времени эта нить обрывается. Ни я, ни кто-то другой ни в коем случае не имеем права ее осуждать. Она сама сирота, наверное, со сложной судьбой, и вряд ли в ее жизни был надежный тыл или хотя бы какая-то минимальная поддержка.
К большому сожалению, в России система помощи семьям в кризисный период слабо работает или работает формально, а алкоголизм – это страшная болезнь, и выбраться из этого омута самостоятельно, не имея поддержки близких, зачастую очень сложно.
Ирина намерена восстановить историю Артема, ведь у нее не было 8 лет жизни с сыном. Фото — Антон Карлинер, специально для фонда «Измени одну жизнь».
Артем знает, что его родители живы, но были лишены прав, и в свои 8 лет он достаточно четко понимает причины. Мы разговариваем с ним на эту тему, и я часто говорю Артемке, что он должен гордиться тем, что у него две мамы. Это его история и его уникальность.
Мой посыл таков: твои родители тебя очень любили, но в силу жизненных обстоятельств не смогли позаботиться о тебе с определенного момента в жизни.
В свидетельстве об усыновлении я не стала ничего менять, и когда Артем станет постарше и захочет вернуться к этому вопросу, то мы обязательно поговорим о его родителях, соберем информацию, съездим в Липецкую область.
Читать также — Тайна и следствие
Я ни в коем случае не буду против, если Артем захочет разыскать своих родителей, когда подрастет, это прежде всего его право — знать свои корни. Если сын захочет взять нашу фамилию, то это будет полностью его взвешенным решением, без моего вмешательства.
У меня не было восьми лет жизни с Артемом
У него мало что осталось из прежней жизни. В основном, документы и фотоальбом с его фотографиями из последнего центра, в котором он жил. Но мы сделаем книгу жизни, что-то нарисуем, что-то вложим из документов, чтобы Артем видел свой путь с рождения.
В моих планах вернуться в Липецкую область и пройти его путь ногами, собрать побольше информации, документов, найти, что смогу, собрать по кусочкам его историю.
У меня не было восьми лет жизни с Артемом, и восстановить его историю – это моя прямая обязанность.
Привязанность развивается сама собой
Повторюсь, для меня нет разницы между приемным и биологическим ребенком. При появлении нового члена семьи чувство привязанности формируется постепенно.
Ресурс – это история про эмоциональную готовность человека иметь ребенка, уверена Ирина. Фото — Антон Карлинер, специально для фонда «Измени одну жизнь».
Да, существует понятие «медовый месяц», но здесь, скорее, важна психологическая заточенность родителя. Если человек внутренне готов стать родителем (приемным или биологическим), то чувство привязанности развивается само собой, и оно будет разным на разных этапах жизни.
Артемий наш ребенок, и я несу полную ответственность за все его поступки, настроения и поведение, как хорошее, так и плохое. Да, Артем не всегда ведет себя идеально, что соответствует его возрасту. Но я не реагирую на эти вещи остро или болезненно.
Он – перфекционист и хочет, чтобы все получалось сразу и отлично, и глубоко переживает, когда отстает или что-то не получается, что может вылиться в слезы или агрессию, но он так же быстро успокаивается, отходит, и заканчивает начатое. Пока острой необходимости работать с психологом не возникало, и мы проговариваем подобные ситуации с ним и ищем подходящие решения вместе.
Но я сама периодически обращаюсь к профессионалам, чтобы заручиться правильными инструментами для той или иной ситуации.
Что такое ресурс?
Для меня лично ресурс – это история не про деньги, жилплощадь или свободное время, а про эмоциональную готовность человека иметь ребенка.
Задайте себе вопросы: «А вы вообще готовы к детям? Готовы стать близким человеком ребенку, которого вы не родили, любить его, заботиться, защищать? Готовы вы к ответу на 350 вопросов ребенка в конце тяжелого рабочего дня? Хватит ли вашего терпения на детальное объяснение, как вам кажется, обыденных и понятных всем вещей? Сможете ли вы сдерживать свои эмоции, когда уже хочется кричать: «Но мы же это уже сто раз делали!»
Только нужно ответить на эти вопросы максимально честно для себя.
Вот что такое ресурс.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Айбек
Ирина привет ! Я рад что у тебя все хорошо ! Пусть Артем принесёт счастье тебе и твоей семье! Папа и маме и сестре привет передай !
Мария
Здравствуй Ира. Я очень рада за тебя. Ты молодец. Счастья тебе и твоей семьи. Всех благ. Твоя Мария А. Розит
Вика
Мудрая мама!!! Пусть у вас все будет хорошо!
Irina Eddaira
Вика, спасибо за добрые слова. Все просто должно быть хорошо. Ну, а насчет мудрости, тут лет через 10 посмотрим посчитает ли Тёмыч мои действия мудрыми :)
Ольга
Как вам удалось перевести ребенка со второго класса в первый класс?
Наш департамент образования говорит, что так нельзя.
У нас ребенок пошел в первый класс в дет.доме, там его перевели в подготовительный . По окончании подготовительного перевели во второй класс. При этом он читает 5 слов в минуту, не понимает как решать задачи в одно действие.
Сейчас он втором классе . Нам сказали , что если не потянет второй класс, то можно оставить на второй год во втором классе.
Хотя ребенку было бы комфортней учится в первом классе на равных, а не быть новеньком и отстающим во втором классе
Irina Eddaira
Ольга, добрый день. Спасибо за вопрос. Да, действительно, Вы правы. Я тоже консультировалась в департаменте образования и мне посоветовали обсудить все на уровне школы, так как у них ‘руки связаны’ и наши дети автоматически попадают под одну гребёнку с домашними. Независимо от уровня академической и психологической подготовки наших детей, возраст является основным фактором при распределении в классы. Я обратилась в нашу школу по прописке, поговорила с директором и нас направили на консультацию со школьным психологом и классными руководителями первого и второго классов. После беседы с ребёнком, рекомендация была — ‘в первый класс’. Ещё раз хочу упомянуть, что я очень благодарна школьному руководству и преподавательскому составу за то, что нас не только поддержали, но прежде всего услышали, что бывает достаточно редко. Как результат, Артём сейчас занимается на своём уровне и с огромным удовольствием ходит в школу. Надеюсь у Вас и Вашей семьи все получится! Не сдавайтесь!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.