У Анны Шевеленко с супругом Александром из Ангарска шестеро детей. Трое кровных (Марку 15 лет, Карине - 12, Артему – 6) и трое приемных (Вике 17 лет, она пришла в семью в марте 2021-го, Савве - 12 в семье с сентября 2015, Артему 4 года, его приняли в прошлом году)

Анна поделилась рассказом о том, как создавалась большая семья, как принимались решения о том, чтобы стать родителями каждого ребенка, ведь все они разного возраста.

Анна с мужем и детьми. Здесь детей еще пятеро. Через неделю в семье появится младший сын Артем.

— Что вас привело в приемное родительство?

— Когда мне было 10 лет, я увидела в местной газете рубрику «Возьми меня, мама» и задумалась о судьбе ребят из детских домов.

В 2015 году законодательство в части приемства и поддержки семей стало меняться. Моя подруга собрала документы, и предложила поехать вместе с ней, чтобы посмотреть ребенка, который жил в соседнем городе.

В итоге у подруги не сложилось с малышом, а мне он в душу запал. Я решила пойти в ШПР, думала, если дождется – значит, мой. И он дождался! Так бы, может, и до сих думала, если бы не та встреча.

Савве тогда было 2,5 года, сейчас ему 12 лет.

— Были у вас страхи?

— Страхи были, и розовые очки тоже. В ШПР больше предупреждали, чем отговаривали, а опека подгоняла с документами.

В тот момент мне было 25 лет, у меня было двое детей: Марку 5 лет и Карине 2 года. Подруги поддержали, за что спасибо большое им.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

А мама почему-то всерьез до последнего не верила. Когда я ребенка привезла домой, мама со мной около месяца не разговаривала, потом смирилась, помогала из садика забирать, посидеть с ним.

— Расскажите историю Саввы?

— Савву у биологической мамы забрали в 2 месяца. До 6 месяцев был в больнице, до 2,5 лет — в доме ребенка. У мамы ограничение в правах. Поэтому, думаю, малыш так долго сидел и ждал свою кровную маму.

Савва в доме ребенка.

Савва по характеру немного взрывной, любит поспорить, но при этом добрый, отзывчивый, с ним можно договориться. Уже четыре года ходит в цирковую студию «Пирамида».

Савва сейчас.

— Как ваш муж соглашался на принятие детей в семью? Вы его уговаривали, или же этого не понадобилось?

— Мы познакомились с мужем, когда у меня уже было трое детей, один из них приемный – Савва. Муж знал на что шел, а потом у нас родился совместный сын Артем.

Когда Артему было два года, в родительском чате старшего сына Марка обсуждали подарки одноклассницам на 8 марта. Я увидела, что одной девочке — Вике — тоже нужно скинуться на подарок.

Выяснилось, что Вика живет в детском доме. Я зашла на усыновите.ру посмотреть анкету Вики, предложила мужу забрать девочку к нам в семью, и он так быстро согласился! Я даже не ожидала.

Попросила сына, чтобы нас познакомил с Викой, и мы пошли собирать документы.

— А как Вика пришла к вам в семью?

— Вика из Ангарска. Кровные мама и папа родили ее, будучи в возрасте. Ее папа был каким-то начальником, мама работала главным бухгалтером. Когда папа умер, мама начала пить и бить Вику. Однажды соседи вызвали полицию, Вику забрали в больницу с сотрясением, ей было тогда 10 лет.

Анна забирает Вику из детского дома.

Мы с ней познакомились и забрали ее к себе, когда Вике было 12,5 лет, статус тоже — только опека. На встрече она так тараторила, как я, очень мне понравилась, хотя тогда мы с мужем задумывались изначально о маленьком ребенке…

Вика обычная девочка. Добрая, понимающая, всегда готова помочь и поддержать. Ходит в художественную школу, занимается на «отлично». Закончила 9 классов без троек, пойдет дальше в 10-й класс.

Вика сейчас.

— У вас есть еще младший Артем, тезка вашего кровного сына.

— Маленький Артем — незапланированный ребенок. В декабре 2023 мы с коллегой поехали в дом ребенка в нашем городе. Нас позвали на утренник, где я и увидела Артема.

Такой масенький, худенький, глядит на взрослых в зале (нас человек 8 приехало), ему тогда не до танцев было.

Читать также — Травма потери в младенчестве: что внутри?

Я смотрела на него и думала: как ему все интересно, он все понимает (по фото в базе казалось все печальнее), других детей даже не помню.

Рассказала мужу, два месяца уговаривала его. Муж меня сначала отговаривал, а потом сдался, и мы пошли собирать документы.

Читать также — Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки

Артем в доме ребенка.

— Как Артем попал в систему?

— Судя по документам, он в доме ребенка с 9 месяцев.

Кровная мама страдала алкоголизмом, в период беременности не наблюдалась, родила в 31–32 недели. Артем выжил, и его увезли в Иркутск в областную больницу, где за первый месяц он пережил пять операций. У него диагноз спина Бифида. Оказалось, что кровная мама живет от нас недалеко — в соседнем квартале.

Мы приняли в семью Артема в 3,5 года. Он «электровеник», за ним только глаз да глаз. Такой классный открытый, добрый, располагает к себе людей. Ходим только на реабилитации и развивающие занятия: логопед, нейропсихолог.

Анна с детьми забирают Артема из дома ребенка.

— У вас трое приемных детей разного возраста, как проходила адаптация?

— Адаптация была со всеми разная. Савва был первым ребенком. Сопровождения тогда не было, непонятно, как действовать, что делать. Савва вел себя не как домашние дети, везде лез, не чувствовал опасности, катался по полу в любом помещении, кроме дома, и это раздражало…

С Викой адаптации вообще не было, как мне тогда казалось. Перебирая в памяти события, я понимаю, что адаптация была скорее бытового плана. Первое время Вика не понимала, что, если мы договорились на определенное время, что она будет дома, так и должно быть. И еще она пыталась законы «батара» в семье применить.

Артем начал всюду лезть, все буквально сносить (он был развит в свои 3,5 года на 1 год и 8 месяцев). Адаптация тоже была бытового плана. Что помогало? К подругам на часик уехать, попить чай, отвлечься, а еще походы к психологу. С маленьким мне сейчас помогают старшие дети.

Теперь Артем дома, в семье.

Я пользовалась консультацией юриста фонда «Измени одну жизнь». С последним ребенком, Артемом, опека меня решила погонять. Сначала я разговаривала с сотрудниками опеки и меня отговаривали: «У ребенка много диагнозов». У нас много подростков, потом как-то долго мы проходили всей семьей психологическое тестирование, и мне казалось, что все против меня, что ребенка не отдадут. После беседы с юристом я успокоилась. И теперь Артем в нашей семье. Спасибо юристу и фонду «Измени одну жизнь»!

Дорогие друзья! Для тех, кто хочет понять, что происходит с ним самим, с его приемными детьми, мы советуем записаться на бесплатные консультации с психологами фонда. А если нужна юридическая поддержка, можно получить бесплатную консультацию юриста.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЭКСПЕРТА ФОНДА

— Вы сказали, что мама с вами не разговаривала даже после того, как вы приняли в семью первого ребенка. А как со следующими детьми – как мама реагировала?

Два брата, два Артема: младший и старший.

— После рождения Артема мама уехала с мужем в Краснодар, о Вике с Артемом узнавала по телефону, с Викой вообще все гладко прошло. И мама к нам приезжала — нормально общались, и старшие дети, включая Вику, летали с к маме, встреча отлично прошла. Сейчас они приехали к нам в гости и со всеми детьми общаются одинаково. Для меня это важно.

— Можно сказать, что вы ее в каком-то смысле просветили, ввели в тему социального сиротства, приемного родительства?

— Думаю, да. Почему-то раньше про приемных детей писали только «страшилки»: «вырос – спился», «вырос- убил свою приемную мать» и так далее. Моя мама в детстве говорила: «Да, жалко, но никогда приемного в семью не возьму».

Я очень рада, что сейчас все стали относиться проще, понимают, что мы обычные родители, а не сумасшедшие или герои.

— Кого-то еще из родственников или друзей также, может быть, просветили? Может, кто-то из них вслед за вами тоже принял детей в семью?

Савва стал всеобщим любимцем.

— Наше окружение сейчас — приемные семьи. У подруги, у которой не сложилось с Саввой, сейчас трое приемных детей. Еще у одной подруги двое приемных детей появилось за это время, еще одни удочерили новорожденную девочку.

Во время сбора документов я поддерживала, рассказывала. Одна из подруг сказала, что решилась принять в семью ребенка, потому что посмотрела на моего Савву и поняла, что он обычный мальчик.

— У Вики и Артема есть видеоанкеты? Как вы считаете, ролики помогают детям?

— Сайт «Измени одну» знаю давно, читаю его, смотрю видеоанкеты. Формат видеоанкет — это очень здорово, фотография в базе данных не передает какой ребенок на самом деле, а иногда там такие нередко прям отвратительные фотографии, а вот по видео многое можно понять.

Если с Викой мы ее видеоанкету смотрели вместе, то анкету Артема я пересматривала до дыр. И, конечно же, видеоанкеты, созданные фондом, намного повышают шансы найти ребенку семью.

Читать также — За кадром. Как мы создаем видеоанкеты

— Спасибо! У вас шестеро детей, младший сын – особый ребенок. Бывает так, что вас попрекают, говорят, что многодетная семья — это малокомплектный детский дом?

— Да, говорят.

— И что вы отвечаете на это?

— Я не согласна. У каждого ребенка должна быть семья, значимый взрослый.

Некоторые говорят, что в семье у ребенка есть возможности и выбор. Наши дети выбирают, что будут есть на завтрак, в какие кружки будут ходить, какую одежду они хотят купить, что надеть.

Они не ходят строем, они знают, что такое автобус и трамвай, у них есть и родители, и сестры, и братья, и друзья.

— Как кровные и приемные дети общаются между собой?

— Общаются, как обычные дети в одной семье. На улице старшие защищают младших, дома могут что-нибудь не делить. Савва с Кариной очень близки друг к другу, Карина была на сборах 10 дней, Савва по ней очень скучал. Они любят носить одинаковые вещи, им нравится, когда думают, что они двойняшки.

Анна с Викой и кровным сыном Марком.

Марку с Викой интересно вместе, они на одной волне.

Артем маленький без старшего Артема в садик не хочет идти, ждет его в обед на площадке.

Для меня все шестеро детей — мои родные, люблю их очень, наверное, к каждому ребенку любовь своя.

— С кем-то из кровных родственников приемных детей вы общаетесь?

— Общаемся иногда со старшим братом Саввы, ему сейчас 20 лет. С его приемной семьей тоже общаемся, они пару раз в год приезжают к нам в гости. Мы нашли их кровную маму и даже пробовали общаться, но мало что выходит.

Когда Вика пришла в семью, очень хотела общаться с кровной мамой, и мы не запрещали, но сейчас они не общаются вообще. Так решила Вика. Общается иногда со своей старшей сестрой и с племянниками другой сестры, я не мешаю, потому что это ее семья, а я могу только дать совет, если она его просит.

— Как вы считаете, кто может стать приемным родителем, какие качества нужны этому человеку?

— В замещающей семье родителю потребуется много терпения, понимания. Он должен принять ребенка таким, какой он есть, со всем багажом, если так можно выразиться.

Приемные дети — другие, подумайте хорошо, прежде чем решиться на этот шаг. Мне кажется, это не каждому нужно. Хотя я ни о чем не жалею, обожаю всех своих детей.

Если вы пошли по пути приемного родительства, то слушайте свое сердце, идите до конца, несмотря ни на что.

Фото — из семейного архива Анны Шевеленко.

Дизайн — Наталья Лунькова.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!