Я приняла детей, и сваха моя приняла. А моя подруга однажды сказала, что ни за какие деньги не возьмет ребенка из детдома. Люди разные, сами понимаете

Галина Глухова из Россоши (Воронежская область) поначалу не поддерживала решение своей взрослой дочери Марины взять в семью ребенка из детского дома. Но после первой встречи с 8-месячной девочкой согласилась. Теперь у Галины помимо двух кровных пятеро приемных внуков: Дина, 11 лет, ее сестренка Злата, 5 лет, 7-летняя Оля, 8-летний Паша и 5-летний Максим.

Мама и дочь – Галина и Марина – рассказали о том, как стали бабушкой и мамой ребятам из детских домов.

Марина и Галина с Максимом и Златой.

Галина не поддерживала идею приемства

Марина: «Почему мы с мужем решили стать приемными родителями? В доме постоянно были дети, друзья моих детей. Потом дети выросли, поступили в вузы, а мы поняли, что хотим еще одного ребенка. Но не получалось. Тогда мы задумались о приемном родительстве. Муж поддержал меня.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Олю я увидела в Ростовской базе анкет. Глянула на фото, а на меня смотрит моя дочь. Я сразу это поняла.

Оля маленькая.

Олечке было всего 8 месяцев, и мы с мужем уговаривали мою маму, Галину. Она нас не поддерживала. Ей казалось, что в детдоме живут ребята с плохой наследственностью. Моя мама поначалу запротестовала.

В опеке мне сказали, что «девочку смотрели уже семь семей, но никто не взял, кормят ее через зонд, и вообще, внешность у нее «неславянская». Последний фактор интересовал меньше всего, поскольку мы с супругом сами черноволосые.

Когда я увидела Олю уже вживую, то кожа у нее было просто мраморная, поскольку девочка не видела солнца вообще. Она просто лежала в манеже, было видно, что малышка не развивалась: голову не держала, ногами не шевелила.

Персонал дома ребенка меня отговаривал брать Олю в семью, ну и моя мама была против.

Галина: «Я только вышла на пенсию и понимала, что все заботы по уходу за ребенком лягут на меня. Родители-то должны работать. Я протестовала, кричала, скандалила. К тому же поначалу Олечка мне на фото совершенно не понравилась внешне. Но Марина продолжала настаивать, она уговорила меня составить ей компанию в одну из поездок к Оле.

Егор, кровный сын Марины, с Олечкой на руках.

Помню, пришли в детдом, а там 8-месячная девочка. И вот она лежит, даже не сидит, диагноз у нее сложный. Кормили ее через зонд. Я как увидела, сразу сказала: «Забираем».

У Оли игрушками были ниточки

Марина: «Олю в доме ребенка постоянно кормили манной кашей, а когда она не хотела (представьте только, каждый день есть манную кашу!), то пищу подавали через зонд и разодрали ей глоточку… Первое время дома она даже подкашливала.

Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Месяц мы побыли дома, затем легли с Олечкой в стационар, ее лечили, делали массаж. Оля сразу начала сидеть, хотя в детдоме даже голову не держала».

Оля с Пашей и Максимом.

Галина: «В детдоме ребенок гаснет. Он не приспособлен к внешнему миру, не приспособлен к любви. Мы взяли девочку, которая жила в системе. Она одна на Земле, любовь для нее было понятием незнакомым.

Спустя год жизни в семье Оля стала кушать с ложки, прогресс был невероятный. А кому она была нужна там? Никому. Поездка в детдом меняет сознание. Детям плохо без семьи. Семья – это не только правила, это свобода, не только ответственность, но и забота.

У нее любимые игрушки были ниточки. Понимаете, ниточки! Вот и весь окружающий мир в доме ребенка.

Если бы мы забрали ее чуть позже, то аутизм развился бы по полной программе. Когда я увидел девочку, сердце перевернулось.

Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Два года мы возили девочку по врачам, пытаясь понять, почему она не стоит на ногах. Один профессор выразился очень точно: педагогическая запущенность. С ней просто никто не занимался. А теперь внучка знает азбуку, арифметику, готова к школе. Прогресс колоссальный».

«Паша задал такую трепку, что мы просто ахнули»

Галина: «Дочери с зятем понравилось ощущать себя родителями, и через год они взяли в семью двухлетнего Павлика. Могу сказать, что я снова испытала ощущение, будто сердце переворачивается. Так Паша пришел к нам».

Паша: до и после прихода в семью. 

Марина: «Наши кровные дети – сын с дочерью — росли вдвоем, и в какой-то момент мы с мужем подумали, что и Оля должна расти с братом. Так появился Паша. У него оказались отклонения на уровне психиатрии».

Галина: «С самого начала Паша задал такую трепку, что мы просто ахнули. Сейчас это уже крепкий, подтянутый юноша с внешностью Аполлона. У него есть проблемы, в течение семи лет мы ходим с ним по врачам, в том числе к психиатрам, но пока ничего не помогает.

Став родителями, дочь с мужем продолжали работать, а я начала помогать с детьми вместе со свекровью Марины. Покормить, постирать, погладить, умыть – все эти заботы легли на мои плечи. У нас есть сваха, которая тоже приняла детей легко и спокойно. Так что у нас большая семья».

Марина: «Мы с мужем работаем посменно, и в промежутках между сменами просим маму посидеть с детьми. Вообще нам помогают две бабушки: моя мама и мама моего супруга.

Как детей стало пятеро

Галина: «После Паши в семью пришел Максим. Ребенок тоже оказался непростым, с диагнозами. Последними в семью пришли две сестры Дина и Злата.

Марина с маленьким Максимом.

Хорошие, красивые девочки, которые быстро влились в семью. Но абсолютно они не были приспособлены к бытовым условиям: чистить зубы не умели, принимать ванную не умели и далее по списку. Дина до 8 лет жила с мамой, потом попала в центр. Злата жила до 4-х лет у бабушки, бабушка все же от нее отказалась, и полгода назад ее поместили в центр, где жила сестренка Дина».

Марина: «Дина очень ждала маму, ходила на судебные заседания, хотела встретиться с ней, но мама так и не пришла… Дина — взрослая девочка, которая понимает, что ребенку нужна семья».

«Дети зовут меня «бабушка»

Галина: «Внуки называют меня «бабушка». Но я им сразу сказала, что можете называть меня по имени-отчеству, а можете «бабушка».

Если кто-то один будет называть по имени-отчеству, а другой будет обращаться «бабушка», то начнется путаница. Сошлись на «бабушке». Именно так я себя по отношению к ним и ощущаю.

Сестренки Дина и Злата.

Считается, что ближе к 60 годам роль родителя исполнять сложнее, чем в 30-40 лет. В целом, я согласна с этим утверждением. Но при этом многое зависит от детей, состояния их здоровья.

Первые трое детей у нас были с диагнозами, а посему их лечение и реабилитация потребовали много сил и времени. Больницы, очереди, споры с врачами, маршрутки, передвижения между больницами. С возрастом устаю быстрее.

Что касается особых детей, то перед тем, как забрать ребенка со сложным диагнозом, родители должны читать профильную литературу, консультироваться с психологами. Вы должны иметь представление о том, что это за диагноз, что представляет собой лечение, какой будет реабилитация. Обратитесь в фонды, вам расскажут истории, пришлют инструкции, посоветуют литературу, специалистов.

Читать также — Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки

Воспитание приемных детей от воспитания кровных отличается очень сильно. Если ребенок провел несколько лет в системе, то он лишается чувства привязанности, и приемных родителей поначалу воспринимает, как проходящих людей.

Читать также — Тысяча и один способ укрепить привязанность

Привязанность нужно формировать, иногда она сама формируется. К примеру, мой зять берет мальчиков с собой в гараж, они там возятся с машиной, что-то ремонтируют, все возвращаются оттуда счастливыми. Казалось бы, ничего особенного нет в работе в гараже. Но это привязанность, это совместное занятие, объединяющее их с отцом».

Советы от приемной бабушки

Галина: «Думаю, самое главное качество приемного родителя, приемных бабушек и дедушек  – это терпение. Нужно уметь ждать.

Вообще, трудно давать советы. Я нахожусь в том возрасте, когда хочется, чтобы заботились обо мне. Все чаще посещает желание уйти на покой, но понимаю, что нужно помогать дочери и зятю в уходе за детьми. Поэтому сложно давать какие-то советы будущим приемным бабушкам.

Галина (справа) и свекровь Марины с внуками.

Я приняла детей, и сваха моя приняла. К двум детям принятие появилось с первых дней. К девочкам, которые недавно пришли в семью, мне нужно привыкать. Не только дети, но и взрослые проходят процесс адаптации.

А моя подруга однажды сказала, что ни за какие деньги не возьмет ребенка из детдома. Люди разные, сами понимаете».

Все фото — из семейного архива Глуховых.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!