После того, как в России началась эпидемия COVID-19, мне стало страшно за детей, находящихся в системе. Мы взяли в семью 10-летнего Мишу из детского дома

Москвичка Надежда Мазова –  многодетная приемная мама, как волонтер сотрудничает с несколькими благотворительными фондами, ведет блог, помогает детям найти родителей. Она рассказала в интервью фонду «Измени одну жизнь», как с мужем во время карантина они взяли к себе мальчика из детского дома.

У Надежды и ее мужа четверо детей, трое из них — приемные. Миша пришел в семью на гостевой режим.  

«Мне стало страшно за детей в системе»

После того, как в России началась эпидемия COVID-19, мне стало страшно за детей, находящихся в системе. Карантин не изменил радикально течение жизни в детдоме, поскольку дети и так толком не выходят во внешний мир. Но если у кого-то из детей результат теста оказывается положительным, то ребенка и всю его группу полностью изолируют.

Поэтому, если заранее всех детей разобрать по домам, хотя бы в формате гостевого режима, то общее число заболевших ребят будет существенно ниже.

Конечно, не каждая семья подходит для гостевого режима. Надо смотреть на подготовленность родителей, и дело даже не в карантине. Когда вы берете ребенка, то должны оценивать собственные силы, риски, стрессоустойчивость. Сейчас у нас в семье один кровный ребенок, трое приемных детей и Миша на гостевом режиме.

Я достаточно быстро оформила в опеке (отдельное спасибо сотрудникам!) разрешение на гостевой режим и забрала Мишу. Мальчика я знала, поскольку общалась с руководством московского детдома, где он жил. Сейчас детдом полностью изолирован, даже сотрудников не выпускают на время карантина.

Мы постоянно на связи с соцработником, психологом из детского дома. Иногда он сам звонит, общается с Мишей.

Забирать – так забирать

Миша живет у нас уже больше недели. А вообще, наша семья на карантине с 16 марта.

Читать историю семьи Мазовых – «Больно будет всем: и ребенку, и семье»

Миша – второй ребенок, которого мы взяли в рамках гостевого режима. 6 лет назад в нашей семье жил подросток (14 лет). Он был отказником и заново привыкать к семье, новым людям ему было сложнее. Он просто приезжал к нам на выходные, праздники.

Парень сменил еще две семьи после нас. Сейчас он снимает квартиру в Москве и ждет от властей получения собственного жилья. Мы с ним продолжаем общаться.

Миша в системе 3 года, и он хотя бы знает, что такое семья, дом. Не хотела бы раскрывать подробности его личной истории, могу сказать только, что мальчик жил с бабушкой и папой, после смерти бабушки отец запил еще сильнее, а мальчик попал в детдом.

Вообще, я против гостевых режимов. Забирать — так забирать. Гостевой режим допустим в период знакомства: неделя, две, но так, чтобы взять на полгода, а потом вернуть – это ненормально. Гостевой режим – это подготовка к постоянной опеке.

Читать также — Как взять ребенка из детского дома на выходные или на каникулы

Мужа и меня Миша сразу стал называть «папа» и «мама». В детском доме он никого так не называл. Вообще, мальчик очень хочет в семью, хочет остаться с нами. Мы готовы взять, но важно, чтобы опека одобрила. После завершения карантина мы обязательно поднимем этот вопрос.

Семья – другой мир

Семья для ребенка после детдома кажется совершенно другим миром. Для Миши все это было в новинку. А вообще он обычный ребенок: «хочу это», «хочу то».

Миша быстро влился в новую семью, он старается понравиться и остаться жить здесь.

Миша знал про нашу семью еще до прихода к нам, мы отправляли ему фото, видео детей, нас, квартиры так, чтобы у него сложилось первоначальное представление. Поэтому адаптация в новых условиях прошла достаточно быстро.

Из блога Надежды: «У меня — нет ни тревоги, ни настороженности, отслеживаю за собой только осторожность что бы не затискать. Вечером не мог заснуть Юрка, покачала на коленках, волнуется. Проснулся Мишель в 5, я в 5:45, покушал, попросил гамак повесить.

Общий фон нормальный, нервность можно заметить в мелочах, что не концентрируется на любом занятии, максимум две минуты, даже мультик/гаджет/гамак. В принципе растворяется в детском пространстве и адекватно реагирует на замечания.

Пришлось объяснить, что не разрешаю гаджеты, потому что забочусь о развитии их мозга, который растет, и я желаю своим детям нормального развития».

Конечно, Мише пришлось привыкать к тому, что в семье есть обязанности и правила. Например, нельзя драться. Если в детдоме каждый сам за себя, то в семье все помогают друг другу.

В первое время я часто разнимала детей, и говорила, что бои мы можем устраивать только на подушках и только в шутку. В семье каждый заботится друг о друге. Если кто-то тебя обозвал, нельзя лезть в драку. Нельзя отвечать на обиду кулаками, нужно сесть и поговорить.

Дистанционка и эмоции


Формат учебы с помощью удаленного доступа Миша быстро освоил, поскольку еще в детдоме учился дистанционно. Поэтому нам не пришлось объяснять ему, как заниматься онлайн.

Мише знакомо дистанционное обучение, но он очень переживает из-за своих ошибок.

Но как раз во время учебы Миша проявил эмоциональные стороны характера. Он может взорваться, психануть, если допускает ошибку в работе.

Миша покричит, покричит и успокоится. Ничего специально для того, чтобы его успокаивать, я не делаю. Это же не истерика, просто человек эмоциональный.

Из блога Надежды: «Ну конечно, все по-разному, каждый раз. Слезы и рыдания от домашек у всех и по очереди. Например, я молчу еще, никто не знает, что Оле ДЗ по английскому разместили в 20:08. Это натуральная наглость.

Решила сегодня поднять настроение всем и заказала пижамы — скелеты светящиеся. Искупались все, лежат на подзарядке под лампой (чтобы потом нарисованные скелеты светились в  темноте).

А еще второй день играли в монополию с папой… И это я вам скажу процесс не для слабонервных, каждый день почти по 4 (!) часа. Сегодня первым проиграл и вышел из игры папа, чему был несказанно рад!»

Онлайн-обучение – штука невероятно трудоемкая. Мы можем делать домашние задания в течение 7-9 часов. Первое время дети не воспринимали онлайн урок как обычный, могли строить друг другу рожи, писать в чате.

Вообще, обучение детей в период карантина – отдельная история. Я – не учитель, и никогда в учителя не стремилась, но сейчас понимаю, насколько сложно заставить ребенка учиться в домашних условиях. Мама – это история скорее про приготовить, обнять, про привязанность и отношения, чем учебу.

У Миши вечный конфликт с учителями. Так он и продолжается. Мне сложно повлиять на этот процесс. Он и в детдоме был на домашнем обучении. Но могу сказать, что иногда мне обидно за Мишу, некоторые из учителей, на мой взгляд, просто придираются к ребенку…

Изоляция как испытание  

Детям сейчас очень тяжело без прогулок, общения. Изоляция – это испытание для всех членов семьи.

У нас в семье 5 детей, трое – школьники. Изоляцию переживают спокойно далеко не все. К примеру, Данила – мальчик общительный, коммуникабельный и ему тяжелее остальных в карантине.

Даже компьютер не смог заменить живое общение. В ограниченном пространстве это приводит к нервным срывам, истерикам, слезам.

Оставаться в ресурсе

С нашей семьей работает психолог из службы сопровождения и помогает нам. Наверное, во многом благодаря этой помощи я остаюсь в ресурсе, что особенно сложно в период карантина. Пока мне этой помощи хватает. Времени на себя нет совсем. Но недавно мы ездили на дачу, какая-то смена обстановки все же.

Все фото — из семейного архива Мазовых. 

Комментарий психолога

Елена Мачинская, психолог фонда «Измени одну жизнь»:

Вопрос перевода ребенка из детдома в семью на период карантина – это вопрос его спасения. Риск заразиться в условиях большой скученности крайне высок. Не стоит забывать, что персонал в детдомах также может быть источником заражения, поскольку каждый день воспитатели и нянечки ездят из дома на работу и обратно. Оптимальным решением было бы расселение на время карантина всех детей.

При этом семья должна оценить собственные ресурсы перед принятием такого решение. Не нужно поддаваться порыву, будучи не уверенными в собственных силах.

Ребенок надеется, что после завершения гостевого режима он останется в семье. Он будет стараться понравиться и испытает сильное разочарование, если его вернут.

Это в меньшей степени относится к подросткам, они знают, что такое гостевой режим, и в большей степени к детям дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок себя ставит в центр мира и любое событие воспринимает как личную потерю. Ему сложно будет объяснить, почему его вернули обратно в детдом.

Дети постарше понимают, что они едут в семью на определенный срок, если сотрудники детдома заранее объяснят все условия. Если ребенок будет подготовлен, то травму после окончания гостевого режима можно нивелировать. Особенно, если приемные родители будут навещать его после карантина в детдоме, интересоваться его жизнью. Таким образом ребенок получит таких важных для него значимых взрослых.

Гостевые родители, если они не планируют оставить ребенка после карантина, должны избегать ложных обещаний, которые ребенок воспримет буквально. В идеале, семью и ребенка должны сопровождать специалисты – психологи — как во время гостевого режима, так и после его завершения.

В первую очередь, в гостевые семьи должны уйти дети из группы риска: с хроническими заболеваниям, ослабленным иммунитетом, перенесшие в недавнем прошлом операции и требующие индивидуального ухода или повышенного внимания.

Все мы прекрасно знаем, что за детьми с диагнозами, к сожалению, не стоит очередь из усыновителей и опекунов. Возможно, что нахождение таких детей на гостевом режиме в период карантина сможет исправить ситуацию.

В этом случае взрослые поймут: у них есть ресурсы на то, чтобы растить и воспитывать такого ребенка. Тогда по окончании карантина он останется в замещающей семье.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

3 комментария
  • Надежда

    У меня не комментарий, а скорее вопрос. Подскажите, а на период самоизоляции какие требования к приемной семье? Спальное место и место для учебы это понятно. Действует ли здесь правило с жилплощадью, т.е. с квадратными метрами для каждого члена семьи минимум по 11 кв.м.?

    27 июля 2020
    • Иоланта Качаева

      Надежда, вот в этой статье есть телефон для связи, там вы сможете получить необходимую информацию. https://changeonelife.ru/2020/05/06/karantin-detskom-dome/

      5 августа 2020
  • Юлия Петрова

    Надеюсь что Миша останется у вас на совсем))

    29 апреля 2020