Марина Глазкова
Марина Глазкова 9 апреля 2020

4 мифа о слабослышащих и глухих детях

1
564
2

Многие мальчики и девочки, которые живут в детских домах, имеют проблемы со слухом. Из-за этого ребята могут медленнее развиваться и хуже говорить. А еще – о них складываются мифы, которые мешают им попасть в приемные семьи.

Мы решили разобраться, какие из этих мифов – совершенно не верны, а какие – верны лишь отчасти. Для этого мы поговорили с сурдологом Людмилой Санниковой.

Отчасти да. Без специального обучения речь глухого ребенка, действительно, не развивается. Но при организации обучения ребенок сможет овладеть речью на том или ином уровне.

Возможно, посторонним людям его речь будет казаться очень невнятной, а во взрослым возрасте он может и вовсе отказаться использовать устную речь.

Но слово «глухонемой» в принципе не подходит для описания людей с нарушением слуха, и является устаревшим.

Нет. Дети с нарушением слуха вырастают, учатся в колледжах и университетах, заводят семьи. Сообщество глухих очень большое, все люди там адаптированы к жизни, насколько это возможно.

Нет. Процесс чтения по губам сложный – чтобы этому научиться, нужно знать буквенный состав слов, понимать общий контекст беседы, собеседник должен говорить спокойно, четко, без сложных конструкций.

Дети, не владеющие языком, могут читать с губ только часто встречающиеся бытовые фразы.

Кохлеарная имплантация (КИ) — это гениальное изобретение, возвращающее возможность слышать огромному количеству детей и взрослых. Но это не панацея! О том, необходима ли и поможет ли вашему ребенку КИ, я бы советовала проконсультироваться у опытного именно в этом вопросе врача.

Пять советов родителям, которые забирают в семью детей с нарушением слуха:

  1. Важно учить язык жестов хотя бы на базовом уровне и учить жестам ребенка. В общении на первых порах и дальше они очень пригодятся, даже если позже ребенок сможет овладеть устной речью на определенном уровне.
  2. Важно убедиться, что ребенок с глухотой сможет посещать специализированную школу или класс. Причем желательно, чтобы такая школа была в адекватной доступности, и ребенка не нужно было оставлять на 5 дней в интернате при школе.


Для детей из системы детских домов, у которых нарушена привязанность, и есть опыт сиротского учреждения, это не самый хороший вариант.

  1. Не стоит браться за активную реабилитацию ребенка с первых дней дома. Конечно, стоит консультироваться с сурдопедагогом, купить и настроить аппараты, но главное – правильно организовать рутину, постепенно вводя в нее развитие речи и слуха.
  2. Стоит найти мам, у которых уже есть дети с нарушением слуха – особенно хорошо, если они тоже окажутся приемными родителями. Скорее всего, у вас будут общие сложности, к которым можно подготовиться заранее или спросить совет.
  3. Важно развивать ребенка в творчестве, спорте – это может стать отличным стартом для будущей профессии.

 

Разберем конкретный пример

Приемные родители рассказывают, что бывают случаи, когда детей забирают в семью, и диагнозов, связанных с проблемами со слухом, у них официально не выявлено.

В итоге в детдоме, когда ребенок начинает странно себя вести, его считают непослушным, иногда – даже умственно отсталым.

И только в семье, когда приемные родители ведут ребенка к врачу, вдруг выясняется, что малыш совсем не слышит или слышит очень плохо.

Можно ли понять по поведению ребенка, что он плохо слышит или не слышит вовсе – если это не указано в его медкарте, если не диагностирована проблема со слухом?

– Я знаю о таких историях, и они ужасны. Конечно, без специального обучения и общения глухой или слабослышащий ребенок быстро отстает от нормы в своем интеллектуальном развитии.

А имея за спиной еще и сиротский опыт, выйти потом из мира тишины и адаптироваться может быть очень трудно.

Важно обратить внимание на реакции ребенка на слух и его речевое развитие. Ребята из детских домов обычно имеют задержку речевого и психического развития даже без особенностей по слуху, поэтому, при малейших подозрениях важно отграничить одно от другого – благодаря специальному исследованию.

Я не рекомендую решать этот вопрос в кабинете у ЛОР-врача в обычной поликлинике. Постарайтесь попасть к врачу-сурдологу – он сможет провести более качественное обследование слуха.

Есть ли какой-то срок, в течение которого ребенку необходимо диагностировать проблему со слухом?

– Никаких «норм» в этом случае нет.

Но ранняя диагностика и слухопротезирование — залог успешной абилитации.

Чем позже выявлено нарушение слуха, тем большие трудности будет испытывать ребенок и родители.

Проблемы со слухом могут быть только врожденными?

Конечно, они могут быть еще и приобретенными, причем в любом возрасте. Среди возможных причин называют: травмы, прием ототоксичных препаратов, чрезмерное воздействие шума, осложнения после острых инфекционных заболеваний, отита, отсроченные генетические факторы и др.

Читайте также: Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот.

Помогите детям и родителям найти друг друга и больше не потерять – поддержите работу нашего портала!

Поддержать портал

2 комментария

  • sadolga

    Отличный парень 10 лет ждет приемных родителей, бегло читает с дактилем, спортивный, сообразительный, музыкальный)) Отвечу на все вопросы.

    12 апреля 2020
  • sadolga

    https://changeonelife.ru/videoprofiles/andrej-p-sverdlovskaya-oblast-3/

    12 апреля 2020