Татьяна и Владимир Седельниковы из Новосибирска приняли в свою семью двойняшек Якова и Кузьму. Сейчас ребятам по 4 года. В семье мальчики чуть больше двух лет

 

Яша и Кузя прожили в системе с самого рождения два года. Теперь они уже два года как в семье.

Татьяна рассказала, что отчетливо помнит моменты, когда она плакала: когда Яша, мальчик с диагнозом «тугоухость», начал говорить короткие слова, когда ребята стали дарить ей цветы без повода, когда поняли, что «мама» – это не имя воспитателя, а человек, который их любит и всегда с ними рядом, тот самый значимый взрослый.

Как мы нашли детей

Фото детей увидели в федеральной базе данных. Ребята жили в пригороде Кемерово. Мы увидели их и сразу поняли, что это наши дети. Сердцем поняли.

Сначала увидели Кузю, затем Яшу. У Кузи была вторая группа здоровья, а вот у Яши указана пятая.  Прямо скажем, мы испугались, поскольку группа предполагает серьезные диагнозы.

Читать также — Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки

Когда спросили и узнали, что речь идет о проблемах со слухом, то более-менее успокоились. У Яши «тугоухость сенсоневральная четвертой степени», он носит слуховые аппараты.

У обоих мальчиков стоит в медкартах диагноз «бронхиальная астма, легкое течение». Вот, что удалось узнать о состоянии их здоровья.

Первая встреча

Сотрудники детдома оказались отзывчивыми и открытыми людьми. Особенно я благодарна соцработнику Кристине, мы до сих пор поддерживаем общение с ней.

Читать также — Первая встреча с ребенком

Нас встретила соцработник, рассказала про диагнозы ребят. Мы дали согласие на знакомство, подписали бумаги. Документы дают право видеться с детьми в следующие 10 дней.

С Яшей и Кузьмой мы встретились в актовом зале. Это были очень яркие эмоции. Зашли две маленькие мордочки. Яша сразу пошел к нам, а Кузя стал кричать, к себе не подпускал. В общем-то, реакция вполне естественная. К детям приехали двое неизвестных им ранее взрослых.

Мы встретились с ребятами в начале октября. Но забрать их смогли только через полтора месяца. Дети постоянно заболевали чем-то и уходили на больничный, и мы с мужем жили, по сути, на два города, навещали их.

Забрали мы Яшу и Кузю 16 ноября, и буквально сразу же детдом закрыли на карантин (как нам сказали). Если бы не успели забрать, опоздали бы хоть на день, то ребят бы мы увидели нескоро… Это знак судьбы.

История Якова и Кузьмы

История довольно обычная: мать пьет, в графе «отец» прочерк.

Дети из роддома попали в дом ребенка, затем в детдом. Мама написала заявление на размещение мальчиков в учреждение на полгода, потом обещала их забрать. Затем снова написала заявление (ее искали, чтобы сделать это), снова пообещала забрать, но обещания не выполнила.

В итоге детский дом обратился в суд с иском о лишении родительских прав. По факту мама их ни разу не навещала.

В общей сложности, дети провели в системе 2 года 2 месяца, с самого рождения.

Яша заговорил

У Яши оказалось, действительно, тугоухость, практически глухота. Слух есть только примерно на 10-15%, но стихотворение Деду Морозу в Новый год он все-таки прочитал. Конечно, прочел его с помощью дефектолога.

Первое время в семье, дома.

«Тугоухость сенсоневральная четвертой степени» у него на оба ушка. Диагноз Яше был поставлен примерно в год. Аппараты получил чуть позже. Лечению это не поддается.

Слуховой аппарат Яша носит уже третий год. Практически сразу по приезду нам подарили слуховой аппарат в клинике, за что низкий поклон нашей фее Марии Вячеславовне Крейсман, настроили и постоянно мониторим. Делаем аудиограммы.

Заговорил Яша с помощью правильно подобранного сурдолога и занятий дома 24/7. Мы прошли много техник, накопили достаточно опыта. И именно поэтому Яша заговорил.

Когда мы забирали мальчиков, Кузя знал всего шесть слов, а Яша просто мычал и улыбался, шел за каждым взрослым.

Как я уже говорила, Яша обожает музыку, тянется к ней.

Адаптация


Мы сразу приняли детей, наверное, потому что выбирали сердцем с самого начала.

Когда дети приехали домой, они уже умели ходить. Умели есть только каши, муссовую еду, что давали в детдоме. Они не умели есть мясо, другую пищу, состоящую из волокон.

Поначалу сон у ребят был плавающим: то есть, то нет. Оба мальчика не любят рано ложиться спать до сих пор.

Моторика была слабо развита — даже умываться «лодочкой» они научились лишь год назад. Боялись прыгать, отрывать ноги от земли, ноги и руки были слабо развиты, и мы стали активно работать над развитием.

Каждый день по 2–3 часа занимались. Не только физически. Изучали слова, цвета, вообще базовые вещи. Сурдологи, дефектологи, пульмонологи, массажисты, гастроэнтерологи, психологи, нейропсихологи помогали в развитии.

Дети засыпали и засыпают у нас под классическую музыку, чаще всего под Моцарта. Мы смотрим видеоролики с разными трюками и музыкой, а потом повторяем. Наш принцип воспитания: «увидел-повторил». И даже цвета и фрукты мы учили на практике: увидели, попробовали фрукт или смешали краски, запомнили.

Кузя любит спокойные занятия, он очень любознательный.

Сейчас Яшу влечет все трюковое, брейкданс, паркур. Кузя – любит более спокойные и понятные вещи, он любопытный ребенок, досконально может изучать предмет, строить логические связи. Например, задается вопросом: «Как зарабатывать деньги?» и начинает подробно вникать в тему.

Оба любят готовить, путешествовать, им нравятся пикники.

Что касается поломок, то проще сказать о том, что они не ломали. Когда мы забирали ребят из детдома, то их любимой игрой была сборка пирамиды. Тихое, милое занятие – нанизывание кружков. Дома они сняли эти кружки с пирамидки и начали ими друг с другом биться. И до сих пор дерутся.

При этом Кузя и Яша стоят друг за дружку горой, если кто-то посторонний полезет драться с кем-то из них.

До слез

Первая ситуация, когда я заплакала, была, когда Яша заговорил. До сих пор вспоминаю эту историю со слезами.

Прошлым летом, мы буквально замерли на месте в развитии Яшиной речи. Отдельные звуки — да, слова никак. Тогда случайно я пошла на консультацию к психологу, и она подсказала грамотных специалистов Ольгу и Татьяну.

С первой же встречи с ними Яша стал говорить. Как сказала Ольга: «Просто было много накоплено теории и мало запускающего речь материала!»

Вторая ситуация, когда я не смогла сдержать слез, была, когда дети научились у папы дарить цветы маме. По поводу и без.

Третья: когда дети поняли, что можно человека обидеть, а потом попросить прощения. И Яша, кстати, был (именно был) обидчивым. Если он сталкивался с отказом, то моментально обижался и мог неделями со мной не разговаривать. Сейчас он стал тактильным, ласковым ребенком.

Яша более активный и подвижный.

К мужу дети привыкли быстрее, чем ко мне. Кузя часто указывал на наш свадебный портрет (там мы с мужем и кошкой) и говорил: «Папа, тетя и котя».

Я долго была «тетей». Мамой он стал называть меня позже. Яша еще позже стал называть меня мамой. Дети думали, что «мама» – это имя воспитателя, а потом поняли, что мама – этот тот человек, который всегда на их стороне.

…Помню, как мы отметили первый день рождения. Сказали детям, что дарим подарки, потому что это их день. И что они хозяева дома, поэтому гостей нужно принять и накормить. Это обязанность. Пошли покупать первый тортик, учились задувать свечки.

Кто нас поддержал

Родители и близкие родственники не поддержали нас совсем. Мои клиенты и наши друзья — поддержали и даже помогли! Мой папа только сейчас потеплел, стал приходить к детям, общаться. Он понял, что дети любят его.

Но зато поддержали соседи, клиенты по работе. Помощь и поддержка сыпались во всех сторон. Я не ожидала такой реакции, если честно. Это было настоящее волшебство.

Планы на будущее

Самый смелый план составлен для Яши: пойти в обычную школу, без всякого спецобразования.

Мы добиваемся того, чтобы Яша начал говорить, пошел в обычную школу, заговорил и тем самым получил свободу передвижения. Для этого я изучаю мир глухих, слабослышащих людей.

У Яши ярко выражена харизма, Кузя же гораздо скромнее, он увлекается игрой на барабанах, и, наверное, там выпускает на свободу свои чувства, скрывающиеся от внешнего мира.

Третий шаг: укрепление здоровья.

Мы сейчас пытаемся интегрировать детей в обычную среду. Обоим ребятам нужно вылечиться от бронхиальной астмы.

Как дети изменили не одну жизнь

В новой семье изменились не только дети, но и сами родители.

С приходом детей в мою жизнь я словно собрала все свои знания в одну кучу, мы с мужем научились планировать свое время и помогать друг другу как одна большая дружная команда, мы научились проговаривать свои чувства, раскладывать сложное событие на простые слова, находить интересные события в городе, находить и открывать большинство дверей.

Нам очень повезло с мальчиками — они как два наших солнышка светят и греют нашу жизнь.

Радостно смотреть каждый день, как они растут, как их успехи с каждым днем становятся все больше и больше поводом для гордости!

Фото — из семейного архива Седельниковых и freepik.com 

Дизайн — Наталья Лунькова.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Svetlana23

    Видела эту семью в передаче «Зови меня мамой». Очень хорошо, что они счастливы. Мальчишки прям преобразились❤️

    28 марта 2024