Елена Мачинская
Елена Мачинская 15 декабря 2017

Почему ваш ребенок нормальный: 9 стратегий выживания после травмы

0
936
0
Фото - dizzwizz.ru

Елена Мачинская, психолог, приемная мама — о том, почему «ненормальное» поведение приемных детей на самом деле — нормальное.  

Вопрос «неадекватного поведения» — один из самых популярных

Психологам часто приходится консультировать опекунов и приемных родителей. Чаще всего вопросы касаются «неадекватного» поведения ребенка. Почему он так себя ведет? Далее идут, чаще всего, однотипные проблемы: например то, что ребенок ворует, пристает ко взрослым, не слушается, закатывает истерики, режет вещи или бросается на взрослых с кулаками. Он что, не может вести себя нормально?

«Нормально» обычно означает, что ребенок должен был бы не отличаться от других детей в школе, быть похожим на кровных и вести себя адекватно возрасту, записанному в свидетельстве о рождении. Вот тут кроется главная и типичная ошибка.

Поведение, которое отличает приемного ребенка от других детей, как раз и является нормальным. Это норма для этого ребенка, он — в порядке. Ну не то что совсем в порядке, просто то, что он ведет себя «ненормально» — нормально для его ситуации. Дело в том, что только нелегкий жизненный опыт может привести маленького человека в детский дом. Такой опыт называется травмой. Чаще всего дети, оставшиеся без попечения родителей — жертвы насилия и пренебрежения со стороны взрослых.

Истории детей из центра семейного устройства

Давайте посмотрим на одну группу центра семейного устройства. Вот играют дети. Совершенно обычные, на первый взгляд. Узнаем их истории.

  • Сашке было 5 лет, когда мама уехала в другой город на заработки, оставив его больной бабушке. Мальчик рос гиперактивным, и бабуля не справлялась, часто возникали ссоры. Сашка сбежал и долго жил со старшими друзьями на свалке, воровал и попрошайничал. Отсутствие родительского контроля, эпизоды голода, необходимость выживать оставили глубокий след на психическом состоянии Саши.
  • Мишкины родители часто избивали его за непослушание. Их лишили родительских прав, когда ребенок в очередной раз с серьезными травмами попал в больницу. Рубцы врачи залечили, но психологическая травма насилия осталась с Мишей.
  • Мама Кати страдала алкоголизмом, не кормила дочку и не ухаживала за ней. Длительное пренебрежение оставило серьезный след на развитии и поведенческих особенностях Кати.
  • Когда мама Светы была на работе, отчим силой принуждал девочку проводить с ним время. Пример Светы — иллюстрация сексуального насилия, приводящего к тяжелой психической травме.
  • Влад. Мама постоянно обвиняла мальчика в том, что отец бросил их, запирала в шкафу, чтобы не видеть, обзывала и заставляла есть из собачьей миски. Это пример психологического насилия, которое сказывается на поведении Влада.

Каждый ребенок этого центра имеет даже не одну, а, как минимум, две травмы. Вторая не менее серьезная, чем та, что уже имелась к тому моменту, как ребенок попал в детский дом. Это стресс, вызванный разрывом с родителями, потерей близкого окружения, дома, друзей, привычного образа жизни.

Последствия травмы – 9 стратегий выживания

Когда ребенок подвергается насилию или пренебрежению, остается без значимого взрослого, — мозг запускает одну или несколько стратегий выживания. Эти стратегии называются защитными механизмами. На самом деле их больше, в статье перечислены самые часто встречающиеся. У этих стратегий одна общая цель – избежание физической или психической боли. То, что некоторые родители называют «ненормальным», является видимой частью этих механизмов.

  1. Подчиненность. Ребенок любыми способами пытается избегать конфликтов, он чрезмерно уступчив, у него отсутствуют собственное мнение, желания. Он считает, что ничего не может, потому что «тупой», «не такой, как все», или «мне это не надо». На любую попытку взрослых приучить его к самостоятельности впадает в ступор или реагирует плачем.
  2. Гиперактивность. Это состояние постоянного возбуждения, напряжения, ожидания угрозы. Ребенок «неуправляем», ему сложно следовать инструкциям, он постоянно напряжен, «на взводе», часто плачет.
  3. Сексуализированное поведение. Провокационное поведение и разговоры, не свойственные возрасту ребенка. Такое поведение может проявляться в частых разговорах на тему секса, неподдельном интересе, приставании к другим детям, другим взрослым или даже родителям.
  4. Агрессия или аутоагрессия. Ребенок драчлив, обзывается, матерится и угрожает, иногда возникают проблемы с контролем собственных эмоций. Деструктивные действия или угрозы могут быть направлены на людей, детей, животных, вещи или себя самого.
  5. Ложь. Способ избежать наказания или показать себя лучше. Из-за травмы в прошлом ложь может принимать экстремальные формы.
  6. Вытеснение. Минимализация отрицательных переживаний за счет удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Проявляется в виде немотивированного забывания или игнорирования.
  7. Чрезмерное привлечение внимания. Некоторые дети привыкли, что внимание спасает их от голода или насилия, поэтому любым способом пытаются «быть в центре» – могут казаться навязчивыми, вести себя демонстративно, провоцировать конфликты.
  8. Воровство. Многие дети имели опыт голода и пренебрежительного отношения. В большинстве случаев воровство — это механизм физического выживания и привлечения внимания.
  9. Алкоголь и наркотики — эффективная возможность ухода от стресса. Некоторые дети не знают других способов сбросить напряжение.

Перестать психовать и пытаться «починить» ребенка

Пройдет немало времени, пока психологические раны ребенка затянутся и он перестанет использовать привычные механизмы выживания, научится доверять взрослым. Не стоит ждать от ребенка быстрых перемен, на лечение травмы может уйти не один год.

Приемные родители не должны стесняться обращаться за помощью и поддержкой к психологам, педагогам. В особо тяжелых случаях, когда травма влечет за собой психическое расстройство, такое как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессию, тяжелые формы расстройства привязанности, расстройство приспособительных реакций или другие расстройства, связанные со стрессом, может понадобиться и помощь медиков: психиатров, неврологов, психотерапевтов или других врачей, которые подберут адекватное лечение.

Когда приемные родители начинают понимать, что «неадекватное» поведение ребенка адекватно его опыту и перенесенной травме, и перестают психовать и пытаться «починить» ребенка, оставляя за ним право пока быть таким, какой он есть, уже действует на ребенка исцеляюще и является фундаментом для стабилизации психического состояния и дальнейшего развития нервно-психических функций ребенка.

Инструкции по теме