Мы часто говорим: детдом - не место для ребенка. А почему? Слово - приемным родителям, детям и психологу
«В интернате тебя могут обидеть. Старшие ребята отберут какую-то вещь, и никто не вступится»
Семья Канышевых. Фото — Антон Карлинер.
Юлия Канышева, приемная мама
Одна из главных проблем системы – отсутствие у детей социальных навыков. К примеру, один ребенок, которого мы взяли в нашу семью, не умел открывать упаковку сока, поскольку раньше не видел этого, а еще не знал, что еду нужно хранить в холодильнике.
Кстати, история с холодильником показательная. Повара не разрешали открывать холодильник, еду можно было брать только со стола. Соответственно, дети не понимали, зачем нужен холодильник и как им пользоваться.
Второй момент, в детском доме нет значимого взрослого. Представьте, ребенка обидели, а ему не к кому подойти и рассказать о своей проблеме, о конфликте. Подойти к воспитателю? Но воспитатели часто меняются. Рассказать друзьям? Тоже нет.
Нужен именно взрослый человек, тот, кому ребенок доверяет, от которого ждет поддержки. Этот человек будет сидеть у кроватки ребенка, если у него подскочила температура, вступится за малыша или подростка, даже если тот не прав.
Третий момент: этот же значимый взрослый будет заставлять ребенка учиться, делать вместе с ним домашние задания. В детдоме у ребят относительная «халява»: оценки ставят «автоматом». Пятерку, конечно, не нарисуют, но тройка в любом случае гарантирована.
Родители же заставляют своих детей учиться, особенно тех, кто активно сопротивляется получению знаний. Мы стараемся, чтобы у детей выработался самоконтроль в выполнении домашних заданий и в целом мотивация к учебе.
Четвертый момент: ответственность и дисциплина. Родители учат ребенка правилам, обязанностям. Запачкал одежду – постирай. Кроме тебя это никто не сделает. Спонсоры, волонтеры и государство (отчасти) могут избаловать ребенка так, что после выхода в большой мир ему придется тяжело. Покинул стены детдома, и оказалось, что никто за тобой уже не бегает.
Пятый важный пункт: ответственное отношение к деньгам. Мы выдаем детям деньги на карманные расходы, но отслеживаем это с помощью банковского приложения. Опять же ребенок должен уметь рассчитывать свои траты. В детском доме этому никто не учит.
Дочь Юлии — Маша, 14 лет
В семье я ощутила поддержку, ласку, у меня появилась надежда на лучшую жизнь. Пример тому — образование.
Маша. Фото — из семейного архива Канышевых.
В детдоме мотивация к учебе и саморазвитию достаточно слабая. В семье иначе. Да, порой не хочется делать домашние задания и учиться, но родители убеждают.
В интернате ребенком никто не хочет заниматься. Более того, тебя там могут обидеть, например, старшие ребята отберут какую-то вещь, и никто не вступится. У нас бывали и битвы, и драки, и многочисленные ссоры.
В семье есть свои границы, права, личное пространство. Последнего в детдоме нет точно. Ребенок постоянно находится вместе с кем-то. Нет никакой комнаты, ни даже уголка, где можно было бы уединиться.
Теплая семейная атмосфера позволяет ребенку раскрыться. Я освоила макияж, начала рисовать, ходжу в танцевальную студию, на тхэквондо, пишу рассказы. Иными словами, вокруг меня появилось много интересного.
Не могу представить, что я смогла бы разглядеть какие-то свои способности, если бы жила в детдоме.
Если я что-то не понимаю в процессе учебы, то на меня никто не кричит, как в детском доме. Если что-то дается с трудом, то родители могут найти мне репетитора.
«В семье меня удивили отношения между сестрами»
Семья Панасенко. Фото — из семейного архива.
Дмитрий Панасенко, приемный папа
В детдоме на ребенка мало кто обращает внимание. Его не гладят, к нему не обращаются постоянно, он растворен в массе других детей. И маленький человек перестает чувствовать себя индивидуумом.
У детей отсутствуют бытовые навыки. Но опять же это зависит от времени нахождения в детдоме. Чем дольше ребенок там живет, тем быстрее у него падает мотивация, желание что-то делать.
Нашей приемной дочери Насте, к примеру, не привили принцип «ты должен все делать сам». Приготовление пищи, уборка – все это за нее делал персонал учреждения, поэтому в первое время жизни в нашей семье ей пришлось перестраиваться.
А вот сыну, наоборот, привили тягу к труду. Он помогает мне в уборке дома, помогает мыть посуду, сам вызывается. Может, это зависит от характера, может, от правил, установленных детдомом.
Еще одно отличие воспитанников от детей из обычных семей — страх «а что будет после выхода из детдома?»
Настя, приемная дочь Дмитрия, 14 лет
В семье меня удивили отношения между сестрами. Я поразилась тому, что сестры нормально общаются, не ссорятся. В детдоме конфликты – довольно частое явление. Впрочем, в семьях тоже бывают, но не так часто.
Настя. Фото — из семейного архива Панасенко.
Второе отличие: личное пространство. К примеру, с ранних лет я люблю рисование. Иногда нужно остаться наедине, чтобы сосредоточиться на процессе. В детдоме невозможно остаться наедине ни на минуту, постоянно кто-то заходит в комнату, не ко мне, так к одноклассницам.
В семье у меня всегда есть возможность побыть одной, в моем случае это означает погружение в процесс рисования. Кроме того, в семье я смогла сосредоточиться на этом, стала активно развиваться: училась в художественной школе, сейчас получаю онлайн-образование по направлению «дизайн», в планах научиться играть на гитаре. И конечно же, поездки с семьей, путешествия – всего этого у меня не было.
А еще интересный факт — в семье я впервые увидела посудомоечную машину. В детдоме ее не было. Кроме того, здесь я научилась готовить еду. Борщ, например. В детдоме ребят не учат готовить.
«У ребенка в детдоме нет навыков общения с людьми, которых он прежде не видел»
Семья Высоцких. Фото — из семейного архива.
Денис Высоцкий, приемный папа
Главная проблема воспитанников детдома состоит в отсутствии коммуникации с внешним миром, с посторонними людьми. К примеру, в учреждении, где жил Богдан, всего было 60 детей, и они общались между собой.
Соответственно, у ребенка нет навыков общения с людьми, которых прежде никогда не видел.
Мы недавно вернулись из Египта, там Богдан поначалу не хотел общаться с другими детьми, остерегался их.
Но через некоторое время подружился, особенно с одним парнем, тоже фанатом футбола. На этом общем интересе они сошлись.
Богдан, приемный сын Дениса
Жизнь в семье, безусловно, отличается от детдомовской хотя бы тем, что ребенок здесь может увидеть, попробовать то, чего точно нет в детдоме. К примеру, для меня открытием в еде стала кесадилья. Не знаю, насколько показателен этот пример.
Богдан. Фото — из семейного архива Высоцких.
Плюс я активно стал играть в футбол, хотя до прихода семью увлекался. Но в семье я могу больше времени уделять этому.
Помимо футбола, я начал заниматься плаванием.
Татьяна Котович, психолог
Татьяна Котович. Фото — из личного архива.
Основное отличие детей, воспитывающихся в детдоме, это слабая социализация. Администрация учреждения, как правило, предпринимает попытки социализации детей: приезд волонтеров, экскурсии, поездки. Но все это имеет кратковременный эффект, так как воспринимается ребенком, как некий праздник.
В семье ребенок погружен в социализирующую среду: у него больше прав, равно, как и обязанностей. В системе ребенок привыкает к тому, что персонал обеспечит ему еду, уход.
В условиях детдома стираются грани индивидуальности, нет возможности побыть наедине с собой, нет комфортных, безопасных условий. Там у ребенка нет возможности исследовать собственные интересы и увлечения, поскольку в системе все подчиненно коллективу.
В семье родители внимательно наблюдают за интересами и склонностями детей, поддерживают их, вкладывают силы и средства в развитие.
Что касается отсутствия или ограниченности бытовых навыков, то здесь серьезную роль играет отношение персонала учреждений. К примеру, если сотрудники просят детей не мешать их работе, то вовлечения в бытовую среду отсутствует.
В итоге мы получаем детей, которые не знают, что такое холодильник или стиральная машина. В семье все ровно наоборот: родители посвящают в тонкости быта, доверяют обязанности в домашних делах, учат заботится о себе и об окружающих.
Родители также обозначают границы дозволенного, в детдоме часто это отсутствует, поскольку воспитатель занят не одним ребенком, а целой группой.
В домашнем воспитании меньше конфликтных ситуаций, да и разрешаются они легче, чем внутри интернатной системы.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.