Какие подводные камни могут скрываться в совместном проживании с прародителями? И как эта практика может сказаться на отношениях приемных родителей и приемных детей?

Пожилые родители выходят на пенсию, у них возникают проблемы со здоровьем, им становится тяжело ездить к своим детям и внукам, которым довольна часто бывает нужна помощь.

Бабушка и дедушка могут отвести внука в сад или забрать из школы, накормить обедом и проверить уроки. А если им что-то понадобится – дети рядом, помогут и поддержат.

Такая ситуация возникает довольно часто, бывает, что она усугубляется тем, что умирает один из прародителей, и тот, кто остался, не может или не видит смысла жить в одиночестве.

В этой ситуации кажется, что объединение хозяйств, приглашение в свой дом прародителей – естественное и логичное решение, от которого все стороны выиграют.

Так ли это на самом деле? Какие подводные камни могут скрываться в совместном проживании с прародителями? И как эта практика может сказаться на отношениях приемных родителей и приемных детей?

Любая перемена, переезд и появление нового  члена семьи – это перераспределение времени и ресурсов, внимания, сил, финансов. Может так получиться, что и перераспределение жилплощади, ведь бабушке и дедушке нужна отдельная комната, или же их «подселяют» к внукам.

Поэтому здесь возможны все обычные реакции детей на изменения: откаты в поведении, агрессивная борьба за территорию, попытки «выжить» нежелательного конкурента и т.п.  Насколько эта реакция будет острой – зависит от того, какие отношения у ребенка и прародителей были до этого, сколько времени ребенок в семье, насколько прародители готовы понимать особенности развития и восприятия мира ребенком, имеющим опыт сиротства.

Такая реакция может возникнуть и у кровного ребенка, и у других членов семьи. Отличие реакции ребенка с опытом сиротства будет в том, что она будет протекать острее, ведь однажды у него уже был опыт, когда он терял свой дом, свое место, и в ситуации перемены страх вновь все потерять возвращается.

Совместная жизнь с прародителями (бабушками и дедушками) может сделать актуальным и другой вопрос – а кто в доме главный? Раньше это были мама и папа, а как теперь? Почему мама слушается бабушку, почему ее слово теперь важнее? Или, наоборот, почему папа ссорится с дедушкой и бабушкой? Разве они обижают его? Кого в этой ситуации мне защищать?

Вопросы соблюдения иерархии могут вставать достаточно остро, и ребенок, который однажды видел беспомощность взрослого, в такой ситуации реагирует соответствующе – агрессией в адрес того, кто «нападает». Поэтому возможны очень острые конфликтные ситуации с прародителями, когда у взрослых возникает ощущение, что ребенок «специально доводит», пожилого человека.

Если мама или папа занимают в таких ситуациях позицию того, на кого нападают, может получиться и так, что ребенок начинает «бороться» за сильного взрослого — грубо и обесценивающе общаться с приемными родителями.

Дело в том, что слабость взрослого для ребенка, имеющего опыт потери, бывает просто невыносима – нужно сделать что угодно, лишь бы взрослый перестал плакать, грустить, показывать, что не справляется.

В этой ситуации нападать — значит стимулировать к росту, развитию, проявлению силы. Увы, разглядеть такой мотив бывает непросто, и родители обращаются за помощью с ситуациями, когда «ребенок нас ни во что не ставит», «говорит обидные вещи» и т.п.

Совместное проживание с тяжело заболевшим человеком (а бывает так, что семьи объединяются именно потому, что пожилому родственнику нужен постоянный присмотр и уход, он не способен себя обслуживать и контролировать) тоже может стать травмирующим опытом для ребенка – вне зависимости от факта приемности.

Проявления некоторых болезней пугают, а если в опыте уже была смерть близкого (что нередко случается), стартуют или возвращаются проявления поведения, связанные со страхом потери: невозможно оставить ребенка одного, он отказывается вести себя тихо и нарочно привлекает внимание к себе, когда требует забота и уход за пожилым родственником, демонстрирует отстраненность и эмоциональную холодность, когда от него ждут включения и сочувствия.

Видя, что внимание «уходит», ребенок может начать вести себя так же, как тот, к кому оно ушло – возникает регресс в поведении, появляются забытые привычки, ребенок как будто бы «теряет» навыки. К примеру, ему снова требуется памперс, кормление с ложечки и т.п.

5 шагов, чтобы смягчить ситуацию:

1. По возможности, сохранить пространство без изменений.

Если у детей была своя комната – оставить их там, а прародителям выделить другое пространство. Если есть возможность просто жить рядом и не объединять хозяйства (например, сняв для пожилых родственников квартиру в соседнем доме или подъезде) — лучше ее реализовать. Финансово такой вариант может казаться непривлекательным, но он сохраняет другой, более важный ресурс – эмоциональный. Когда у каждой семьи своя территория, на которой действуют свои правила – количество конфликтов и претензий друг к другу существенно уменьшается.

2. До переезда прояснить вопрос, кто теперь будет «главным», по чьим правилам будет жить большая семья.

Согласовать это со всеми участниками, обсудить все плюсы и минусы, ожидания друг от друга. Кто будет готовить, кто ходить в магазин, по каким дням осуществляется уборка территорий, в какое время принято ложиться спать и вставать – и другие мелкие, но очень важные в совместном быту вопросы.

3. Отдельно уделить внимание правилам воспитания детей и особенностям приемного ребенка.

Те, кто будет жить рядом с ребенком, в любом случае будут обладать на него большим влиянием. И будет очень обидно, если усилия по реабилитации, предпринятые родителями, будут обнуляться действиями других членов семьи.

Про особенности приемного ребенка можно узнать на нашем курсе подготовки будущих приемных родителей.

4. Подробно и многократно проговорить с ребенком все те изменения, которые произойдут в его жизни с переездом прародителей.

Подумать, чем семья сможет компенсировать «потерю», проговорить положительные стороны изменений – больше общения с прародителями, больше помощи и забот.

5. Продумать вопрос «вторых рук», которые могут потребоваться в случае совместного проживания – например, привлечение помощника по хозяйству или сиделки.

Так родители сохраняют возможность сохранить свой ресурс (время, силы) и распределить его справедливо на всех членов семьи.

Эта статья создана в рамках проекта «Семья: переходный период».

Кого мы приглашаем принять участие в проекте?

  • семьи, находящиеся в процессе адаптации (ребенок находится меньше года в семье),
  • семьи, воспитывающие опекаемых и усыновленных детей, проходящие в настоящий момент кризисный период.

Какую помощь могут получить участники проекта?

  1. Индивидуальные консультации психологов фонда, специализирующихся на работе с приемными семьями (до 4 консультаций на одного участника).
  2. Участие в ресурсных группах, где опекуны и усыновители смогут найти не только полезную информацию от специалистов фонда, но и возможность обсудить свою ситуацию и получить поддержку от других участников  – 6 занятий для каждой группы. Участие в ресурсных группах — по рекомендации психологов фонда после первой консультации.
  3. Консультации медиатора по вопросам разрешения семейных конфликтов — по рекомендации специалистов фонда.
  4. Информационные прямые эфиры психологов фонда по темам, посвященным кризисным изменениям внутри семьи.
  5. Возможность прохождения онлайн авто-курсов «Травма потери (смерти) близкого» и «Семейные кризисы» – по 5 онлайн занятий в каждом курсе.
  6. Специалисты фонда подготовят статьи по важным и актуальным для участников проекта темам.
  7. Участие в поддерживающем чате в Telegram, в рамках которого можно будет общаться, получать ответы на возникающие вопросы и поддерживать друг друга.
  8. Подключение участников проекта к полной базе курсов платформы profamily24.ru, включающей информационные материалы по различным темам приемного родительства.

Как принять участие в проекте?

Проект полностью дистанционный. Приглашаются участники из всех регионов РФ.

Необходимо заполнить небольшую анкету-опрос, что автоматически будет считаться заявкой на участие в проекте.

Срок реализации проекта

1 сентября 2023 г. – 30 сентября 2024 г.

Запись на консультации для участников проекта

Просьба ко всем участникам проекта: при осуществлении записи на консультацию обязательно обозначать, что вы являетесь участником проекта «Семья: переходный период».

Фото — freepik.com

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!