Приемный папа Дмитрий Панасенко: «Я стал более сентиментальным»
Дмитрий Панасенко — сотрудник крупного судоремонтного предприятия «Звездочка» в городе Северодвинске Архангельской области, мастер спорта по пауэрлифтингу. С начала этого года он — приемный, многодетный папа. Его предложение взять в семью ребенка из детского дома приняли и жена, и обе дочери. Дмитрий рассказал в интервью фонду «Измени одну жизнь», как в адаптации помогают книги, спорт и поддержка всей семьи.
Дмитрий с женой и Настей.
— Почему вы решили взять в семью ребенка из детского дома? Как отнеслись к этому ваши родные, друзья?
— Я всегда мечтал о том, просто было желание помочь. Предметно стал размышлять на эту тему года четыре назад. В прошлом году мы с женой прошли обучение в Школе приемных родителей (ШПР).
Жена согласилась с моим предложением взять ребенка из детдома, так что уговаривать мне ее не пришлось. Друзья, родственники тоже были в курсе дела. В основном, поддержали меня. Некоторые из друзей считают, что я создал проблемы сам себе. Они думают так, видя непростые отношения моей жены с Настей.
— Вы долго искали приемную дочку?
— Настя жила в Северодвинском детдоме «Беломорец». В опеке мне рассказали сначала про эту девочку. Я не стал смотреть другие анкеты, решил поехать в детдом для знакомства.
Узнав о моем приезде, сотрудники учреждения почему-то стали прятать Настю.
Говорили, что подготавливали к встрече. Причину я не знаю, правда. В итоге из 10 дней, выделенных на общение, восемь ушло на подготовку к знакомству.
— Как прошла ваша первая встреча?
— Когда, наконец-то, первая встреча состоялась, я увидел маленькую, прозрачную, хрупкую девочку. Мы начали общаться с ней, я пригласил ее к нам домой на выходные, дал ей ключи от нашей квартиры. Она самостоятельно приходила домой, мы вместе с ней делали уроки, а ближе к вечеру я отвозил Настю обратно в детдом.
Настя готовит с папой салат. Первый раз девочка пришла в гости, в свою приемную семью в канун Нового года.
Настя — обычный ребенок из детского дома. У нее отсутствовали бытовые навыки, при этом скачки настроения, эмоциональная нестабильность.
— Можете поделиться историей дочки? Как она оказалась в детском доме?
— До семи лет Настя жила с кровной мамой. Честно признаться, не хотел бы вдаваться в детали, скажу только, что в их семье имело место жестокое обращение с ребенком, девочка часто голодала. По этой причине Настю в семь лет изъяли из семьи, определили в детдом, где она прожила почти четыре года. Я почти не спрашиваю ее о прошлой жизни, чтобы не травмировать лишний раз.
— Настя у вас в семье четыре месяца, как идет адаптация?
— Наши дочери поддержали решение взять Настю в семью, Ксюша – моя жена — тоже. Но сейчас Ксюше тяжеловато с Настей. Точнее, обе – жена и Настя — находятся в процессе адаптации.
Я Настю принял с первых дней, у меня никакой адаптации не было. Ксюша старается наладить отношения с девочкой, да и Настя в ответ старается. Первое время жене было непросто совладать с приемной дочкой.
Настя приняла крещение.
Настя игнорировала какие-то элементарные вещи, не спешила сказать «спасибо», «до свидания» и так далее. К примеру, занимаемся мы уроками, Настя могла отвернуться, накричать на меня. Жена вмешивалась в разговор, отчего эмоциональный градус все больше и больше увеличивался. Я же был меж двух огней. Но как-то постепенно отношения стали выравниваться.
— Настя – подросток. Как проходили ее первые дни в вашей семье?
— Первое, с чего мы начали, окунулись в головой в учебу. Нужно было подтянуть Настю по целому ряду предметов. Моя старшая дочь, кстати, очень много с ней занимается, опекает сестренку. Даже встает на мою сторону в спорах с женой относительно Насти.
Дочка не сразу допускала к себе, доверие ко мне не сразу появилось. Да и сейчас еще присматривается…
Некоторое время у Насти были проблемы общения с учителями и одноклассниками. Она за все время сменила три школы. Для более быстрой адаптации девочки, более комфортного вхождения в новую среду я каждый день отпрашивался с работы на полчаса раньше, забирал Настю из школы и отвозил домой. В мае, когда стало тепло, Настя уже сама ездила в школу на велосипеде.
— Откуда вы черпаете знания о воспитании?
— Еще во время обучения в ШПР я прочел книгу «Воспитание с любовью и логикой». Авторы Фостер В. Клайн и Джим Фэй рассказывают о технологии корректировки. Нельзя за все сразу браться, нужно потихоньку, постепенно корректировать те или иные вещи в поведении ребенка.
Я старался спокойно реагировать на поведение Настя, хотя порой внутри все кипело. Старался себя успокаивать, отвлекаться на бытовые моменты. Есть и другой действенный способ: тебе показывают агрессию, а ты в ответ — доброту и ласку. Настя могла мне что-то сказать, а я в ответ мог обнять ее.
Об этом и психологи пишут, кстати. Жена говорит, что девочка вьет из меня веревки. Наверное, потому что я стараюсь сохранять спокойствие и действовать с любовью и логикой, как было сказано в книге.
— Настя общается со своими кровными родственниками?
— У Насти жив дедушка, который живет и работает в Архангельске. Девочка с ним поддерживает связь, созванивается. Когда мы бываем в Архангельске, то заезжаем к нему в магазин (он продавец в магазине для рыболовов). Иногда дедушка сам звонит Насте, впрочем, не очень часто.
— Когда приходит любовь к приемному ребенку?
— У всех по-разному. В моем случае моя любовь пришла сразу. Жена считает, что ее любовь к Насте пока не пришла. Но она очень старается наладить с Настей отношения.
Вы удивитесь, но я ревную Настю к ее кровным родственникам. И я переживаю, что однажды они захотят забрать дочку обратно. Хочется любить и понимать, что ребенок будет всегда с тобой.
Я неслучайно переживаю. Биомама ей периодически звонит. Крайне редко, но звонит. Два года не появлялась, а в декабре прошлого года пришла в детдом. Настя потом рассказывала, что подарила маме шоколадку, а мама ей — колечко. Обычное алюминиевое колечко.
— Как вы справляетесь со своими переживаниями?
— С этой ситуацией мне очень хорошо помогают справляться знания из книги Людмилы Петрановской «Дитя двух семей», очень полезная книга для будущих приемных родителей. Ведь у 80% детей-сирот есть родственники.
— Что изменило в вас приемное родительство?
— Я стал более сентиментальным за эти несколько месяцев. Детдомовскую тему я раньше знал поверхностно. Когда начал читать книги, смотреть фильмы про сирот и систему, начал общаться, наверное, стал мягче, добрее, сентиментальнее. Я профессиональный спортсмен, мне всю жизнь приходилось проявлять жесткость в характере, но с появлением Насти стал мягче.
— Какие-то увлечения Насти уже проявились? Как вы их поддерживаете, развиваете?
— Настя очень любит рисовать, в мае сдала экзамен в местную Школу искусств. В течение трех лет будет заниматься рисованием. Вообще она любит рисовать натюрморты, пейзажи.
Насте очень понравилась верховая езда.
Настя – спортивная девочка, хотя в медицинских справках изначально было указано множество диагнозов. В реальности у нее нормальное крепкое здоровье. Недавно в выходные купались в озере. Температура воды такая холодная, что не каждый взрослый человек залезет в воду, а Настя три раза по полчаса бултыхалась в течение дня, все без последствий.
В итоге, она занимается еще и скалолазанием. Повторюсь, ребенок спортивный и развитый. И учеба в школе идет хорошо. Думаю, что вскоре Настя будет учиться на четверки и пятерки.
— Основные качества приемного родителя, по-вашему, какие?
— Доброта, терпение, умение понять ребенка. Когда ты понимаешь его проблему, то это понимание рождает ответную доброту. Повторюсь, крайне важно терпение.
Возвратов очень много, и вина тому отсутствие терпения и знание. Будущий приемный родитель должен знать, с какими трудностями он столкнется.
— Что изменилось в вас, в вашей семье с приходом Насти?
— Все изменилось. Мы и до ее прихода старались активно проводить досуг в семье, а с появлением Насти жизнь стала еще ярче, динамичнее.
Всей семьей на квесте.
Мы участвуем в квестах, ходим в веревочный парк. Изменилось даже наше питание, стало намного разнообразнее.
— Как вы считаете, почему кто-то может взять ребенка, а кто-то нет? От чего это зависит?
— Многие семьи делают ошибки по незнанию, нехватке информации. За последние семь лет сфера приемного родительства изменилась, появились ШПР, службы сопровождения, литература, в конце концов. У людей есть внутренние ресурсы, но их нужно направлять и обучать.
— Как приемным родителям оставаться ресурсными, где брать силы?
— Нужно уметь переключиться. Для меня одним из способов переключения являются тренировки. Я – мастер спорта по пауэрлифтингу. В соревнованиях уже не участвую, но форму стараюсь поддерживать.
У нас спортивная семья. У Леры черный пояс по тхэквондо, Женя — кандидат в мастера спорта по пауэрлифтингу, Ксюша тоже ходит в тренажерный зал. Иногда мы берем в спортзал Настю, чтобы она тоже занималась на тренажерах.
Также сил придают знания. Читайте больше про детей, оставшихся без попечения родителей. Начните с книги американских авторов Кена и Купеки «Воспитание ребенка-сироты, пережившего душевную травму». Книга рассказывает об особенностях воспитания приемных детей-сирот, переживших жестокое обращение и запущенность в первые годы жизни.
Она удачно сочетает фундаментальные понятия и практические советы для повседневной жизни, поэтому уже многие годы остается классическим пособием для замещающих семей.
Знания дают понимание, а понимание — милосердие и любовь к приемному ребенку.
Все фото — из семейного архива Панасенко.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.