Когда мы смотрели видеоанкету Сережи, я видела очень напряженного ребенка. Двухлетний мальчик должен быть веселым, шаловливым, а тут – «зажатый» малыш

Запомнился его взгляд и тяжелый вздох. Дети не должны жить в детских домах, там просто невозможно оставаться ребенком.

Москвичка Наталья Алябьева и ее муж Денис в течение пяти лет стали родителями троих приемных детей. При этом у Натальи кровный и приемный ребенок от первого брака. «Большая семья – это то, что дает мне силы каждый день идти вперед», — признается она.

Наталья и Денис с детьми.

Сомнений не было

Когда моему кровному сыну было два года, мы с первым мужем приняли решение о том, что возьмем в семью девочку. В опеке Краснопресненского района Москвы нам предложили познакомиться с Машей, которая родилась месяц назад.

Сомнений «брать или не брать» у нас не было никаких. Мне было тогда 20 лет, и казалось, что все очень легко.

Маша и Сережа.

Однако, когда мы взяли Машу домой, первое время было непросто. Она не привыкла, что ее держат на руках, когда она плачет, и от этого начинала плакать еще сильнее. Самым сложным был тот переходный момент, когда во время плача Машу еще нельзя было брать на руки, но и отходить от нее тоже уже было нельзя.

Оптимальным вариантом было лечь с ней и находиться рядом, чуть-чуть поглаживая. В течение двух с половиной месяцев такое могло случиться и днем, и ночью.

Читать также — 5 навыков будущих опекунов и усыновителей

Через полтора года мы с мужем развелись, но это не было связано с появлением приемного ребенка. Более 10 лет я жила одна с двумя детьми. Пять лет назад я снова вышла замуж.

Как видеоанкета изменила не одну жизнь

Мы с Денисом решили, что хотим еще детей: и кровных, и приемных, и начали поиски. Мы смотрели видеоанкеты на сайте «Измени одну жизнь», искали ребенка младше Маши.

Видеоанкеты имеют огромное преимущество: ты видишь ребенка, представляешь себя рядом с ним, понимаешь, что ты можешь ему дать, можешь ли ты быть его родителем.

Чтобы рассказать вам о том, как сотрудники фонда снимают видеоанкеты ребят из детских домов, мы подготовили лонгрид Как мы создаем видеоанкеты

Нам очень понравился Сережа, которому было 2,5 года, но одного диагноза мы очень испугались. Независимо друг от друга мы с мужем стали изучать этот диагноз и поняли, что с ним вполне можно жить. Тогда мы позвонили в Оренбургскую область, где жил Сережа, и сказали, что едем.

Сотрудники местной опеки оказались очень приветливыми, помогли нам найти гостиницу и трансфер из аэропорта. Сережа во время знакомства был настороженным и напряженным, и это сохранялось долгое время.  Но сомнений у нас не было, мы просто забрали Сережу и уехали в Москву.

Первое время сын проверял нас на наличие сильных реакций. Он трогал розетки — все ахали, залезал на подоконник — все охали. Малыш сразу оказался самым маленьким из детей, все завертелось вокруг него и вертится до сих пор.

Но Сережа и самый травмированный из наших детей, ведь он находился в системе с рождения, травму брошенности ему пришлось пережить там одному.

Читать также — Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Ограничения по его диагнозу заключаются только в том, что ему не рекомендуется профессиональный спорт и резкие смены климата. Сначала он был на сложной терапии, и лекарства надо было принимать каждый день, а анализы сдавать каждый месяц.  Прошло время, и теперь анализы мы сдаем лишь раз в полгода.

Знакомство с Сережей.

Травму брошенности мы прорабатывали с психологом. Он посоветовал нам с мужем чаще быть только родителями Сережи.

Читать также — Как получить консультацию психолога фонда «Измени одну жизнь»

Мы и раньше старались уделять индивидуальное время каждому из детей, но после общения с психологом стали делать это более осознанно, а Сереже уделять больше всего времени.

«Конечно же, это наши дети»


Через два года мы переехали в большую квартиру и поняли, что можем взять еще детей. Мы опять собрали все документы, зашли на сайт смотреть анкеты, и мне снова не хотелось выбирать.

Летим с Дашей домой.

Я просто стала смотреть детей из Самары. Почему именно этот город? Был день рождения у подруги, она из Самары. Вот так появился город для поиска.

В Самаре я нашла брата с сестрой: трехлетнего Пашу и двухлетнюю Дашу. У Паши оказался такой же диагноз, как и у Сережи, но нас это уже нисколько не смутило.

«Конечно же, это наши дети», — сказали мы и поехали знакомиться. Мы очень хотели взять их перед Новым годом, опека изо всех сил шла нам на встречу, и нам это удалось. 30 декабря мы все вместе уже были дома.

«Когда они домой-то поедут?»

У нас часто гостят дети родственников и друзей, поэтому наши сыновья и дочки привыкли, что дома все время «живет кто-то новый». Когда появились Паша с Дашей, Сережа сначала очень им обрадовался, но в определенный момент начал спрашивать: «Когда они домой-то поедут?» Пришлось объяснить ему, что это навсегда.

В последующие полгода с Сережей было сложно: он как будто откатился назад в своем развитии. Но мы понимали, что происходит, и именно в это время стали уделять ему больше времени.

Даша и Паша встретились с приемными родителями в конце декабря. А чтобы они успели встретить Новый год уже в семье, старались и сотрудники опеки, и мама с папой. 

Точно так же стали вести себя старшие дети: они оставались рядом с Сережкой в сложные моменты и старались помочь ему в эмоционально насыщенных ситуациях.

Нас стало девять

Расстройство привязанности, которое было у Паши и Даши, провоцировало свои сложности. Сначала они могли сказать: «Мы не хотим идти с вами, мы хотим идти вот с этим дядей». Сейчас они у нас полтора года, и такие ситуации изредка повторяются до сих пор.

Даша боялась идти на руки к мужу и мальчикам, но это быстро прошло, когда она поняла, что они хорошие и могут долго носить ее. Сейчас она уже называет себя «папиной булочкой».

Паше с Дашей Сережа сначала обрадовался, но потом спросил: «Когда они домой-то поедут?»

Ну и чтобы нам совсем точно не было скучно —  у нас (по семейным обстоятельствам + карантин) последние полгода гостят мои племянницы. Нас девять. Казалось бы, ужас-ужас-ужас. Однако, если все спланировать, то с таким количеством детей можно справиться.

Читать также — Как получить консультацию психолога фонда «Измени одну жизнь»

У старших детей есть календарь обязанностей: они по очереди гуляют с собакой, ухаживают за кошками, регулярно сами убирают в своей комнате, помогают накрывать на стол, убирать дом. В учебное время старшие встают самостоятельно и завтракают с мужем.

Муж работает удаленно и может позволить себе организовать для них завтрак. Благодаря этому утро я оставляла для себя, и это позволяет мне меньше уставать. Потом все идут по школам и садам.

Старший сын Натальи окончил школу. На празднике была вся семья.

Во время карантина их обучением занималась полностью я. Дети не спят днем, но уже в 7 вечера младшие должны лежать в кроватях. В это время мы можем погулять со старшими или поиграть с ними в настольные игры.

Главный ресурс — это чувство юмора и сами дети

Меня очень поддерживает и то, что у меня и у нас с мужем есть свое время. Иногда мы можем позволить себе уехать на выходные (выручают тетушки и бабушки) или проводить вдвоем вечера.

Но чуть ли не самый главный ресурс — это чувство юмора и сами дети — веселые и смешные. Мы много смеемся. А иначе и не справиться. В особо тяжелых ситуациях мы стараемся руководствоваться простым принципом: когда нет разницы смеяться или плакать, лучше смеяться.

Дом большой, и нам всем вполне комфортно

Я никогда не могла себе представить, что у меня будет такая большая семья, хотя я ее хотела. Если бы мне еще год назад сказали, что у меня будет семеро детей, я бы не поверила, но сложилась такая ситуация, когда ты просто не можешь не взять.

Большая семья – это труд, но это и ресурс. В какой-то момент самоизоляции мы решили уехать на дачу в Подмосковье. Туда же приехал брат со своей семьей и родители. Дом большой, и нам всем вполне комфортно.

Но еще приятнее видеть, что кто-то еще любит моих детей и дает им внимание и заботу.

Все фото — из семейного архива Натальи Алябьевой.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

2 комментария
  • Ольга

    Спасибо за статью! Мотивирует) Пишите пожалуйста ещё — ваш опыт многим поможет.
    Понимаю, что не все факты хочется освещать, но интересно было бы узнать про диагноз, которого не надо боятся.
    Предложение к организаторам — создайте пожалуйста блог, где мамы смогут рассказать, пусть инкогнито, как они справлялись с диагнозами и озвучивают их.
    Нам, ищущим, это будет очень полезно!

    3 августа 2020
    • Иоланта Качаева

      Ольга, спасибо вам большое за предложение. Мы стараемся как можно больше давать информации для кандидатов, и ваш комментарий поможет нам как можно более полно освещать все вопросы семейного устройства.

      5 августа 2020