10 лет назад фонд «Измени одну жизнь» начал снимать видеоанкеты, которые помогают тысячам детей найти семьи

Мы побеседовали с главным специалистом Управления образования и науки Липецкой области Еленой Соколовой. Она вспоминает, как в 2012-м году в регионе фонд стал создавать ролики детей-сирот.

Одну из первых видеоанкет Елена Соколова показала кандидату в приемные родители Елене Чудиновой, и тем самым помогла ей найти свою будущую дочку Варю.

Историю Елены Чудиновой и Вари можно прочесть здесь — «Видеоанкета фонда «Измени одну жизнь» помогла мне выбрать именно Варю»

К Управлению, в котором с 2007 года работает Елена Соколова, относятся опека и региональный банк данных. Елена отвечает за банк данных, занимается внесением сведений, работой с ним, устройством детей в семьи, а также статистической отчетностью различного плана.

— Елена, расскажите, какой была ситуация с устройством детей в семьи в регионе в 2012 году?

— Детей на тот момент в банке данных было гораздо больше, чем сейчас. Для сравнения — сейчас их 206, а 10 лет назад было больше тысячи. Если сейчас по Липецкой области восемь организаций для детей-сирот, то тогда их было 20.

Цифры за 10 лет уменьшились по нескольким причинам. Во-первых, снижается детское население в целом. В частности, становится меньше детей, которые относятся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Вероятно, это связано с тем, что возрастает уровень жизни населения, и с тем, что органы системы профилактики работу с неблагополучными семьями. Приятно видеть, что их деятельность дает результат.

Однако в связи с пандемией детей по смерти родителей выявилось гораздо больше, чем по причине лишения родительских прав или их ограничения.

— Как вы и ваши коллеги отнеслись к тому, что 10 лет назад фонд «Измени одну жизнь» начал снимать видеоанкеты в области?

— 10 лет назад мы сотрудничали с двумя благотворительными фондами. Важной особенностью деятельности фонда «Измени одну жизнь» было создание видеоанкет, небольших фильмов о детях. Мы были очень рады, когда фонд проявил эту инициативу и выпустил первые ролики.

Фонду «Измени одну жизнь» исполняется 10 лет. Наша миссия — помочь детям найти семью и больше ее не терять. Всего за 10 лет команда фонда создала видеоанкеты для более чем 62 тысяч детей. Свыше 23 тысяч из этих ребят смогли найти новых родителей.

На фото мы видим просто статичное изображение ребенка, на видео можно было увидеть малыша или подростка в движении. Это  словно маленький кусочек из его реальной жизни!

Фото бывает очень обманчиво. У меня несколько раз бывало, что вижу ребенка на фото, потом приезжаю в детский дом и не узнаю его, так как в реальной жизни он выглядит совсем по-другому.

База видеоанкет: часто задаваемые вопросы

Видео помогает сформировать максимально полное мнение о ребенке.

— Как вы познакомились с будущими приемными родителями Вари?

Я помню, как Елена Вячеславовна Чудинова, будущий опекун Вари, пришла к нам с заключением органа опеки и попечительства на руках. У нее было желание взять на воспитание маленькую девочку. Но таких детей в базе было мало, поэтому мы стали смотреть более взрослых и нашли 11-летнюю Варю.

В то время в семью гораздо реже брали детей школьного возраста. Как тогда, так и сейчас кандидаты стараются найти ребенка о 0 до 5 лет, чтобы понянчиться с ними, подготовить их к более успешному обучению в школе.

— Чем запомнилась Варя? Как помогла ей видеоанкета?

— Мы стали просматривать банк данных, чтобы найти девочку именно школьного возраста. Посмотрев всех детей, мы остановили свой выбор на Варе.

Это была красивая девочка 11 лет, блондинка с голубыми глазами, а в то время, на мой взгляд, для людей эти внешние данные играли большее значение, чем сейчас.

Варя находилась в детском доме поселка Добринка. Но на тот момент благодаря фонду «Измени одну жизнь» была возможность увидеть девочку не просто на фото, а на видео, что помогло будущей приемной маме узнать о ней больше.

Как мы создаем видеоанкеты

Мы проработали с Еленой Вячеславовной всю информацию, и она дала согласие встретиться с Варей и поехала к ней в Добринку.

Насколько я помню, Елена Вячеславовна не сразу, не после первого знакомства дала согласие на опеку. Какое-то время они с Варей общались, ее брали домой на каникулы. На мой взгляд, это очень правильно. Я всегда советую кандидатам в опекуны сначала присмотреться к ребенку, прежде чем давать окончательный ответ, чтобы избежать возвратов и вторичного сиротства.

Когда я являюсь виновником устройства ребенка в семью, я стараюсь созваниваться с кандидатами, чтобы услышать их впечатления после первой встречи, как все прошло, как сложились отношения с ребенком.

Когда Елена Вячеславовна уже оформила опеку и приняла Варю в семью, я спросила у нее, как дела. Она ответила, что несмотря на сложности первой притирки, дела шли хорошо. Варя стала наводить свои порядки в семье, ведет себя как хозяйка.

— У вас есть какие-то маркеры, которые позволяют вам определить, стоит или нет ребенку идти в ту или иную семью?

Елена Соколова говорит, что самое сложное в ее работе — человеческий фактор.

— Лично я не участвую в принятии решений о взятии ребенка в семью, этим занимаются органы опеки на местах.

Но пока я принимаю документы, вношу все сведения в базу данных, я общаюсь с родителями. Бывает, что я мысленно соотношу пришедших ко мне родителей с теми детьми, которые есть в банке данных.

И были такие моменты, когда я видела, что тому или иному ребенку, возможно, было бы хорошо с этими родителями. Конечно же, я его им предлагала.

Так было и с Варей. Это происходит интуитивно, и мне сложно выделить критерии, которыми я руководствуюсь.

— Какие кандидаты вызывают у вас опасения?

— Сначала люди приходят ко мне, я беру у них документы, заношу данные в базу. В процессе я общаюсь с местными органами опеки, которые выдавали заключение, и спрашиваю у них мнение об этом человеке, чтобы составить полное представление.

Настораживают кандидаты, которые обнаруживают меркантильные интересы. Они обычно сразу начинают задавать вопросы о том, сколько денег они будут получать, когда возьмут ребенка. Это происходит и в местной опеке, и у меня.

В таких случаях представители местной опеки подтверждают мои опасения в том, что этот человек пришел не отдать свою любовь и внимание, чтобы воспитать ребенка, а преследует свои личные цели.

А бывает, что приходят кандидаты, которые сразу располагают к себе, особенно семейные пары. Это люди с открытой душой. Они только заходят, и сразу видно, что ради детей они готовы на все.

Поговоришь с ними и видишь, что это очень достойные кандидаты, у них огромное желание взять ребенка в семью, и хочется сразу им помогать.

Тогда мы идем и ищем им ребенка, когда находим, и все устраивается, тогда выдыхаем.

— В чем сложность вашей работы сейчас?

— Сейчас люди стали очень сложные. Все очень напряженные, уже даже по телефону.

Я стараюсь с ними внимательно разговаривать, объяснять, потом начинаю чувствовать, что напряжение спадает. Так что, наверное, самое сложное – это человеческий фактор.

Жизнь сейчас всех закрутила. При этом детей стало гораздо меньше, и нет того количества и возраста детей, которых все ищут.

Со времен Вари пакет документов остался тот же, только справок поубавилось. ШПР стала обязательной и люди стали более подготовленные.

4 признака хорошей ШПР

А до 2012 года обучение в ШПР было по желанию. Конечно же, это повлияло на качество кандидатов, так как некоторые даже стали отсеиваться еще на этапе ШПР. Они понимают, что не по ним эта ноша.

— Что бы вы посоветовали будущим приемным родителям?

— Желаю любви и терпения! Если вы встали на этот путь, идите до конца.

Желаю, чтобы та любовь, которую вы дарите приемным детям, потом вам вернулась. Ведь в моей практике бывает, что детей доводят до 18-летия, а потом они становятся врагами, не хотят друг друга видеть и слышать. Вот что страшно…

Хотелось бы, чтобы замещающие семьи оставались настоящими кровными семьями для приемных детей на всю жизнь, чтобы и после 18-летия они продолжали общаться с детьми, так как это делают Варя с Еленой Вячеславовной Чудиновой.

Фото — из личного архива Елены Соколовой.

Это интервью до юбилея фонда записала наша автор Марина Глазкова. Молодая, яркая, храбрая, умная и красивая женщина, она боролась с тяжелым заболеванием, но в этой борьбе победить не смогла.

Это интервью — наша светлая память о Марине.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!