Людмила Гимранова и ее муж Кирилл из Волгограда взяли в семью трехлетнего Лешу, мальчика с 5 группой здоровья. Молодым приемным родителям помогла видеоанкета, созданная фондом «Измени одну жизнь»
Три года прожил Леша в доме ребенка. И вот вместе с родителями он уезжает домой, в семью.
В ролике будущие папа и мама увидели, что мальчик сможет обслуживать себя самостоятельно, и они готовы его этому научить. А еще родители приобрели сыну сухой бассейн с шариками – такой же, как в видеоанкете. И Леша оценил этот подарок, который помог мальчику быстрее обжиться в новой обстановке.
Людмила рассказала, как появилась идея стать замещающей семьей, как и кто им с мужем в этом помог, как они с сыном пережили непростую адаптацию, чем руководствуются в решении различных вопросов и что могут посоветовать будущим приемным родителям.
О пути к приемному родительству
Мне 21 год, я учусь на педагога-психолога, работаю репетитором по русскому языку. Идея о приемном ребенке появилась еще в детстве. Я даже помню, как в достаточно юном возрасте (7-8 лет) играла в куклы с сюжетом детского дома. В игре, конечно, у меня всегда было все прекрасно, и все дети оказывались в семье. Думаю, на это повлияло СМИ, какие-то новости, передачи, потому что в моем детстве у меня в семье никто особенно не говорил о приемных детях.
Кадр из видеоанкеты Леши, созданной фондом «Измени одну жизнь».
С возрастом эта мысль укреплялась и росла, и в 12-14 лет я была уверена в том, что когда-нибудь стану приемным родителем. Конечно, сложно говорить о том, насколько это была обдуманная мысль, ведь в детстве и подростковом возрасте всегда есть различные рвения, и далеко не все осуществляются в более старшем возрасте.
Многое о детях, проживающих в детский домах, я узнавала от мамы. Дело в том, что мою маму тоже интересовала тема приемных детей, в будущем они с папой планируют принять ребенка в семью. Мама подписывалась в социальных сетях на действующих приемных родителей и также искала информацию в интервью и статьях.
Именно она рассказала мне о яктации, адаптации и многом другом, мы часто разговаривали с ней на эту тему. А дальше я начала изучать информацию самостоятельно. Смотрела видеолекции благотворительных фондов и психолога Людмилы Петрановской.
О разговоре с мужем и родственниками
Самое сложное — разговор с мужем. Я знала, что существует множество мифов о приемных детях, и многие люди, не изучающие тему, верят в них, от этого появляется предвзятое отношение к таким ребятам.
Читать также — Стоит ли уговаривать мужа усыновить ребенка: три мнения
Я не знала, какое мнение у мужа, «на берегу» эта тема не обговаривалась. Было очень страшно, конечно, в голове были самые худшие исходы. И я очень сильно была удивлена, когда он сказал, что не против принять ребенка в семью.
И после я все больше удивлялась, когда не получала негативной реакции от родственников мужа, друзей. Как будто магия какая-то.
Поддержка была колоссальная. Естественно, были люди, которые говорили что-то вроде: «А вы уверены, что справитесь?», «Мы вас не осуждаем, но лучше родить своих», но таких людей было минимальное количество.
О поисках сына
Поиски ребенка не были чем-то сложным. Перед тем, как записаться в ШПР, я зашла в федеральный банк данных, чтобы ознакомиться с анкетами детей, и увидела там Лешу. Сразу обратила на него внимание, посмотрела анкету, а также видеоанкету, созданную фондом «Измени одну жизнь», посмотрела еще несколько анкет, и вышла.
Таким Леша был на встрече с будущими родителями в доме ребенка.
База видеоанкет: часто задаваемые вопросы
После, когда возвращалась в ФБД — смотрела на него, и каждый раз с большим желанием и любовью, показывала видео мужу, и мы вместе смотрели.
Конечно, большой вопрос был со здоровьем: 5 группа, инвалидность. Основной диагноз: неуточненные поражения мозга, из-за этого ДЦП, также органическое расстройство личности, низкорослость, врожденные деформации стоп.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Как? Что? Справимся ли мы? Большая часть вопросов закрылась заработком супруга, мы знали, что у нас есть средства на реабилитацию, платных врачей и многое другое.
Но самый главный вопрос был в диагнозах. Для нас было очень важно, чтобы у ребенка была возможность овладеть навыками самообслуживания хотя бы на минимальном уровне, чтобы в будущем у него была возможность жить без родителей.
О том, как помогла видеоанкета
Видеоанкета стала для нас спасением во всех аспектах. Фотография анкеты, если честно, вообще ничего не дает. Да, можно увидеть лицо ребенка, цвет глаз и другие внешние признаки, и иногда увидеть явные диагнозы ребенка.
Родители купили для Леши сухой бассейн, похожий они увидели в его видеоанкете.
Благодаря видеоанкете мы смогли больше узнать о нем. Например, о том, что какие-то навыки самообслуживания присутствуют, и предположили, что у Леши проблемы с координацией. Так, собственно, и оказалось.
Также видеоанкета очень грела душу. Мы с мужем часто смотрели ее. Мы хотим поблагодарить всех людей, благодаря которым было снято видео.
О первой встрече
Первая встреча была и волнительной, и скомканной. Лешу привели в кабинет, в котором мы были, попросили рассказать стишок. Он не был заинтересован (оно и понятно), все хотел поскорее уйти играть.
Читать также — Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки
Мы немного поиграли с мыльными пузырями и набором животных, которые принесли на первую встречу. Пузыри ему очень понравились. Позже нам разрешили провести с ним время на улице, там он уже был более свободным, катался на машине, хотел сам надувать пузыри. Мы были очень взволнованы и рады.
Сотрудники дома ребенка подробно ознакомили нас с диагнозами, рассказали, какие трудности у него есть, настоятельно рекомендовали подумать.
Воспитатели сначала с осторожностью к нам относились, говорили, что с Лешей очень сложно, что он не ест сам, не одевается, часто качается, многим не интересуется. Пару раз была фраза о том, что никто на нас не посмотрит косо, если мы напишем отказ после знакомства, все всё понимают, ребенок непростой. Но по видеонакете было видно, как он надевает ботинок, так что мы были уверены в том, что навыки самообслуживания — работа, возможности у Леши были.
Мы понимаем, что воспитатели проводят профилактику вторичного сиротства как могут. Но в моменте было очень неприятное ощущение.
Согласие мы подписали в первый же день. При дальнейших посещениях нас уже ждали, говорили Леше, что к нему пришли родители.
Потом даже был разговор с психологом, она сказала, что очень рада, что мы пришли за Лешкой, к нему 3 года никто не ходил, а если и интересовались, то после диагнозов отказывались. Также нам оставили телефон, чтобы мы звонили, если потребуется поддержка.
О первых днях дома
Самое первое, на что Леша обратил внимание, был бассейн с шарами. Опять же, по видеоанкете мы увидели, что в доме ребенка он есть, и Леше, вероятно, нравится в нем проводить время, поэтому приобрели его. Мне кажется, это помогло ему адаптироваться в новом месте, было хоть что-то знакомое.
Леша дома в первую неделю.
С родственниками знакомился постепенно. Мы с мужем старались сделать все максимально комфортно для Леши: спрашивали, хочет ли он поздороваться, попрощаться, обняться. Сейчас он очень радуется, когда мы едем в гости к родителям супруга или звоним моим родителям по видеосвязи.
В первые дни было очень много стресса, мне кажется, тревогу у него вызывало все, он очень много сидел и качался. Первую ночь он совсем не спал, было очень сложно физически.
На следующий день был его день рождения, планировалось посещение детского центра. Я очень переживала: хватит ли у сына сил на все, не устанет ли он, стоит ли ехать или лучше отказаться сейчас и т.д.
Но он был очень активен, видимо, адреналина было слишком много. После посещения батутов он уснул днем, после вечером и далее спал по расписанию, режим восстановился, чему мы были очень рады.
Об адаптации
Вообще, адаптация была самым главным вопросом для меня. Я пыталась узнать о ней отовсюду, читала интервью действующих приемных родителей, смотрела видео-лекции, читала книги Людмилы Петрановской, но мне было недостаточно. Все казалось, что информации мало, хотя впоследствии оказалось, что я готова практически ко всему.
Никакого медового месяца у родителей и сына не было, говорит Людмила.
Я сразу думала о сложных сценариях, например, агрессии, аутоагрессии, размышляла, что буду делать в этих случаях. Это мне помогало, я чувствовала себя более подготовленной.
Всей найденной информацией я делилась с мужем, мы вместе рассуждали, что можно будет сделать в той или иной ситуации.
Мы обучались в ШПР ИРСУ в онлайн-формате. Да, в офлайн формате обучаться лучше, но, если выбирать между региональной ШПР и ШПР ИРСУ, нужно останавливаться на втором.
Я не хочу оскорбить региональные школы приемных родителей, но знаю, что есть люди, которые обучались в ШПР своего города, а позже приходили обучаться заново, потому что информации и знаний было недостаточно. А проходить ШПР «для галочки» нам, конечно, не хотелось.
На обучении нас предупредили обо всем, мы разбирали различные виды привязанностей, адаптацию и поведение малышей и подростков, погружались в чувства и эмоции приемных детей.
Об агрессии и аутоагрессии
Я до сих пор не могу понять, была ли адаптация тяжелой, сложной или нет, она все еще проходит, но острая фаза уже завершилась. Никакого медового месяца не было.
У сына меньше, чем через неделю начала проявляться агрессия и аутоагрессия: он бил нас, кусал, бил себя, кидал в стену посуду во время еды или после, ломал игрушки, горшок. Самым неожиданным для меня всегда была аутоагрессия. Страшнее, чем агрессия, потому что, когда ребенок хочет ударить или укусить — это видно, можно его остановить, обнять, предотвратить процесс.
А вот с аутоагрессией заранее у нас никак не получалось справиться. Проявлялось это следующим образом. Например, сыну нужно раздеться после прогулки, он расстегивает ботинки, начинает их снимать, все спокойно, и буквально через секунду он начинает биться головой об пол, а после истошно кричать. Это могло произойти в любой момент, например, за приемом пищи или игрой, когда этого совсем не ожидаешь.
В моменты истерик я обнимала Лешу, разговаривала с ним, это могло длиться до нескольких часов. В моменты, так скажем, более спокойной агрессии, когда он кусался или хотел ударить меня или мужа, мы ловили руки и перенаправляли его злость на неодушевленные предметы, говорили, что людей и животных бить нельзя, а, например, подушку, одеяло — можно, потому что им не больно.
Мы не запрещали сыну злиться, не говорили, что это плохо, что так нельзя, но старались показать ему, что можно выражать свои эмоции без вреда для окружающих.
Сейчас, когда я вспоминаю острую адаптацию, мне кажется, что она была не из легких. Но в тот момент я воспринимала это как норму, скорее всего, потому что изначально читала про самые сложные адаптации. Также в этот период помогала поддержка супруга, мы много разговаривали обо всем, помогали друг другу справиться с эмоциями, это очень важно для приемных родителей.
На данный момент от всех предыдущих проявлений практически не осталось следа.
О способностях сына
Леша очень способный ребенок. Естественно, в основном его способности проявляются, когда он сам чего-то хочет.
Леша очень любит игрушки, направленные на тактильные ощущения.
Он пытается найти пути решения, иногда хитрит, чтобы получить желаемое. Если он не хочет что-то делать, с этим, конечно сложнее, но мы всегда пытаемся заинтересовать его, превратить все в игру и так далее.
Он очень любит игрушки, направленные на тактильные ощущения. Также сыну очень нравится трогать предметы различной температуры и определять, холодные они, горячие или комнатной температуры.
Он с удовольствием раскрашивает пальцами, разминает пластилин, очень любит воду.
А еще Леша очень любит музыку, и каждый вечер он с папой слушает классические произведения. Музыку он находит везде: в магазинах, на улице, если проезжают машины и в них играют песни, всегда останавливается и прислушивается. Сын пока не интересуется игрой, но стараемся обучать его этому.
О том, когда я почувствовала себя мамой
С момента, как мы взяли Лешу в семью, прошло 4,5 месяца. Но уже на первых встречах я ощутила себя его мамой. Когда мы с супругом приезжали на посещение, воспитатели видели нас, говорили Леше, что мы к нему приехали, и он сразу вскакивал и бежал к нам с криками «мама» или «папа».
О кровных родственниках Леши
О кровной семье мы знаем не так много, нам известно следующее: у Леши есть старший брат или старшая сестра.
Леша ребенок из двойни, мальчики родились недоношенными, были оставлены кровной мамой в роддоме. Брат, к сожалению, не выжил, а Леша через 3 месяца попал в дом ребенка, в котором жил до знакомства с нами.
Связи и общения с кровными родственниками у нас нет, как и информации о них. В доме ребенка сказали, что о кровной маме знают только то, что она живет в Волгограде.
Читать также — Травма потери в младенчестве: что внутри?
В свидетельстве о рождении в графе кровного папы стоит прочерк. Но я иногда рассказываю Леше сказку о его жизни до того, как он стал жить с нами.
Про кровную маму, конечно, тоже говорю, рассказываю, что у него две мамы, но он пока в этом не заинтересован.
Позже, если он захочет найти кровных родственников и общаться с ними, не будем препятствовать, наоборот, будем помогать в поисках и реализации встреч.
Советы будущим приемным родителям
Даже если кажется, что адаптация длится уже бесконечно, что она никогда не закончится, она закончится. У вас все получится.
1. Я думаю, что очень важно — читать и узнавать. Всегда лучше ознакомиться со всем заранее, чем оказаться потом перед фактом, да еще и неподготовленным.
Читайте, смотрите лекции, изучайте. Это поможет как в дальнейшей жизни с вашим ребенком, так и на этапе подготовки: вы будете чувствовать себя более уверенными.
2. Еще один важный фактор — поддержка. От семьи, друзей. В нашем случае она была, но я прекрасно понимаю, что не все обладают такой, можно даже сказать, «роскошью».
Самое главное — не отчаиваться, если нет поддержки от родителей или друзей. Это очень важные люди, но они не единственные в мире, ищите единомышленников, обращайтесь за профессиональной помощью к психологам, которые работают с приемными семьями.
3. Очень важно не закрываться. И, наверное, важно будет здесь отметить, что родственники или друзья, которые не поддерживают вас, делают это, скорее всего, из-за страха.
Многие люди боятся приемных детей как раз из-за мифов в этой теме. Поэтому решением также могут быть разговоры с ними, если, конечно, они хотя бы в какой-то степени открыты для этого.
На своем примере хочу подчеркнуть, что те единицы друзей или знакомых, которые сначала скептически относились к нашему решению, сейчас приходят к нам в гости, играют с Лешкой, приглашают нас к себе в гости.
5. Не забывайте заботиться о себе, радовать себя, тогда у вас будет больше сил на общение с ребенком и на решение трудных ситуаций.
6. И самое-самое главное об адаптации. Она пройдет. Даже если кажется, что это длится уже бесконечно, что она никогда не закончится. Она закончится. У вас все получится.
Фото — из архива Гимрановых и freepik.com
Дизайн — Наталья Лунькова.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Надуло ветром
Ооо, как все это знакомо. Чуть больше 2х месяцев дома, с диагнозами тоже все схоже, и адаптация приблизительно в той же форме. Агрессия, аутоагрессия, яктации… Но это уже другой ребенок, не тот ёжик, который приехал 2 месяца назад. Он помогает младшему, обнимается со старшими, дале салат уже маме сделал ;)
Олеся
Спасибо за вашу историю, действительно очень хочется знать как можно больше про адаптацию и вообще, спасибо за советы! Всего вам наилучшего!
Лена
Вы — герои.
Анастасия
Спасибо за искренний рассказ о вашем сыне! Да, у вас довольно тяжёлая адаптация получилась именно у ребёнка! А как родители вы его сразу оба приняли хорошо или тоже был процесс?
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.