Три фото маленьких мальчишек, три списка диагнозов… Как сделать выбор?
«Во время просмотра фильма «Блеф, или С Новым годом!» пришел с работы муж. Увидел меня зареванную, спросил, в чем дело. Я объяснила, что фильм смотрю. Он посмотрел со мной небольшой отрывок. «Мы ведь тоже могли бы», — начала я. И муж не стал спорить», — рассказывает Евгения Лапирова-Скобло. Родив троих детей, она взяла в семью малыша из системы.
О том, как жила и угасала надежда на то, что приемный сын догонит сверстников в развитии, о том, как супруги полностью приняли ребенка со всеми его особенностями, Евгения рассказывает в своем блоге в Инстаграме @lapirovaskoblo и в интервью фонду «Измени одну жизнь».
Кровные дети Евгении ждали Степу и сразу приняли его в свою веселую кампанию.
«А что, так вообще можно?!»
Когда-то в юности я представляла: двоих рожу, двоих усыновлю. Потом вышла замуж, родились дети, было много трудностей, финансовых и житейских, и много лет я не могла вернуться к этому вопросу. Все это время я видела в соцсетях анкеты детей-сирот, сердце щемило, но серьезных шагов я не рассматривала.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
Такая круговерть была: дети, работа, постоянно болеющие мама и свекровь. Когда родилась дочка, наш третий ребенок, мне казалось, что усыновление для нас вообще невозможно. Я думала, что семье со средним доходом и тремя детьми приемного ребенка просто никто не даст.
И вот однажды я случайно увидела в Инстаграме аккаунт приемной мамы, у которой было трое кровных детей и приемная дочка. Меня это потрясло. Мысль была одна: «А что, так вообще можно?!»
Именно знакомство с этим аккаунтом, как принято говорить, разделило мою жизнь на «до» и «после». Я поняла, что, оказывается, все возможно! И мы бы тоже так могли… Так я погрузилась в тему приемного родительства.
Боялась навредить кровным детям
Оказалось, что многодетных семей с приемными детьми в соцсетях немало, и они составили на тот момент основную массу моих подписок. Я изучала их истории, опыт, задавала вопросы.
Каждый раз, находясь под впечатлением от новой истории, я делилась с мужем. Он слушал и сопереживал. Но предложить ему напрямую усыновить ребенка я не решалась. Наверное, я тогда сама еще испытывала сильный страх.
Поначалу Евгения боялась предложить мужу усыновить ребенка. На фото — Степа встречает свой первый день рождения — 1 год — в семье.
Больше всего я боялась навредить кровным детям. А вдруг психиатрия? Или проблемы со здоровьем, и мне придется много заниматься приемным ребенком и забросить остальных детей?
Читать также — «Ах, если б снова все начать!» Ошибки приемных родителей. Про кровных детей
И еще я боялась не справиться. Понимая, что дети из системы, как правило, непростые, а у меня нет помощников, я боялась, что меня физически не хватит на всех.
Я читала книги на эту тему, смотрела фильмы, которые обычно рекомендуют кандидатам. Одним из таких фильмов был «Блеф, или С Новым годом!» Упоминания о нем я встречала у многих приемных мам, но долгое время я не решалась его посмотреть. Я уже заранее знала, что он сильно подействует на меня, и что, возможно, после него мне станет трудно жить по-прежнему.
Изменить жизнь хотя бы одного ребенка
Когда желание вытащить из этой чудовищной системы хотя бы одного человека стало сильнее моих страхов, когда я поняла, что тема приемного родительства просто так меня не отпустит, я решилась посмотреть этот фильм. Это был осознанный шаг, я верила, что фильм придаст мне решимости действовать в выбранном направлении, и не могла тогда предположить, что роль этого фильма окажется куда больше.
Снятый без пафоса, без красивых фраз и оттого еще более сильный, «Блеф» меня потряс. Почти весь фильм я рыдала и после плакала три дня.
Я выходила на улицу с детьми, видела малышей на детской площадке, вспоминала тех малышей из кинокадра, как они стоят на крылечке, готовясь выйти гулять, начинала плакать и не могла остановиться.
Тогда я поняла, что назад дороги нет, и если я не заберу оттуда хотя бы одного ребенка, я просто не смогу спокойно жить. Конечно, нельзя изменить систему и не получится помочь многим, но если удастся изменить жизнь хотя бы одного ребенка, то становится хоть немного легче и можно как-то жить дальше.
«Мы ведь тоже могли бы»
Во время просмотра фильма «Блеф» пришел с работы муж. Увидел меня зареванную, он спросил, в чем дело. Я объяснила, что фильм смотрю. Он посмотрел со мной небольшой отрывок уже ближе к концу и все понял.
«Мы ведь тоже могли бы», — начала я, и он не стал спорить, сказал только, что не сейчас, а немного позже. Нашей младшей дочке тогда был год. У нее были проблемы с почками, и нас ждала серьезная операция.
Находясь в больнице с дочкой, выхаживая ее после операции сутки напролет, я постоянно думала о том, как дети без родителей проживают все это. Как только мы выписались из больницы, муж записался в ШПР. Он пошел учиться первым, потому что я не могла оставить детей. Чуть позже я записалась в дистанционную школу.
Даже когда мы учились, мы никому об этом не рассказывали. Наших мам уже не было в живых, других близких родственников у нас нет. Рассказали о нашем намерении только детям, и они восприняли эту новость радостно.
С детьми намного проще, чем со взрослыми. В их головах нет многочисленных страхов, предубеждений. Для них все дети – просто дети, и не имеет значения, появились они из маминого живота или их родила какая-то другая женщина.
«Начнем с самого маленького»
В середине апреля 2018 года мы получили заключение о возможности быть усыновителями. А в конце мая наш младший сын уже был дома.
Младшей дочке Евгении Степа сразу понравился.
Он был первым и единственным ребенком, с которым мы познакомились. Мы приехали к региональному оператору по Москве, и нам предложили троих малышей (в возрасте четырех месяцев, одного года и двух лет). Я растерялась.
Три фото маленьких мальчишек, три списка диагнозов… Как сделать выбор? И тогда муж сказал: «Начнем с самого маленького». Это и определило нашу и Степкину судьбу.
«А, Степа! Вот он, справа»
Когда мы шли знакомиться со Степой, я очень сильно волновалась. Нас проводили сразу к директору, и он зачитал нам выдержки из медкарты. А потом мы пошли на улицу, где нянечка качала коляску для двойняшек. В ней спали два мальчика, как оказалось, одного возраста, а на вид – с разницей в пару месяцев.
Читать также — Первая встреча с ребенком
«А, Степа! Вот он, справа» — нянечка указала на того, кто поменьше. Она очень трогательно сватала нам Степу, говорила, какой он спокойный, что умеет улыбаться и поворачиваться на бок. Потом мы все (муж, я, директор и воспитательница) минут десять постояли над спящими малышами и разошлись, потому что дети уснули недавно, и ждать их пробуждения было очень долго.
Вот такая первая встреча! Какие были впечатления? Маленький, аккуратненький спящий малышочек. Все.
«Какой хорошенький! Возьмем его домой?»
Мы приехали на следующий день, узнав заранее режим детей. Нам выдали Степу на час и отправили нас гулять. Помню, как мне передали его в руки, держа под животик, спиной к себе.
Я носила его на руках, качала в коляске, рассматривала его, нюхала. С нами была наша младшая дочка (ей тогда было 2,5 года), она бегала вокруг и тараторила: «Какой хорошенький! Возьмем его домой?»
Что я чувствовала? Приятно держать на руках малыша. Я вообще люблю малышей. Что, ну что еще можно было понять? К внешности у нас требований не было вообще. Как по мне, ни один грудничок не может вызывать неприятных чувств.
Про характер ничего понять было невозможно, потому что Степа особо ни на что не реагировал, не улыбался, казалось, был абсолютно безразличен к окружающему миру. Почему-то нас это сильно не насторожило. Мы понимали, что ребенок не развит на свой возраст и очень пассивен, но списали это депривацию.
Забрали домой через неделю после знакомства
Что касается диагнозов, то все выглядело не страшно, вторая группа здоровья. Была мысль провести обследование, и сотрудники домика готовы были всячески этому содействовать, но мы решили этого не делать.
Взять Степу в семью супруги решили после второй встречи с ним.
Если честно, я боялась узнать что-то такое, из-за чего разумным стало бы написать отказ. Это звучит странно, конечно, но мне так страшно было оставить ребенка, которого я уже носила на руках, к которому приходила несколько раз.
Я боялась потом жить с этим, и муж был со мной согласен. Мы решили, что как будет, так и будет. Раз, исходя из имеющейся информации, нет причин не брать этого малыша, то и нечего их выискивать.
Вообще, я никому не советую так поступать не потому, что мы о чем-то жалеем. Мы рады, что все сложилось именно так, просто это действительно был немного безумный подход, но и решение, принятое сердцем.
Мы решили, что заберем Степу, уже после второго посещения. Забрали мы его через неделю после знакомства.
Сын все время спал
Когда мы привезли Степу домой, его окружили остальные дети. Наверное, у него был огромный стресс: он столько времени находился в тишине, а тук такой гам! Две сестры, брат, да еще и собака, и все толпятся вокруг!
Видимо, из-за стресса Степа все время спал. Только к вечеру второго дня мы впервые услышали его плач. Это было очень странно. Конечно, у нас у всех была эйфория, но в целом наши первые дни прошли ровно и радостно.
Читать также — 6 вопросов приемных родителей главному психиатру Москвы
Как ни странно, выраженной адаптации ни у кого из нас не было. У Степы ее не было в силу раннего возраста. Учитывая, что в свои 4,5 месяца он был развит почти как новорожденный, он вообще не понял, что произошло. Немного пугало, что он не только не реагировал на нас, но и не «ловил взгляд».
То есть он смотрел на наши очертания, но не смотрел в лицо, не встречался взглядом. Мы даже думали, что он плохо видит. Оказалось, что он просто не привык ни с кем общаться и не знал, что такое лицо человека, что надо смотреть именно на него.
Это прошло через две недели. Радости нашей не было предела, когда он начал наконец нам улыбаться. Ни я, ни муж адаптации в виде непринятия ребенка или отторжения к нему не испытали. С самого начала были симпатия, нежность, желание заботиться.
Было трудно поначалу привыкать к тому, что детей теперь четверо. Я не действовала на автомате, как обычно, а мне надо было себе напоминать, что и кому из детей нужно сделать.
Помогала своя «мантра»: «Такой у меня родился»
Со здоровьем все оказалось намного труднее, чем мы думали. Изначально мы не искали здорового ребенка и были готовы взять особенного малыша. Важно было только, чтобы эти особенности здоровья были нам по силам, учитывая, что детей в семье четверо. В итоге, так и получилось. Правда, когда мы Степу забирали, то об этом еще не знали.
Приемным родителям понадобилось время, чтобы осознать и принять особенности здоровья Степы. И они приняли малыша.
По документам у Степы была вторая группа здоровья, но сейчас в это довольно трудно поверить. Только к двум годам он научился ползать, причем это потребовало очень больших усилий и специальных занятий.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы он научился ходить, и сколько это займет времени, не известно. Его интеллектуальное и психоэмоциональное развитие тоже существенно отстает от нормы.
Нам понадобилось несколько месяцев, множество обследований и консультаций специалистов, чтобы понять реальную картину относительно Степиного здоровья. Это было непросто. Врачи расходились во мнениях, и в первые месяцы было неясно, связано ли состояние ребенка с последствиями депривации или это врожденные особенности развития.
Читать также — Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки
Мы до последнего надеялись, что будет скачок в развитии, и отставание компенсируется, но этого не произошло. Было много переживаний и даже слез. Нам понадобилось время, чтобы осознать и принять то, как обстоят дела. Но на случай любых сюрпризов в вопросах здоровья у меня была своя «мантра»: «Такой у меня родился». И это мне очень помогло.
Сейчас мы полностью приняли нашего малыша со всеми его особенностями. Но это не значит, что мы собираемся расслабляться. Мы постоянно занимаемся с психологом, дефектологом, проходим курсы массажа и ЛФК. Но мы знаем, что у нашего сына свой темп развития, мы не сравниваем его ни с кем, не стремимся к какой-либо установленной норме, мы просто радуемся любому прогрессу.
Он дарит много счастья нам всем
Отношения наших кровных детей со Степой сложились прекрасно. Он младший, и, наверное, поэтому кровным детям было легко его принять. Они с самого начала старались заботиться о нем, это продолжается и сейчас. Степа знает всех старших детей по именам, очень радуется им, всегда стремится быть рядом с ними, наблюдать за их играми.
Когда я только шла к приемной семье, то думала, будет труднее. Я готовила себя к тяжелой адаптации, к тому, что кровные дети будут ревновать, к расстройству привязанности у приемного ребенка. Всего этого мы избежали.
Любовь к нашему сыну дает мне силы идти вперед. Он настолько родной уже, что я иногда забываю, что не я его родила. Его привязанность к нам с мужем нас согревает. Без нее было бы трудно.
Но когда он радуется нам, просится на ручки, не отпускает от себя, это очень трогает. Вообще Степа очень нежный ребенок, и он дарит много счастья нам всем.
Как можно помочь детям-сиротам найти родителей?
Я думаю, создание видеоанкет – это очень большая помощь. Это возможность увидеть детей настоящими, живыми. Также важно больше рассказывать об опыте приемных родителей.
Евгения с мужем уверены, что каждому ребенку нужна любящая семья.
Дети не должны жить в детдомах, потому что жить без любви, без ощущения своей нужности и важности для кого-то – это очень страшно.
Это, возможно, самое страшное, что может быть. Даже взрослые этого не выдерживают, а что говорить о детях.
Все фото — из семейного архива Лапировых-Скобло.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Ирина
А что у него с глазками? Один закрыт, а второй будто смотрит вниз. Ребёнок не видит?
Nona
Женечка! прочитала вашу историю.Горжусь вами Желаю всего самого наилучшего если будет нужна моя помощь напиши.Ваша тетя Нона. Обнимаю вас всех.
Евгения
Тётя Нона, спасибо Вам большое!
Евгения
Елена, спасибо Вам большое!
Дарья
Вы огромные Молодцы!!! Здоровья крепкого вашей семье!
Евгения
Спасибо большое!
Мария
Сил вам и успехов Степе! Спасибо за историю)
Евгения
Мария, спасибо огромное!
Иоланта Качаева
Евгения, спасибо вам за историю, а также огромное спасибо за то, что отвечаете на комментарии! Это особенно приятно!
Елена Игнатовская
Какая красивая семья!!!
Антонина Бондарева
спасибо большое!!!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.