Что поможет в занятиях со школьником, к которому необходим особый подход?
Вевея – так зовут 12-летнюю приемную дочь москвички Надежды Дегтевой – в этом году перешла в 7-й класс. Трудности в обучении у Веи были с начальной школы и сохранились до сих пор. Надежде есть с чем сравнивать – ее старшим сыновьям уже 15, 17 и 19 лет.
«Начиная с подготовки к школе, помощи с уроками в начальной школе – мальчики и Вея совершенно по-разному и зашли в школу, и учились, – поясняет Надежда. – Сложности у девочки идут класса со второго уже, и очень заметные».
Семья планирует в ближайшем будущем пройти комиссию, чтобы выяснить вероятные диагнозы ребенка. Мама желает разобраться, нужна ли Вевее специальная программа, или девочка может справляться с массовой. Ранее в этом не было большой необходимости, потому что с самого начала получилось очень удобно подобрать школу.
Сначала это была обычная школа в Астрахани, где очень лояльно оценивали отстающих, практически никому не ставили «двойки» в четверти. А потом семья переехала в Москву, и Надежда удачно нашла школу, где практиковали похожий подход к табелю оценок.
Вевея с братом.
«Там и спортсмены учатся, и другие дети, которые либо не хотят либо не могут учиться, – рассказывает мама Вевеи. – И там точно так же входят в положение, ведут дружественную политику в отношении оценок. Отметки ставят за любое мало-мальское достижение на уроке. А вот 7-й класс и ОГЭ у меня уже вызывают сомнения. Важно, чтобы Вея могла сдать этот экзамен. И вот тут может быть полезен специальный диагноз, потому что в этом случае ОГЭ можно сдавать в облегченном варианте».
Вевея уже несколько лет очень успешна в спорте, она серьезно занимается легкой атлетикой. У девочки второй взрослый разряд по бегу, на первенстве Москвы она берет серебро наравне со старшими.
«Она очень перспективная, и именно в этом мы ее «откопали», – радуется успехам дочки мама. – Поэтому мы настраиваемся на то, чтобы спорт продолжить. Хотелось бы. Потому что это получается. Тренировки и сборы тоже набирают обороты, все больше их становится. И, может быть, Вевея перейдет в спортивную школу».
Главный камень преткновения в этой ситуации – не упустить спортивную жизнь при переходе на коррекционную программу. Сможет ли Вевея сама ездить на тренировки из коррекционной школы, да еще в масштабах Москвы? А если остаться на массовой программе, то здесь важно помочь ребенку выровнять учебу до минимального уровня. Но возможно ли это?
Вевея успешна в спорте.
«Можно попытаться получить «тройку», а не «двойку», и то не факт, – сомневается Надежда. – В предыдущие годы я сама занималась с ней. И там очень быстро становилось понятно, где предел. Если обычному ребенку только чуть-чуть помогаешь где-то закрывать пробелы, и он дальше способен сам воспринимать информацию, то здесь другая система. Вея не может понять некоторые вещи вообще. Ни с какого объяснения – ни на пальцах, ни на игрушках. Плюс словарный запас, который не пополняется».
Из-за этого все предметы, где нужно читать – история, география, биология – все это Вевея не воспринимает вообще. Читает, например, всего три предложения, и не может понять, о чем там речь.
Дорогие друзья!
Мы запустили новый проект «Помощь репетиторов приемным детям», чтобы школьные годы не превращались для ребят из замещающих семей, а также их родителей в бесконечные испытания.
Дети получат бесплатную помощь репетиторов онлайн, и смогут почувствовать себя увереннее в школе.
«Ей, наверное, всю программу надо перекладывать на коррекционный лад, – признает мама семиклассницы. – Это еще можно сделать в младших классах, когда все более-менее касается нашей жизни. Смотри: горячо-холодно, снег растаял, вот водичка. Дальше уже идет больше вещей, с которыми каждый день не сталкиваешься. С небытовыми, и там уже все: познание заканчивается».
Большим подспорьем для Вевеи и Надежды стал проект «Помощь репетиторов приемным детям». У девочки два репетитора – по русскому языку и по математике. С одним педагогом она занимается по скайпу, с другим – в Гугл-классе:
«Репетиторы подстраиваются под ребенка, – радуется Надежда. – У меня даже при наблюдении рядом терпение кончается. А у репетиторов нет большой истории общения с детьми. Они не внутри, они снаружи. И не так переживают – просто помогают в меру сил. И их так сильно их не расстраивает, если Вевея забывает, если все заново начинаем каждый раз. Они готовы это делать бесконечно. Запас терпения и дистанция у них другие, нежели у меня».
Надежда все предыдущие годы как раз и была тем самым бесплатным репетитором для своих мальчишек по всем предметам. Готовила их поступать в другие школы, подтягивала по предметам, прокачивала на Олимпиады. Так было со старшим, потом со следующим, с младшим.
Ей доставлял радость такой тренерский путь, когда после всех наставлений вместо «двойки» у ребенка выходила «тройка», а потом, глядишь, и «четверка». Не всегда получалось, но с мальчиками был заметен прогресс.
Когда появилась Вея, то мама сперва включила этот же режим.
«Такого провала и фиаско я не испытывала, наверное, никогда, – вспоминает мама девочки. – Поэтому репетиторам большая благодарность за то, что они делают такую рутинную, кажущуюся практически бесполезной работу. Любой обычный педагог все-таки не выдержал бы. На 10-й раз, но сказал бы: «Ну что же ты, мы же с тобой это уже проходили». А тут бесконечное терпение и ничего такого, что могло бы задеть ребенка. Будто они понимают, что Вея в принципе этого не может. Очень лояльное отношение: нет критики, могут повторять по многу раз. Мне кажется, это и есть профессиональная работа».
Надежда уверена: даже если из ста посеянных семян взойдет два, то это уже большое достижение – что-то когда-то Вевея да вспомнит. И сможет решить. И тогда в учебе уже будет прогресс.
Шестой класс Вевея закончила безо всякого вмешательства мамы.
«Те занятия, что я слушала, мне кажется педагоги ведут очень качественно: здорово, подают материал хорошо, – поясняет Надежда. – Не так, как бывает, когда знают, что суть все равно не дойдет до ребенка. Нет, там все подается с разных сторон. Не получилось задание – дадут попроще. Еще как-то подойдут, с разных углов. К педагогам вообще вопросов нет, они святые люди».
Обычно репетиторы простраивают план, глядя на возможности ребенка. Но в случае с Вевеей «план» таков, что по одним и тем же темам можно ходить по кругу годами. Через месяц прежняя тема уже забыта, и можно приступать к ней заново.
«У них нет недоумения, – с восхищением замечает Надежда. – Я сколько лет с педагогами общаюсь – довольно часто это проскальзывает: «Ну как это можно не понять? Ну как, мы же с тобой 20 тысяч раз повторяли, и вот только что тоже». Вот этой фразы, и даже намека на нее – их нет. Не исходит от репетиторов никакой истерии по этому поводу – если нужно, то они возвращаются и на класс раньше, и на два класса раньше. Если вдруг оказывается, что Вея забыла, как, к примеру, дроби складывать, или что-то из четвертого класса, то они совершенно спокойно оттуда эту тему берут. Они посмотрели, поняли, с кем имеют дело: что не будет быстрого роста, что нужно пытаться хоть что-то спокойно дать. И дают.»
Шестой класс Вевея закончила на «тройки» безо всякого вмешательства мамы. Надежда с радостью вспоминает, как иной раз дочка приходила со школы с настоящей «4» за контрольную в дневнике.
Весь секрет – в «короткой дистанции» занятий и упражнений. После того, как репетиторы и ребенок переключились на такой режим, Вевея некоторые темы может и понять, и выполнить задания по ним.
«Вечером объяснили, прорешали, утром пишут проверочную работу – вот так она может делать, – объясняет мамы девочки. – Через неделю – это уже другое дело. Но если думать о том, что останется в голове, тогда вообще нет смысла и начинать. Я думаю, что все равно что-то стимулируется, какие-то процессы в мозгу происходят. Желания заниматься особого у Веи нет, но она и отлынивать не пытается. Потому что здесь ее никак не ущемляют и не критикуют. «Надо так надо – сегодня у меня репетитор». Контакт с педагогами образовался хороший. Она их не боится, уважает. Спасибо проекту «Помощь репетиторов приемным детям» за занятия с моей дочкой. Все очень дружелюбно, четко и продуктивно».
Фото — из семейного архива Надежды Дегтевой.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Юлия
Добрый день! А как можно принять участие ребенку в этом проекте?
Иоланта Качаева
Добрый день!Напишите, пожалуйста, моей коллеге Ирина Хлоповой, координатору проекта khlopova@changeonelife.ru Она вам все объяснит.
Ольга
Здравствуйте. Хочу поделиться своим опытом. Ребенок во 2 классе не тянул программу, ему сложно читать.В итоге ему было скучно на уроках, он мешал всем. Мы год учились вместе с ним. Мне предложил наш психолог пройти пмпк, т. к у него задержка психического развития и перейти на более лояльную программу. Он остался в том же классе, в общеобразовательной школе, не коррекционная, но требования к нему снизились. Если на контрольной всем надо выполнить 5 заданий, то ему достаточно 3 и получить 4 , либо 3 зависит от количества ошибок. Также и к другим предметам снижены требования. Мне не хотелось, чтоб у него стоял диагноз «задержка». Мне объяснили плюсы: учится в обычной школе, после 9 классов будет сдавать всего один экзамен(ни ОГЭ, а диктант в собственной школе, где ему поставят 3), а самое главное получит аттестат единого образца, где не будет никаких пометок, что учился по облегчённой программе и сможет поступить в любой колледж без ограничений.
Сейчас учится в 3 классе, стал спокойней, он перестал нервничать, что не успеет выполнить все задания.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.