Дана Джонсон: 7 причин, почему приемным детям нужен особый уход
Почему дети, которые попали в семьи из закрытых учреждений, физически нуждаются в особых условиях и уходе? Об этом в своем докладе рассказал один из ведущих мировых специалистов в области педиатрии усыновления — доктор Дана Джонсон, профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты (США). Он выступил на форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном в Москве в октябре 2016 г. фондом «Обнаженные сердца». Какое влияние оказывает на детей жизнь в детских домах, и как, по мнению доктора Джонсона, можно избежать этих последствий — в материале фонда «Измени одну жизнь».
Дана Джонсон, профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты. Фото — фонд «Обнаженные сердца».
С самого момента возникновения детских домов стало понятно, что это не самое лучшее место для малышей и подростков. Люди видели, что большинство детей, которые туда попадали, умирали. Уровень смертности детей в Европе в учреждениях был от 70 до 90 %. Когда в 18-м веке был создан воспитательный дом в Лондоне, там столкнулись с той же проблемой. Младенцев стали размещать в приемных семьях в деревнях. И дети выживали. Это была первая демонстрация того, что приемное семейное воспитание лучше, чем воспитание в условиях учреждения.
Первые детские дома стали развиваться еще в XII веке. Созданием таких учреждений в Европе занималась церковь. Однако уровень смертности в них достигал 90 %. Так продолжалось вплоть до XVIII — XIX века, пока не началось реформирование системы и более широкое использование приемных семей в деревнях.
Педиатры пытались понять, почему в воспитательных учреждениях такой высокий уровень смертности. Они думали, что основная проблема – инфекции. Дети умирали от диареи и дыхательных заболеваний.
Психиатр Рене Шпиц, который в 30-х годах 20-го века работал в Вене, верил, что причина скрыта не только в инфекционных заболеваниях, но и в недостатке заботы о детях. Он провел эксперимент. Группе детей, которые находились в учреждении, обеспечили такой уход и условия, чтобы их окружала абсолютная чистота. А другая группа детей проживала вместе со своими мамами в тюрьме, где была грязь. Несмотря на стерильность, треть детей в учреждении спасти не удалось. А дети с мамами в тюрьме выжили все. Психиатр сделал вывод, что виной детских смертей были не столько инфекции, сколько нехватка материнской любви и заботы. А уже в 60-е годы 20-го столетия появились исследования, которые продемонстрировали, что даже если ребенок выжил в учреждении, то у него появились когнитивные нарушения.
За последние 30 лет, благодаря исследованиям, стало понятно, какое влияние оказывает жизнь в учреждении на развитие ребенка. Профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты, (США) Дана Джонсон ввел понятие педиатрии усыновления. Он говорит о том, что дети, которые попали в семьи из закрытых учреждений, физически могут нуждаться в других условиях и уходе. И вот почему:
- Показатели роста. Первое, что делает любой доктор – измеряет ребенка, смотрит на его физическое развитие. Когда ребенок здоров, он хорошо растет. В учреждениях можно увидеть, как 17-летние подростки еще не вступили в пубертатный период, а их рост в два раза меньше, чем у их сверстников, которые живут в семьях.
- IQ детей, которые проживают в учреждении, могут быть ниже на 40 пунктов.
- Электрическая активность мозга – активнее у детей в семье.
- У детей, растущих в учреждении, часто наблюдается дезорганизованное поведение привязанности. При нормальных условиях развития, когда у ребенка возникает потребность, и он эту потребность каким-то образом выражает (например, плачет), к нему приходит взрослый и успокаивает. Так ребенок учится доверять миру и начинает понимать, что мир – хорошее место, что есть кто-то, кто о нем позаботится. Это происходит тысячи раз на протяжении первого года жизни. Это начало социальных отношений. Показатель нарушений психического здоровья у детей, растущих в семьях, — 5-10%, а у детей, живущих в учреждениях, — 50%. Этот показатель включает депрессию, тревожные расстройства, нарушения поведения, проблемы с вниманием. Частота нарушений внимания у ребят в учреждении в пять раз выше, чем у детей, живущих в семьях.
- Что касается структуры мозга, то объем белого и серого вещества у детей, которые живут в учреждениях, меньше. Два фактора влияют на то, как развивается наш мозг. Первое – хромосомы. Второе – окружение. В ранние годы жизни есть «сензитивные периоды», которые открывают окна возможностей, когда опыт человека оказывает более существенное влияние на определенные области развития мозга.
- Неблагоприятные исходы ранней депривации могут передаваться последующим поколениям через мать или отца. Это можно изменить в процессе раннего вмешательства.
- После 6 месяцев проживания в учреждении у детей чаще возникают проблемы в области психического здоровья. После 18 месяцев в учреждении – у детей хуже с развитием речи. После 21 месяца — не так хорошо с социальными навыками. Лучше никогда вообще не помещать ребенка в учреждение. Когда ребенка забирают из детского дома и помещают в семью, результат улучшается. Никогда не поздно помочь, но чем раньше, тем лучше.
«Если вы посмотрите на историю своей собственной семьи, то увидите, что всегда был кто-то, кто отвечал за вас. Возможно, вы не знаете, кто это был. За последние сто лет миллионы людей погибли, но кто-то заботился о детях. И кто-то заботился о членах вашей семьи, и это позволило вам жить. Мы не можем воздать им за это, но можем заплатить вперед. Вы можете помочь детям, чтобы следующее поколение могло расти в семье», — резюмирует профессор Дана Джонсон.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.