Ребенок с аутизмом в приемной семье: как готовиться к встрече с ним будущим родителям? Какие мифы о расстройствах аутистического спектра живы в обществе?
Об этом фонду «Измени одну жизнь» рассказывает Татьяна Тарасова — доктор медицинских наук, врач-психиатр Центра психосоматической медицины и психотерапии Алвиан, профессор кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФНМО МИ Российского университета дружбы народов.
— Что такое расстройство аутистического спектра? В чем причина его появления?
— Расстройства аутистического спектра (РАС) – это большая группа нарушений, общими признаками которых являются особенности эмоций и поведения. В первую очередь, это недостаточность коммуникативных навыков, фактически неспособность к обычному общению, а также сглаженные или непонятные эмоции, которые могут не соответствовать текущей ситуации.
Причина расстройств аутистического спектра до конца не изучена. Есть предположение о генетической предрасположенности, также в литературе обсуждается провоцирующая роль различных «внешних вредностей», например, инфекционные факторы.
— Аутизм – это некое «особое состояние» или все-таки болезнь?
— Аутизм (расстройства аутистического спектра) в международной классификации болезней имеет определенный код и, соответственно, это болезнь. Такой диагноз может быть установлен только врачом-психиатром.
Читать также — 6 вопросов приемных родителей главному психиатру Москвы
— В каком возрасте можно поставить этот диагноз?
— Первые признаки расстройства иногда видны уже в возрасте 1,5 лет, когда ребенок начинает активно социализироваться, общаться с детьми и взрослыми, начинает посещать детские коллективы.
Предварительный диагноз аутистического расстройства может быть установлен в возрасте 2-3-х лет, однако, точная диагностика требует наблюдения ребенка в динамике его развития, поскольку необходимо исключить схожие нарушения, сопровождающиеся аутистикоподобным поведением.
— Есть мнение, что ребенка с РАС нельзя вылечить, но можно научить приемлемому в обществе поведению. Если да, то какие есть способы для этого? Какие методы и подходы наиболее эффективны?
— Аутизм – это хроническое расстройство, которое требует постоянной коррекции, однако нельзя сказать оно совершенно не поддается лечению. Во-первых, это во многом зависит от его формы и степени выраженности, и поэтому во многом индивидуально.
При легких формах особенности эмоций и поведения могут быть и не видны человеку без специальных знаний в этой области.
Тяжелые нарушения требуют больших усилий, в том числе, в некоторых случаях необходима и медикаментозная терапия, которая назначается, главным образом, с целью повышения эффективности психолого-педагогических мероприятий.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
— У приемных родителей бывает не так много времени, чтобы познакомиться с будущими детьми в детском доме. Как понять, что у ребенка РАС? На что в его поведении нужно обращать внимание ?
Основными признаками, на которые могут обратить внимание будущие родители, являются следующие:
- ребенок не откликается на имя, не смотрит в глаза при обращении к нему;
- в группе детей обособлен и не участвует в общих играх;
- у него может быть «необычная игра» или использование игрушек не по назначению;
- в речи могут быть повторяющиеся слова, а в действиях – повторяющиеся движения;
- на изменения в окружающей обстановке ребенок может реагировать резким плачем или криком.
Однако, нужно помнить, что это признаки аутизма тяжелой степени, а легкие аутистические проявления могут быть менее яркими.
— Если приемные родители решили взять ребенка с аутизмом, как подготовить к общению с ним детей, которые уже есть в семье? К чему стоит быть готовым приемным родителям? Как появление такого ребенка может отразиться на их жизни?
— При усыновлении такого ребенка в общении с ним, в организации его пространства необходимо соблюсти баланс.
С одной стороны, обстановка должна быть максимально обычной, привычной для всех членов семьи. В то же время нужно помнить, что у ребенка с аутизмом могут быть резкие эмоциональные проявления: крик, плач, особенно в ситуациях, когда меняется привычный стереотип жизни, появляется новое окружение или даже просто вокруг много людей. Взрослым в такие моменты важно проявить терпение и спокойствие, понимая, что это проявление болезни, а не просто капризы.
Особый ребенок в приемной семье: личный опыт — вебинар многодетной приемной Натальи Городиской.
В этот момент ребенка лучше отвести в привычную для него обстановку: это может быть его комната или часть комнаты, дать в руки его любимую игрушку или предмет (как правило, у детей с аутизмом есть любимая вещь, которая привычна и всегда успокаивает). Общение с другими детьми в семье необходимо выстраивать по обычным психологическим принципам.
Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
— Каковы плюсы в общении с такими детьми? Чему это может научить?
— Общение с детьми с нарушениями развития может научить любить, принимать, более тонко эмоционально чувствовать своего ребенка.
Поскольку ребенок с аутизмом часто не может сказать, объяснить, выразить свои желания, и родители учатся буквально считывать потребности ребенка по малейшим изменениям его поведения.
5 мифов об аутизме
Часто родители детей с аутизмом обращают внимание на то, что ребенок очень, на их взгляд, развит, например, маленький еще ребенок хорошо читает сложные тексты или умеет складывать-вычитать большие числа в уме; помнит названия столиц всех стран мира.
Однако часто эти «супер-способности» не имеют прикладного значения: читает тексты, но не понимает их; выполняет сложные математические операции, но не может свою способность применить относительно покупки в магазине и т.д.
Кроме того, по статистике около трети детей с аутизмом имеют интеллектуальную недостаточность той или иной степени.
Читать блог Натальи Тупяковой — Приемный ребенок с аутизмом
Бытующее мнение о том, что диагноз аутизм может установить психолог, – ошибочно. Психолог может увидеть особенности поведения ребенка с аутизмом, предположить наличие расстройства. В таком случае его задача – направить ребенка к врачу-психиатру для более полной диагностики.
В детской психиатрии аутистикоподобное поведение может быть признаком и других заболеваний.
Например, некоторые задержки психического развития могут сопровождаться поведением, похожим на аутизм.
В научных исследованиях нет доказанных фактов, подтверждающих это мнение.
Однако «внешние факторы», такие как инфекционные заболевания, вакцинация, могут выступать в роли провоцирующих, давая толчок к формированию патологии эмоций и поведения.
Есть научные исследования, подтверждающие, что выраженность некоторых симптомов может уменьшаться при исключении из рациона питания определенных продуктов, в частности казеин- и глютен-содержащих.
Однако полностью вылечить заболевание только диетой невозможно.
Согласно статистическим данным, это предположение может казаться верным, так как количество официально зарегистрированных случаев действительно выросло.
Однако это видимое увеличение обусловлено несколькими факторами: уточнением и расширением диагностических критериев, увеличением широты охвата осмотрами детей, в частности, психиатрами, психологами), а также повышением информированности и заинтересованности родителей, которые стали чаще обращаться к психологам.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Никита Котов
Хорошая статья, оставляющая приятное (во всяком случае не удручающее) впечатление о феномене приемного ребенка с РАС.
Мне, как специалисту несколько лет проработавшему с детьми с нарушениями в коммуникации не хватило в статье идеи о том, что родители, берущие (или уже имеющие) ребенка с РАС должны понимать, что им предстоит учиться выстраивать отношения со своим ребенком, потому что сам ребенок (к сожалению) выстраивать эти отношения не научится, как это делают нейротипичные сверстники… А от отношений напрямую зависит его развитие.
Анастасия
Полностью с Вами согласна!!
Как мама ребенка артиста, хочу добавить — что учится выстраивать отношения самому ребенку очень и очень сложно, окружающие к этому в лучшем случае равнодушы (сверстники, учителя).
Поэтому мы-родители должны быть максимально внимательны к таким детям — во.время объяснить, скорректировать, помочь наладить хоть какой-то контакт.
Хотя в нашей стране всё это грустно…..люди далеки от этого, много жестокости
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.