Врач-педиатр Анна Богатырёва с мужем Антоном вырастили двоих взрослых детей, а после взяли под опеку двоих приёмных — Алёшу и Илью из Ростова-на-Дону. Их видеоанкеты были размещены на сайте фонда «Измени одну жизнь».
Оба мальчика — инвалиды детства, родители обеспечивают им серьёзное лечение. Анна и Антон рассказали нам о сложностях и радостях родителей двоих друзей. И предупредили, что приёмные дети — это заразно, ведь недавно младшая сестра Антона по их примеру тоже взяла под опеку ребёнка.
О желании взять детей
Антон: Старшие дети выросли, и появилась потребность снова ощутить себя в роли родителей. Пробовали обойтись своими силами — не получилось. Вариант с приёмными детьми был вполне рабочий — решили попробовать. Силы, жилплощадь и средства есть. Почему нет?
Анна: Я выписывала подругу с сыном из Русаковской больницы, там по отделению бегал трёхлетний мальчик Вова с сохранным интеллектом и трахеомаляцией (аномалией развития гортани). Врачи его очень любили, но никак не могли пристроить. Начала собирать документы. В доме ребёнка меня заверили, что им никто не интересовался. Процесс сбора документов занял четыре месяца, а когда они были готовы и я позвонила в дом ребёнка — там сообщили, что Вова уже идёт на усыновление. Я расстроилась ровно на 30 минут, потом вздохнула с облегчением и успокоилась. Этого Вову я отслеживала по базам данных, где случайно наткнулась на фото Алёши из Ростова-на-Дону. Фотография зацепила и не отпускала…
Чтобы не мучиться, я решила слетать и посмотреть на него, ибо документы все были на руках. Позвонила региональному оператору Ростова. Там сообщили, что ребёнок — инвалид с множественными пороками развития. По фотографии было понятно, что есть проблемы с руками, но также было ощущение, что проблем с интеллектом нет. Специалист опеки даже прочитала мне все диагнозы по телефону — дабы отбить охоту прилетать. Ничего критичного я не услышала и тут же согласовала дату прилёта. Купила билет и через четыре дня была в Ростове. Проторчала в очереди четыре часа, затем уехала в районную опеку, подписала бумаги на знакомство с ребёнком и пошла в дом ребёнка.
О первой встрече Алёши и «зелёной мамы»
Анна: В доме ребёнка меня уже ждали. Я была первым человеком, который захотел познакомиться с Лёхой. Как выяснилось позже — он был любимчиком. Его тут же привели (хотя по времени был тихий час). На тот момент ему только исполнилось четыре года. Он был мелкий, худой, но очень активный. Час я присматривалась к нему, он ко мне. Мне было интересно, как он общается с незнакомыми и знакомыми людьми. Как разговаривает, чем интересуется. Осмотрела его, его руки, почитала историю болезни. Позвонила мужу и сказала: «Тоша, мы его берём». Спросила у Лёхи — не против ли он, чтобы я была его мамой. Он сказал, что не против. Через полчаса он первый раз назвал меня мамой — я аж на стуле подпрыгнула от неожиданности.
Воспитатель мне сказала, что он ждал появления мамы последние три месяца и утверждал, что к нему приедет «зелёная мама». Так как объективных предпосылок к появлению мамы не было, они аккуратно пытались эти разговоры перевести на другие темы, но Лёша очень упорный, и он гнул свою линию. Представляете их удивление, когда прилетаю я в зелёном свитере. На меня пришёл смотреть весь дом ребёнка, как на слона в зоопарке. Потом я подписала все документы и улетела в Москву. Далее был длинный процесс пересылки документов почтой России в Ростов и получение разрешения от ростовской опеки. Работают они небыстро, никуда не торопятся.
Чуть позже в Ростов слетал Антон, он был в командировке в Краснодаре и заехал в дом ребёнка познакомиться с Лёхой. Тот его «купил» сразу. Вопросов «брать-не брать» не стояло. Брать.
Антон: Мои первые встречи с детьми состоялись в Ростовском доме ребёнка. Алексей понравился сразу. Я был морально готов увидеть его физические недостатки, и, как и на фото, они меня не смутили. Парень был живым в общении, бодро катал подаренные машинки и бойко изображал местного ремонтника-сантехника, вжившись в роль, изменив голос, пародируя его привычки. Имитировал звук дрели, «чинил стулья» и под конец выдал фразу, которую, видимо, слышал от сантехника, несколько смутив воспитателей. Возвращаясь ко мне из игровой комнаты, бежал и кричал: «Папа!». После этого оставался только один вопрос — что мой новый сын делает в детском доме, почему он не с нами?
Об Илье и детской дружбе
Антон: С Ильёй было несколько иначе. Они с Алексеем хоть и друзья, но совершенно разные. С Ильёй мы приехали встречаться вместе с Алексеем, хотели, чтобы они пообщались. Встреча прошла ровно. Ни восторга, ни антипатии со стороны Алексея и Ильи. Илья постоянно«зависал», воспитатели желали его «раскачать», чтобы показать его истинный характер, но парень волновался, нервничал.
Надо сказать, что у нас были сомнения в правильности этого шага. Подерутся или нет, будут ли дружить, не будет ли угнетения одним другого? Вообще боязно, будут ещё драться и ругаться, обратно же не отдашь, шаг серьёзный. Не могу сказать, что Илья мне понравился при первой встрече. Мальчик как мальчик. Ничего особенного. Наверное, к этому решению нас подтолкнуло то, что его уже пора было отдавать в детский дом. А было чертовски жалко парнишку, ну и решились.
Анна: С Ильёй дело обстояло совсем по-другому. В день, когда я приехала забирать Лёху, главный врач дома ребёнка попросила меня помочь пристроить его лучшего друга Илью. У Илюши тоже большие проблемы со здоровьем. Я честно этим занималась год. Я созвонилась с фондом, который занимается такими детьми, и они предлагали свои решения. Я регулярно звонила в дом ребёнка (у нас отличные отношения с педагогом Мариной и врачом Кариной), и весной мне девушки сказали, что опеку на Илюшу оформляет медсестра. Мы все выдохнули и тему закрыли. Илюша тоже был любимчиком, они жили с Лёшей в инвалидной группе, где детей с сохранным интеллектом было трое (третьего забрали родственники).
В мае 2014 муж с Лёшей собирался в Абхазию на машине через Ростов, там была запланирована первая ночёвка, и именно Антону пришла в голову мысль встретиться с Илюшей. Я позвонила в дом ребёнка и выяснила, что Илья не дома, не в детском доме, а всё ещё в доме ребёнка. Его на шесть месяцев отправляли в питерскую больницу, чтобы прооперировать порок сердца, операцию не сделали, а в марте полувменяемого Илью вернули в дом ребёнка. Месяц он приходил в себя, после чего сообщил воспитателям, что отсюда он никуда никогда не уедет. Но по закону его начали готовить к переводу в детский дом. Как выяснилось, медсестра не смогла оформить опеку, так как её кровные взрослые дети были категорически против.
Тут стало понятно, что всё плохо и нужно что-то делать. Я на сутки прилетела в Ростов, мы вместе съездили в дом ребёнка, встретились с Илюшей, познакомились, посмотрели, как дети общаются. И уехали думать. На тот момент наш приезд был неофициальным, на Илью уже было направление и к нему должна была приехать потенциальная мама из Москвы. Она приехала в середине мая, познакомилась, сказала, что он ей понравился, но она должна посоветоваться с мужем, уехала и пропала. А мы думали и ждали её решения. А думать было над чем — за год мы Лёше 3 раза прооперировали руки, и у нас как минимум две, а то и три – четыре операции впереди. Илюше нужно за год провести операцию на сердце и прооперировать паховую грыжу. Плюс поддерживающее лечение, плюс периодические невротические реакции у Лёши, плюс непонятный для нас Илья. Думали мы долго, наверное, месяц. Взвешивали всё. Советовались с психологами. И приняли решение, что сможем потянуть ещё одного.
Привезла я Илью сразу на дачу. Оба, как мне кажется, до последнего не верили, что они будут вместе. Первое, что сказал Лёха, когда я припарковалась на даче: «Где Илюша???».
Лёша практически с первых минут называл меня мамой, а Антона папой. Илюша до сих пор не определился — сначала я была Аня, потом тётя, иногда мама. Антон практически сразу стал папой.
О диагнозах и лечении
Анна: Оба ребёнка — инвалиды детства. У Лёши из значимого — двусторонняя лучевая косорукость и порок развития позвоночника. У Илюши — порок сердца, и пока он на постоянном поддерживающем лечении. В доме ребёнка отличные врачи, и всё, что они могли, — они делали.
Привезя Лёшу в Москву, я потратила кучу времени на прописку и оформление сопутствующих документов. С самого начала я искала хирурга, который прооперирует руки. У меня большой круг знакомств в области медицины, и быстро стало понятно, что в России — только две клиники, где можно без опасения оперировать руки — в Москве это ЦИТО, а в Питере институт Турнера. В Турнера выходы были сразу, через питерских друзей, но очень хотелось поближе к дому. И случайно мне удалось найти личные выходы на доктора Голубева из ЦИТО, через сутки в восемь утра мы с Лёхой сидели у него под дверью кабинета. Доктор Голубев нас принял, широкими мазками обрисовал перспективы — от трёх до пяти операций, одна на правой руке (пересадка указательного пальца в позицию большого) и три – четыре на левой руке (которая намного хуже правой). Дал координаты благотворительного фонда «Навстречу Жизни», который возьмётся оплатить операцию. За сутки я собрала документы в фонд, отправила, через три недели получила от них одобрение на все операции.
К сожалению, если бы оперировать Лёхины руки начали до года (а не в 4,5), то можно было бы сохранить указательный палец на левой руке. Но сотрудникам дома ребёнка в своё время сказали, что нужно ждать 4 лет. После трёх операций мы имеем всего семь пальцев на обеих руках — четыре на правой с полноценным хватом, внешне кисть не отличается от обычной, если не присматриваться к числу пальцев, и три на левой — хват есть, но не очень хороший. Из последних достижений — Лёха может сделать фигуру из трёх пальцев (фига) на левой и правой руках. Впереди — аппарат Елизарова для вытяжения предплечья, думаю, на четыре – шесть месяцев.
Илюше срочно нужно оперировать паховую грыжу — знаю, где, нужно только договориться. И срочно решать вопрос с операцией на сердце. Есть надежда, что это можно будет сделать эндоваскулярно, то есть без открытого доступа к сердцу, что в сто раз менее травматично.
О характерах
Анна: У обоих — нормальный интеллект, задержка речевого развития связана исключительно с особенностями жизни. Сейчас оба дома с няней, мы с Антоном работаем, я иногда работаю из дома. Два раза в неделю дети с няней ходят к частному логопеду.
Они очень разные. Лёха — фантазёр и придумщик, последний год на вопрос: мальчик, как тебя зовут? — он отвечал: «Я полицейский матрос». Сейчас он собака, два месяца ползает на четвереньках по квартире, гавкает и скулит. Выполняет команды «сидеть», «лежать», «голос», «фу». Думаю выучить с ним другие команды.
Илюша обстоятельный и хозяйственный, хитрый, профессионально подначивает и провоцирует Лёху, но он его знает лучше, чем мы, они выросли вместе. Илья помощник — сам помогает принести сумки, что-то сделать. Лёху одеваем мы (он сам умеет отлично, но длительные гипсы сделали своё дело), Илюша отлично одевается сам, он вообще всё делает сам.
Илья отлично ухаживает за мелкими детьми, последние месяцы в доме ребёнка он был как помощник воспитателя — одевал детей на прогулку, помогал кормить. На Майорке мы отдыхали с друзьями, их младшая дочка Аня споткнулась на лестнице — Илюша мало того, что её поймал, сразу успокоил «не бойся, я тебя держу». Это у него происходит автоматически.
О первых днях и борьбе за власть
Анна: Илюшу привезли в середине июля этого года, через 10 дней после приезда ему исполнилось 5 лет. Он на 7 см выше, на 5 кг тяжелее и на восемь месяцев младше Леши. Первый месяц был ад. Я пребывала в истерике и была готова повеситься. У них были драки и шла борьба за власть. Лёха начал кусаться, Илья подначивал и провоцировал Лёху на истерики. Мы жили на даче, где, кроме наших двоих, ещё трое детей моего родного брата и восемь детей троюродных братьев-сестёр. От 1 до 14 лет. Я думала, что сойду с ума. Спасла меня моя мама, забрав детей в дом отдыха. Сейчас — прошло три месяца, как Илюша с нами, — всё намного проще. Илья«размораживается». Объясняется в любви и не отходит от Антона. С Лёхой у них отличные отношения, конечно, они иногда ругаются и даже дерутся, но всё в пределах разумного.
Об интересах в семье
Антон: Наша страсть — путешествия. Мотаемся на машине по Европе, таскаем детей по горам.
Анна: Интересы у нас разносторонние — путешествия, походы, дача, малые архитектурные решения, друзья, книги, музеи. За полтора года, что Лёша с нами, мы сходили в поход в Доломитовые Альпы, слетали в Сербию-Черногорию (откуда контрабандой привезли щенка-задохлика без хвоста Пальму — ныне это наша собака-терапевт), были в Латвии, в Италии-Франции на Новый год, и Лёша встал на горные лыжи. На машине съездили в Олонец (под Петрозаводск) в дом инвалидов с подарками, съездили в Невинномысск и Абхазию и уже вместе с Ильёй слетали на Майорку.
Лёша — стопроцентный инженер. Любимая игрушка — конструктор «Лего». Руки разрабатывали, собирая-разбирая его. Илюша пока непонятен. Может смотреть мультфильмы, но недолго. Играет в машинки. Думаю, сейчас идёт острый период адаптации. Что ему интересно — станет понятно, когда он успокоится и поймёт, что это навсегда. Он очень сильный и очень спортивный. Поэтому его срочно нужно оперировать и отдавать в спортивную секцию.
Советы будущим приёмным родителям
Антон: Just do it!
Анна: Сто тысяч раз подумать, прежде чем принимать такое решение. Если вы не уверены в себе на 100 %— не делайте этого. Сейчас обязательна школа приёмных родителей. Это важная и полезная вещь. Ходить не формально, если есть возможность — не в районную, а при фондах. Мы оформили документы до того, как это стало обязательно, но я подумываю записаться в школу и походить туда.
Не стесняться обращаться за помощью к профильным психологам. Когда мы принимали решение по Илье, я ездила на консультацию к Петрановской, в «Про-маму». Собирала информацию везде. Приёмные дети — это заразно. Месяц назад в нашей семье случилось пополнение. Младшая сестра мужа Оля взяла 2,5-летнего мальчика Сашу.
История опубликована совместно с Aif.ru
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Екатерина
Молодцы! душа радуется читать такие статьи! низкий поклон Антону и Анне!
Ирина
Молодцы, конечно! Изменили жизнь двух пацанов. Но и деньги, конечно же, играют решающую роль. Одного желания мало. У кого то, например, и на няню не хватит, не то, что на лечение. А Богатыревы молодцы, нашли с кем поделиться. Правильно!
Елена
Молодцы!!! Хорошо что есть такие люди!!! КОТОРЫЕ НЕ МАШУТ ФЛАГАМИ, а делают конкретные дела.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.