Когда мы решили, что снова будем готовить документы в опеку, у меня было иррациональное чувство, что совсем скоро, где-то далеко ребенку будет нужна семья

Мария Ягодина @marusyayagodina из Новороссийска, директор и педагог автономной некоммерческой организации «Все дети могут», которая помогает детям с ментальными нарушениями адаптироваться к обычной жизни, рассказывала нашему фонду о том, как несколько лет назад она усыновила мальчика из детского дома-интерната для детей с отставанием в развитии.

На тот момент они вместе с мужем работали с особенными детьми, воплощали в жизнь идеи по расширению своего проекта, обустраивали дом и планировали, что в перспективе возьмут в семью еще ребенка.

Мария с Васей в аэропорту — скоро они будут дома.

Так и произошло: в ноябре 2020 года в доме супругов Ягодиных появился Вася. Он стал четвертым ребенком Марии и Валерия, и теперь в их семье двое приемных и двое кровных детей. Мария рассказала нам, почему они выбрали Васю и что изменилось с его приходом в семью.

Мы понимали, что еще одного особого ребенка взять в семью не сможем

Когда мы обустроились всей семьей в Новороссийске, наладили домашний быт и рабочие будни, то подумали, что можем обеспечить хорошее детство и достойное будущее еще одному ребенку, оставшемуся без родителей.

У нас достаточно для этого душевных и психологических ресурсов, есть знания и опыт, как работать с приемными детьми и их возможными проблемами развития и адаптации, также есть понимание, как взаимодействовать с опекой и различными инстанциями, встречающимися на пути к усыновлению, и в нашем большом доме точно хватит места еще одному ребенку.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Мы понимали, что, к сожалению, снова взять ребенка с серьезными проблемами по здоровью мы не сможем, так как у нас уже есть Андрей.

Определив для себя критерии, на которые будем ориентироваться, мы начали поиски ребенка 4-9 лет с 1-4 группой здоровья.

Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Мне назначили встречи в один день с двумя детьми

Я просмотрела все возможные базы нашего и соседних регионов, составила списки подходящих детей и в течение двух месяцев обзванивала детские дома, но все было напрасно: дети либо уже были в семьях, либо на них было получено согласие.

Мы начали было отчаиваться, даже продумывали вариант усыновления сиблингов, когда внезапно у нас появилась необходимость съездить в Санкт-Петербург: нужно было оформить квартиру, которую государство предоставило нашему старшему сыну Андрею. Я поняла, что это шанс, и подготовила список свободных детей в городе и области.

Еще до отъезда из Новороссийска я стала обзванивать базы и опеки Санкт-Петербурга и выяснила, что есть несколько мальчиков, которых можно взять в семью.

Первый вечер Васи дома, в семье.

Все звонки занимали много времени, да и гарантии, что к нашему приезду останется хоть один свободный ребенок, не было, и эта неопределенность заставляла меня нервничать. Поэтому я очень обрадовалась, когда в последние дни перед приездом в Санкт-Петербург, мне ответили из опеки, что Вася свободен. Он был первым ребенком за все эти долгие месяцы, по которому мы получили положительный ответ!

Только мы договорились с его опекой о встрече по приезду, как позвонили из другой опеки, сообщили, что еще один мальчик, по поводу которого я звонила, свободен, и назначили мне встречу в тот же день, что и Васина опека.

Нам разрешили встретиться с Васей

К концу первого дня в городе на Неве оказалось, что я записана на утро в обе опеки за направлениями к двум разным мальчикам на одно и то же время. Что делать?

Было 4 часа дня, и мне надо было решать, на какую из двух встреч мы поедем. Пока я думала, как быть, сначала позвонили из опеки Васи и сказали, что он заболел и в детдоме карантин, поэтому встреча отменяется.

Про другого мальчика буквально через 10 минут сообщили, что он в санатории, и увидеться с ним до нашего отъезда обратно в Новороссийск мы не сможем. Так мы снова оказались без единого ребенка.

Но уже к вечеру нам перезвонили из Васиной опеки, сказали, что карантин снят, ребенок чувствует себя хорошо, и подтвердили нашу встречу. Стало понятно окончательно, что Вася – наш единственный шанс.

Мы прониклись теплом к будущему сыну

Утром мы были на месте, и пока ожидали приема у директора детского дома, приглядывались к детям, играющим вокруг и пытались найти среди них Васю.

Вася с первых мгновений стал членом команды — большой семьи.

Довольно быстро я его узнала и стала наблюдать за ним. Опытным глазом и слухом педагога я смогла оценить состояние здоровья ребенка и его развития и понять, что кроме речевой патологии, которую можно поправить, никаких серьезных проблем у ребенка нет.

За время ожидания аудиенции мы успели проникнуться к мальчику теплом, и на приеме у директора настояли на том, чтобы познакомиться с ним уже сегодня, не дожидаясь его возвращения из лагеря, куда он должен был уехать по путевке на 10 дней.

На прощание Вася показал нам «фак»

В тот же день мы вышли гулять с группой детей на площадку. Мы не раскрывали цель нашего визита, просто играли и общались с детьми. Но почти все ребята, кроме Васи, догадались, зачем мы здесь.

Читать также — Первая встреча с ребенком

Он был в детдоме всего полгода и не знал еще, что детей могут усыновлять приемные родители. Я старалась как можно чаще поймать его взгляд, чтобы он запомнил мое лицо, раз потом все дни до отъезда нам предстоит общаться только по видеосвязи.

Вася несколько стеснялся внимания, даже в какой-то момент убежал и спрятался. Воспитательница рассказала, что он часто так прячется от всех, и его приходится подолгу искать.

На прощание Вася показал нам «фак», чем рассмешил нас, и мы поняли, что точно возьмем его. Согласие мы подписали в тот же день, и все 10 дней до возвращения мальчика из лагеря общались с ним по видеосвязи. Воспитатели объяснили ему, кто мы, так что он уже понимал, почему мы звоним, и называл меня приемной мамой.

Вася показал себя сразу как член команды

Домой мы добирались хлопотно и трудно: во-первых, сам процесс регистрации на стойке в аэропорту для нашей семьи с четырьмя детьми, один из которых особенный, а второй только день как с нами, был непростым.

Во-вторых, в самолете мы все оказались раскиданы по салону и нам пришлось весь рейс постоянно ходить от одного ребенка к другому; в-третьих, по пути из аэропорта домой лопнуло колесо машины и 1,5 часа мы потратили на его замену. В общем, приключений и волнений было много.

Поначалу Васю пугало внимание родителей к нему, но Мария с мужем считали важным научить сына понимать свои чувства, осознавать, что именно его огорчило или обрадовало.

Но все дети справились, а самое главное то, что Вася показал себя сразу как член команды: он не пытался никуда убежать и спрятаться, а я боялась такой ситуации после рассказов воспитателя, потому что не представляла, как бы мы его искали в аэропорту, нагруженные детьми и вещами.

Наоборот, он был всегда рядом, выполнял все, что скажут, не плакал и не капризничал, а проявил выдержку и послушание, за что я была очень ему благодарна.

Первые дни дома прошли спокойно

Поначалу Вася изучал дом, новые игрушки, знакомился со всеми членами семьи. Оказалось, что он очень любит конструктор Лего, поэтому поначалу мы все свободное время играли в него.

Васе казалось удивительным и странным, что я, взрослый человек, разделяю его интересы и уделяю ему внимание. Но это внимание лично к нему оказалось для него очень важным, он и сейчас ценит, когда кто-то из нас интересуется его делами, планами, настроением.

Адаптации от слова «ад», к чему я в целом морально готовилась, у нас не было. Да, приходилось по многу раз повторять наши правила жизни и быта, объяснять, для чего они и зачем.

Например, Васе очень не нравилось убирать вечером перед сном свои игрушки, его возмущало, что он должен тратить на это время, он злился и не хотел этого делать, но постепенно понял, для чего это нужно и привык к тому, что уборка игрушек по своим местам входит в обязанности всех детей в нашем доме.

Тем, кто думает о том, чтобы взять ребенка в семью, Мария советует читать как можно больше реальных историй других приемных родителей.

У него случались истерики по разным причинам, он мог убегать в другую комнату от нас, кричать, ругаться, бить подушку, но мы не оставляли его с этими эмоциями наедине, а приходили к нему, обнимали, спрашивали, что случилось, чем он так расстроен, что он чувствует.

Поначалу его даже пугало такое внимание, но мы считали важным научить его понимать свои чувства, осознавать, что именно его огорчило или обрадовало.

И сейчас это дает свои плоды: если он готов расплакаться или разозлиться, то стоит у него спросить, что случилось, как он начинает думать и рассказывать о своих чувствах, и это позволяет ему быстро справиться с нахлынувшими эмоциями и вести себя адекватно ситуации.

Как мы боролись с матом

Отдельно пришлось бороться с нецензурной лексикой. Вася рос в неблагополучной среде, где материться было нормой, поэтому по-другому выразить свои мысли и эмоции он не умел. Скоро ругательства и игры «в пьяных» выучили все.

Тогда я объяснила Васе, что это слова грубые и их не нужно использовать, а чтобы ему было легче отвыкнуть материться, мы с ним договорились, что если ему очень захочется их сказать, то он сделает это мне на ухо, а не вслух.

Читать также — Как отучить ребенка материться? 7 советов психолога

И сейчас бывает, что в какой-то ситуации он подбегает ко мне и на ухо говорит: «Мама, я сейчас вот так хотел сказать!» — и дальше следует лихой матерный заворот. Я его выслушиваю и отвечаю:» Молодец, что ты сдержался и не сказал этого вслух!»

Я его не ругаю, если вдруг у него не всегда получается вести себя, как нужно, и это тоже помогает ему бороться с дурной привычкой и постепенно бранных слов становится все меньше, как и асоциальных игр. Теперь они с Сарой играют в игры, обычные для своего возраста.

Вася анализирует свои потери и приобретения

На сегодня прошло почти полгода с тех пор, как Вася живет у нас, самый острый период адаптации позади. Мы взяли его в семью в тот момент, когда горе от потери обоих родителей еще не сгладилось временем. Его родной отец, которого он очень любил, умер у него на глазах. А мама скончалась от алкоголизма буквально через неделю после того, как Васю забрала опека.

Сейчас, когда острота переживаний спала, наступил этап, когда он анализирует свои потери и приобретения, сравнивает свою прошлую и настоящую жизнь. Конечно, он сожалеет о том, что не может жить там, где рос, скучает по ушедшим родителям, по друзьям, оставшимся в детдоме и в родном дворе.

Мы много беседуем с ним об этом, слушаем его и сочувствуем, не обижаемся, когда он говорит, что лучше было бы ему остаться в детском доме, не пытаемся доказывать, что мы лучше, чем были его кровные родители, потому что понимаем: потеря семьи – это большое несчастье, и должно пройти время, в течение которого он сам все поймет и примет.

Приемышу тяжелее всех

Когда приемный ребенок оказывается в семье, то какое-то время всем тяжело, но именно приемышу тяжелее всех.

Вася справляется с новой для себя ситуацией наилучшим образом: он слышит слова, обращенные к нему, умеет верно оценить ситуацию и соотнести свои интересы и желания с интересами семьи и желаниями других детей, он проявляет солидарность, ищет компромиссы в отношениях, и в то же время может отстоять свою точку зрения, если ему это нужно.

Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Эти ценные качества помогли ему подружиться со всеми нашими детьми. Сара была готова к появлению нового брата, для нее приемные дети не являются чем-то новым, так как ее старший брат Андрей – приемный, и она об этом знает с раннего детства. Поэтому она даже ждала Васиного появления, и они довольно быстро нашли общий язык.

У Васи очень доброе сердце, и он быстро расположил к себе других детей в семье.

К Андрею Вася какое-то время приглядывался как к парню, старшему по возрасту, от которого можно ожидать агрессии. Когда Андрей в своей манере комментировал Васины действия, тому поначалу казалось, что он смеется над ним. Но потом Вася быстро понял, что Андрей – совершенно безобидный, мирный и добрый, перестал настороженно к нему относиться, наоборот, глядя на то, как мы обращаемся с ним, стал сам проявлять заботу по отношению к старшему «особенному» брату.

Сложнее всех пришлось малышу Саше, ведь именно ему пришлось делить с Васей мое внимание! Поначалу Саша не понимал, почему не его берут на ручки и обнимают, а Васю, и ревновал меня к своему новому брату. Но у Васи очень доброе сердце, и он быстро расположил к себе малыша и стал для него примером для подражания в любом деле.

Читайте больше реальных историй других приемных родителей

Когда ты видишь, как приемный ребенок вливается в твою семью, меняется в лучшую сторону и делает успехи, это дает огромный ресурс справляться со всеми трудностями.

Тем, кто думает о том, чтобы взять ребенка в семью, я бы посоветовала читать как можно больше реальных историй других приемных родителей, т.к. этот путь состоит из множества сложностей, и нужно правильно оценить свои силы.

Немаловажно понимать и учитывать, что приемный ребенок – это ребенок с прошлым, в основном травматичным, которое всегда будет с ним, и все, что вы дадите этому ребенку, будет ложиться и преломляться через его прошлый опыт. Но только в семье у человека есть возможность самому стать любящим родителем, хорошим профессионалом и достойным гражданином своей страны. Никакая другая система не научит человека любить, понимать себя и других, ориентироваться в жизни и созидать свое будущее.

Помимо создания баз детей-сирот, волонтерства и прочих мер, которые существуют, я считаю, что нужно сделать детские дома более открытыми для посещения, чаще проводить мероприятия с участием детей из приютов, для того, чтобы у людей было достаточно времени на знакомство с этими детьми, потому что при усыновлении ребенка важна возможность присмотреться к нему, оценить свои силы и ресурсы, прежде чем принять решение.

Все фото — из семейного архива Ягодиных.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!