Был один общий, очень страшный момент в таких разных домах ребенка Ани и Оли. Это глаза других детей. У всех расширенные зрачки и тревога во взглядах

Приходишь к своему человечку, берешь на руки. А другие, даже те, кто мимо проходит на прогулку, смотрят на тебя, просто пожирают глазами. Выглядывают в коридор. Ползут в манеже по направлению к тебе. Очень тяжелое воспоминание.

Семья москвички Ирины Бодич пополнялась постепенно. Первой приемной дочерью стала Анюта. Нарисованный ею портрет будущего папы оказался «пророческим» — вскоре Ирина познакомилась с Николаем, который стал ее мужем. У супругов родилась дочка Маргарита.

А вскоре после этого Ирина и Николай увидели в Фейсбуке фото девочки, у которой умерла мама. Крошечной Оле всем миром искали родителей. «Именно муж предложил забрать Олю», — говорит приемная мама.

Знакомство с Олей в доме ребенка. 2018 г.

Сейчас старшей Ане 9 лет. Младшие Оля и Рита практически ровесницы, трехлетки. В своем блоге в Инстаграме и в интервью фонду «Измени одну жизнь» Ирина рассказала, как становилась мамой для каждой из дочерей, почему роды сердцем длятся дольше обычных, чем отличаются адаптации двухлетки, от которой отказалась мама, и грудного младенца из хосписного отделения. А еще о том, как погасить детскую ревность и обуздать собственные страхи за жизнь ребенка.

Дочка нарисовала папу, и я познакомилась с будущим мужем

Знакомство с мужем — анекдот. Как-то раз Анюта нарисовала полного дядьку с бородой и в очках, и сказала: «Это мой папа». Папы у нас тогда не намечалось.

Фильм о Ирине и Ане (Джасмине) в 2014 году снял фонду «Измени одну жизнь».  Ирина рассказывала: «Мне сказали: «Вот у нас еще одна девочка, но ее никто не хочет смотреть, потому что у нее внешность неславянская. И я сразу подумала: «Это мне подходит!»

Я посмеялась и отправилась в известную соцсеть, посмотрела фото подходящих кандидатов… Один молодой человек мне написал сообщение, и это был как раз мой будущий муж.

В первых сообщениях я рассказала ему, что у меня есть приемная дочка. Мне была важна реакция мужчины. Коля обрадовался и предложил нам всем вместе сходить в зоопарк.

Оказалось, что Коля давно уже думал о приемном родительстве. Кстати, идею о том, чтобы забрать в семью нашу Олю, озвучил именно он.

Аня крепко схватила меня за руку

Приемной мамой я стала еще до замужества в 28 лет. Шла к этому решению довольно долго и непросто, были сомнения, которые помогла развеять ШПР.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Старшую дочку искала в базе усыновите.ру, потом записалась к региональному оператору недалекой от Москвы области. Просто наугад. После приема у регионального оператора поехала в опеку маленького городка и так нашла Аню.

Аня-Джасмина: до и после.

Ане было 2,2, когда мы познакомились. Спустя месяц она приехала к нам домой. Дочка (ее до удочерения звали Джасмина) сама обратила на меня внимание при первой встрече, несмотря на то, что в кабинете было человек пять сотрудников дома ребенка.

Она тогда решительно подошла ко мне и крепко ухватилась за мою руку. Сотрудницы дома ребенка удивились, и сказали, что, похоже, это знак.

Детдома: особняк, группа «Ладушки» и очень страшный момент

Дом ребенка Анюты располагался в старинном особняке, и был похож на детский санаторий: высокие лестницы с деревянными загородками, колонны, большие белые двери… Там стояла какая-то особая тишина.

Главврач, пожилая женщина, звонила своему зятю с просьбой срочно набрать побольше воды в баклажки (в городке случилась авария на водопроводе): «Срочно набери побольше, у меня же 40 малышей, маленьким смеси надо разводить!»

Понравилось и отношение к детям, и то, что воспитатель группы подробно рассказала мне о режиме дня, характере Анюты, что любит/не любит из еды, какие есть особенности…

Читать также — 6 вопросов приемных родителей главному психиатру Москвы

В доме ребенка Олишны в большом сибирском городе было много детишек. Не знаю, как в хосписном отделении, не была там.

Но в общей группе «Ладушки» есть неравнодушные люди. Медсестры выхаживали Олю, учили и даже уговаривали ее пить смесь из бутылочки. Кстати, ласковое прозвище «Олишна» дали Оле медсестры малышковой группы. А мы дома еще добавили: Олишна-Кролишна.

Но было видно, как в доме ребенка просто не хватает рук…

Ласковое прозвище «Олишна» дали Оле медсестры малышковой группы.

Знаете, был один общий, очень страшный момент и в том, и в другом учреждении. Это взгляды других детей. Приходишь к своему человечку, берешь на руки. А другие, даже те, кто мимо проходит на прогулку, смотрят на тебя и пожирают глазами. Выглядывают в коридор. Ползут в манеже по направлению к тебе… И у всех расширенные зрачки и тревога во взгляде. Очень тяжелое воспоминание.

Дети не должны жить в детдомах, потому что для ребенка мама — это весь мир. Ребенку нужен близкий человек, постоянный.

Младшую дочку мы не искали

Мы тогда даже не собирались брать ребенка в семью. Но, видимо, Оле была очень нужна мама…

Про Олю мы узнали из сообщения в Фейсбуке.  Мне написала знакомая приемная мама, которая видела Олишну в доме ребенка, когда забирала оттуда своего сына…

Фото Олишны в базе — серый птенец с трубкой в носу, совсем один со своей болезнью и бедой (био-мама умерла вскоре после родов) — поразило нас с мужем в самое сердце.

На первой встрече с Оленькой было море эмоций. Так как по сведениям регионального оператора ребенок был тяжелый, находился в хосписном отделении, питался через зонд.

Рита и Олишна — младшие сестренки.

Но к моему приезду Оля начала сама есть из бутылочки, и ее перевели в общую группу для малышей. Это была нечаянная радость!

Читать также – Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Олька уже улыбалась, пыталась играть, с интересом глядела по сторонам. Она была страшно худая, и весила как былинка. В 8 месяцев — чуть больше 4 кг.

Адаптация двухлетки и грудничка

С Анютой мы прошли трудную адаптацию. Она очень плохо спала, часто кричала подолгу, всего боялась. А я была неопытная и тревожная мама.

Олишна обошлась почти без адаптации. Она была совсем слабенькая, кушала и тут же засыпала. С первых дней очень полюбила Аню. Оле исполнилось 8 месяцев, когда мы ее забрали, Рите (своерожденной дочке) тогда было 6 месяцев, Анюте — почти 7 лет.

Ирина с Ритой и Олей. День рождения — 2 года.

Про свою адаптацию к Оле скажу так: мне было страшно, какой-то физический страх охватывал меня, когда я переодевала и купала дочку. При взгляде на ее худобу вспоминалось выражение «узники подземелья», страшно было читать выписки из больниц.

«Переведена в дом ребенка в хосписное отделение, тяжелая гипотрофия, пролежень затылка…» Страх и тревога, что будет дальше, как мы справимся…

Читать также — Вы готовы принять особого ребенка? 10 вопросов для самооценки

Пережить протесты и «поставить ребенка на ноги»

С Аней пришлось пережить протестное поведение и истерики. Объяснить маленькой девочке причины ее гнева и неприятия взрослых. Аня пережила огромную травму, отвержение со стороны кровной мамы.

У бабушки — три внучки, а у папы — трое дочерей.

С Олей — в прямом смысле «поставить ребенка на ноги». Надо было откормить ее, отогреть, реабилитировать. Не счесть, сколько сеансов массажа провели Оле с суперспециалистом.

Когда Олишна начала прибавлять по килограмму в месяц, переворачиваться, ползать, садиться, агукать — мы все выдохнули!

Бывало, хотелось рыдать

Были моменты, когда опускались руки. С Аней — после ее срывов, длительных истерик, которые не гасились ничем.

С Олей — в самом начале пути, когда впереди была неизвестность, трудно было принять своего ребенка особым. Тяжело, когда медики давали прогнозы: «Никогда не будет полноценной».

Оля пошла в 1 год 11 месяцев, накануне Дня Победы. Это была ее личная и общая победа семьи над всеми плохими прогнозами.

Поддерживали и близкие, и знакомые приемные родители. И сама я решила, что мне неважно, особый или обычный мой ребенок.

Главное, она жива, она растет, улыбается, не испытывает боль.

Медпомощь нужна обеим приемным дочкам

Нашим детям необходима медицинская помощь. Необходимы грамотные педиатры, неврологи. Очень важна возможность реабилитации.

И с Аней, и с Олей мы прошли и будем еще проходить курсы занятий с нейропсихологом, нейрологопедом, дефектологом. Нужен массаж, ЛФК, бассейн.

Аня нарисовала портрет будущего папы, а вскоре Ирина познакомилась с Николаем и вышла за него замуж. 

Сложность, в первую очередь, в том, что качественно и бесплатно такого рода помощи не бывает. Ну и тайм-менеджмент необходим, чтобы все успеть.

Читать также — Как получить консультацию психолога фонда «Измени одну жизнь»

Правда, в плане медицинской помощи по Олиным основным диагнозам мы получаем прекрасную государственную медпомощь.

Рождение сердцем — более долгие роды

Кровную дочку Риту я рожала около суток. Я знаю, что бывает по-разному, но у меня принятие Риты произошло в момент, когда мне ее положили на грудь.

Рождение сердцем — более долгие роды, чем обычные. С Анютой роды затянулись на полгода сложной адаптации, Олюську я родила «побыстрее». И всех троих очень сильно люблю.

Читать также — «Я не могу полюбить приемного ребенка». 12 советов маминому сердцу

Что касается принятия, любви, то к Анюте материнское чувство пришло не сразу, после трудностей и ежедневного «взрыва мозга», наверное, через полгода адаптации.

А с Олей — еще до нашей встречи. Она как будто позвала меня…

Любовь, ревность, успехи

Ревность у детей, конечно, есть. И старшая ревнует к мелким. И мелкие дерутся за внимание мамы и игрушки.

Всем стараемся уделить личное внимание. И постоянно проговариваем, что девочки — сестры, что это круто, когда есть сестра, и что вместе мы можем гораздо больше. Маленьких учим жалеть друг друга, меняться игрушками…

У Оли появились мама, папа, старшая сестра, а еще сестренка Рита, которая про возрасту почти близнец, плюс веселая подружка в играх. 

Дети в семье очень меняются. Про Олю вообще можно сделать коллаж из фотографий «до» и «после». И сразу будет видно.

Восемь месяцев угасал человечек. А сейчас — розовые щеки, хитрющие глаза и обаятельная улыбка!

Анюта дома в первый год выросла на 19 (!) сантиметров, научилась говорить, перестала бояться всего на свете…

Изменить собственную жизнь

Взрослые тоже меняются с приходом приемных детей. Какие-то моменты поведенческие перестают волновать, появляется дзен. Где-то приходят новые родительские навыки и компетенции.

Мое окружение почти не изменилось. Но некоторые знакомые и даже родственники «отсеялись».

Мысли о счастье

Ощущение счастья, конечно, когда видишь их, играющих вместе. Когда Рита с Олей обнимаются, когда Аня подходит со словами: «Мам, я тебя люблю!»

Ирина постоянно проговаривает детям, что девочки — сестры, что это круто, когда есть сестра, и что вместе мы можем гораздо больше.

Нереальное счастье от первых шагов Оли! Она пошла в 1 год 11 месяцев, накануне Дня Победы. Это была ее личная и наша общая победа над всеми плохими прогнозами.

Найти ребенку маму

Чтобы помочь детям найти родителей, делаею репосты в соцсетях. Очень радуюсь, если потом узнаю, что ребенок в семье. Лично мне пока не удалось самой помочь найти семью детям, но вдруг?

Зато Олишну мы ведь нашли именно через соцсеть!

Присоединяйтесь к акции «Стань Ангелом-Хранителем для ребенка из детского дома!»

Все фото — из семейного архива Ирины Бодич.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!