Найти «своего» учителя
Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок нашел «своего» учителя. Того, чьих уроков он будет ждать и готовиться к ним. Того, о котором будет потом говорить со своими детьми. Сегодня, в День учителя, приемные родители рассказали, удалось ли им найти таких педагогов своим сыновьям и дочкам. О том, какую роль играют учителя в жизни приемных детей, читайте в материале фонда «Измени одну жизнь».
Диана Машкова, журналист, писательница, руководитель клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра», мама четырех детей, трое из них приемные:
«Роль учителя в жизни приемного ребенка очень важна. Ведь после детского дома или интерната ребенок должен освоиться сначала дома, а затем и в коллективе школы. Тем более, если он уже не малыш. И тут учитель должен суметь выстроить отношения с учеником, чтобы он смог поверить в себя и свои силы, почувствовать поддержку, а также предоставить ребенку возможность проявить себя в новом качестве.
Поначалу наша дочь Даша боялась идти в школу. Примерно неделю, можно сказать, сопротивлялась – «я туда не пойду», «я там никого не знаю». Потом мы поговорили с классной руководительницей. Это Щербакова Ирина Анатольевна, учительница русского языка и литературы в школе №2070. Я рассказала об особенностях детей-сирот, подарила книгу Людмилы Петрановской.
И классный руководитель нашла подход к нашей девочке. Дала ей возможность участвовать в дискуссиях на уроках, продемонстрировать, что она – обычный ребенок, такой же, как и все остальные. Вместо двоек и троек по русскому Даша стала получать твердые четверки, а по литературе – пятерки.
Мне кажется, когда настоящий учитель понимает, что ему предстоит обучать ребенка из детского дома, он сам принимает это как некий профессиональный вызов. Преподаватель проверяет свои возможности – сможет ли он найти подход к такому ребенку? И если учитель любит свою работу, он обязательно с вдохновением и интересом возьмется за такое дело. Классный руководитель нашего приемного сына Гоши, опытный педагог Вера Николаевна, к счастью, проявила себя также.
Я сама раньше преподавала в вузе английский язык. И понимала, что со студентами важно найти контакт, наладить с ребятами отношения. Тогда не будет обид, обсуждений за спиной, неприятных разговоров, а мотивация к учебе только повысится. Я со студентами ладила, очень надеюсь, что и мои дети будут также общаться со своими преподавателями».
Светлана Строганова, мама пятерых детей, трое из них приемные:
«Мои приемные дети еще не ходят в школу. Поэтому расскажу об Алле Борисовне Шпикаловой, преподаватель по виолончели Детской школы искусств им. Н.Г. Рубинштейна. У Аллы Борисовны занимается моя дочка Соня, ей 6 с половиной лет.
Учитель музыки — просто потрясающая. И как человек, и как учитель. Я не ожидала, что можно вот так взять и влюбить ребенка в инструмент, хотя до игры реальной там еще далеко, и пока только Соня щипает, да стучит в ладоши. Тут дело в том, что Алла Борисовна сама влюблена в музыку и в инструмент, и к детям относится, как к детям и к работе, как к работе.
К сожалению, бывает такое, что и к детям, и к работе учителя относятся как к досадной необходимости и помехе в жизни. Поэтому у меня даже нет особенных ожиданий каких-то. Хотелось бы, чтобы к приемным детям относились как к обычным — собственно, они такими и являются. Разве что с учетом отставания моей дочки Оли, сейчас ей 5 лет, возможно, когда она пойдет в школу, ей надо будет больше уделять внимания».
Даниил Новиков, редактор фонда «Измени одну жизнь», отец двух детей, один приемный:
«В школе, куда я устроил своего сына Игоря, конечно, очень тепло отнеслись к приемному ребенку – директор педкомплекса, его замы, директор школы, завотделением – вся администрация думала, какой класс ему лучше подобрать. И подобрали – с молодой и активной классной, которая тоже помогала все три года, что Игорь учился в Пскове. Мы не афишировали его сиротский статус, но и не скрывали — решили, что если это всплывет и будет непонимание, то сразу поговорим об этом на родительском собрании.
В Эстонии, куда мы перебрались год назад, все было примерно так же, с одним существенным отличием — Игорю впервые за всю его ученическую «карьеру» стало нравиться учиться. Удивительно, но в восьмом классе подросток вдруг осознал тягу к географии и биологии, обществознанию и химии.
Отчасти это произошло от того, что школьная программа в Эстонии в десятки раз легче российской. Но главный секрет в том, что здесь исповедуется другой принцип — не ученик подстраивается под школу, а школа под ученика. Любого. Неважно — приемный ли ты ребенок, беженец, колясочник или просто ребенок с ЗПР — школа найдет подходящее решение конкретно для тебя. Вплоть до индивидуальных занятий и особой программы.
Я наблюдал однажды, как третьеклассники, явно чересчур расторможенные, носились, ползали, валялись и протирали пыль в коридоре уже после звонка. Это был первый урок Игоря в эстонской школе, и в этот момент его как раз представляли его новому классу. Я хотел, конечно, послушать, стоя рядом с входом в класс, но шумные третьеклассники мне не давали. Я все ждал, когда кто-нибудь из взрослых сделает им замечание и шикнет, но вот прошел завуч, потом другой учитель, третий — и никто не шипел. Все только интересовались, какой у них урок и где.
А потом появилась их учительница, и молча, спокойно, с улыбкой, взяла каждого мальчика за руку, и отвела в класс. Это был высший уровень учительского мастерства — я сразу осознал, что в этой школе понимают, как работать с любыми особыми детьми, и не требуют от них того, что им не под силу.
А если говорить про конкретного учителя, который повлиял на жизнь Игоря, то это, пожалуй, был тренер по лыжным гонкам в школе-интернате, откуда я его забирал. Николай Анатольевич, кажется, так его зовут. Красногородская «Агрошкола», Псковская область. Этот немолодой уже мужчина — один из таких подвижников, которых можно встретить в доброй половине интернатов в России.
Такие люди — фанаты своего дела — могут организовать столярную мастерскую, футбольную секцию для девочек, туристический клуб, радиомастерскую, да что угодно. И тогда все дети будут заниматься в столярке, рубиться в футбик, балдеть от запаха тайги и обожать ковыряться с паяльником.
Вот Николай Анатольевич — он их таких. Неведомо как, но он умудрился собрать у себя в подсобке на бюджетные деньги первоклассный парк лыж и всего необходимого для их обслуживания. Он вывозил детей на все региональные соревнования, и дети побеждали там. Еще когда Игорь был в интернате, он на моих глазах выиграл областное первенство по лыжам и поднялся на пьедестал. А когда я забирал Игорька домой, мы зашли попрощаться с тренером, и стало как-то не по себе. Вот он выращивал-выращивал чемпиона, а теперь его увезут, и кто-то другой будет почивать на лаврах. И таких историй в практике красногородского тренера — не одна и не две. Много детей ушли в семьи, и это здорово.
Но он продолжает тренировать в интернате тех, кто остался. Выигрывают уже меньше, но подвижник все равно продолжает работать и правдами и неправдами выбивать финансирование на свою секцию. Кстати, в «Агрошколе» есть еще и велосекция — с таким же подвижником-тренером.
Так что Игорю повезло — он с упоением рассказывал про много дневные велопоходы, в которых принимал участие в 10-11 лет. И ему даже потом приписали личный велосипед. Но Игорь стал успешным не в велогонках, а в биатлоне — последней зимой даже принимал участие даже в первенстве страны — поэтому я рассказываю именно о Николае Анатольевиче, который и привел мальчишку в лыжный спорт. В общем, есть еще в России настоящие УЧИТЕЛЯ, и когда я редактирую для фонда «Измени одну жизнь» партию роликов из одного учреждения, например, Камчатки, и в кратком описании у каждого второго ребенка, даже девочек — «увлекается самбо» — я понимаю, что в этом учреждении есть Учитель, который заражает своим энтузиазмом всех: и детей, и взрослых. И тогда за этих детей становится спокойно: они уж точно не пропадут».
Анна Богатырева, врач-педиатр, мама четверых детей, двое из них приемные:
«Старших детей мы сразу отдали в частную школу, где работали друзья. Учителя были прекрасные, дети учились с удовольствием. В 6 классе их пришлось перевести в обычную среднюю школу, и сразу начались проблемы. К 11 классу оба поменяли несколько школ, дочь заканчивала школу экстерном.
Наши младшие приемные мальчики, как и все дети, разные. Но если один сможет учиться в обычной школе, то в случае второго это сопряжено с большими сложностями. У него есть свое мнение на все, он пытается перетягивать внимание на себя, не готов подчиняться правилам, не говоря о том, что в силу его заболевания он еще и внешне отличается от обычных детей. При этом у него абсолютно нормальный интеллект и способности. Поэтому при выборе школы мы даже не рассматривали возможность обучения в государственной школе. Мы искали максимально комфортную частную школу.
Наши требования к школе: доброжелательная атмосфера, индивидуальный подход, желание пробовать и совместно решать проблемы без нравоучений и нотаций. Задача 1 класса: научиться читать считать и писать без неврозов у детей, учителей и у родителей».
«Мои дети учились в прогимназии – спецшколе с английским языком. Сначала там училась дочка Саша, затем пошла Маша. Обе были буквально под крылом у классной руководительницы. Она была таким домашним, уютным человеком, звонила нам, чтобы посоветоваться по поводу того, как ведут себя дети и что нам с ней совместно необходимо предпринимать в той или иной ситуации. Я была очень рада, что мы с учительницей совместно решаем проблемы.
И это очень важно – комфортно подвести ребенка к средней школе, чтобы он умел и работать в команде, и находить самостоятельные решения, и мыслить свободно, а не шаблонно. Всему этому моих детей научили.
Моему сыну Артему, мальчику с очень непростым характером, попадались все учителя, которые готовы были понять и принять. И это здорово, ведь и от этого выигрывают все: учитель, родители и ребенок.
Отдельные слова благодарности я бы сказала Машиному тренеру по прыжкам в воду и Сашиной учительнице по музыке. Дети с удовольствием занимаются. Одна – спортом, другая музыкой. Если видеть, к примеру, как Саша бросает учебники и садится играть на фортепиано, сразу становится понятно, что педагог сумела передать девочке свою любовь к инструменту. Вот это настоящий учитель!
Я считаю, что учитель – это не тот человек, с которыми завоевывают медали и грамоты, а тот, который учит любить свой предмет. Так учит, что дети без этого занятия просто жить не могут!
Очень хочу, чтобы такие учителя были у моей трехлетней Василисы. Уже сейчас, в детском саду она получает заметно больше внимания от воспитателей. Мы не скрываем, что ребенок приемный. И к ней прекрасно относятся и сотрудники детсада, и родители детей».
Наталья Родикова, главный редактор журнала «Домашний очаг», мама троих детей, один приемный:
«К сожалению, в школе наш сын Андрей так и не нашел «своего» учителя, итогом стало то, что из школы мы в конце концов ушли на семейное обучение. Но все же в день учителя мне есть кого вспомнить добрым словом. Андрею тогда было четыре года, и у нас были большие сложности с речью, она была аграмматичная, то есть никаких падежей, никаких связок, ну и так далее, в общем, русский язык сыну давался трудно, совершенно как иностранный. В конце концов у нас даже началось заикание на нервной почве, потому что сын очень волновался, что сейчас опять скажет неправильно.
Стало понятно, что нам все же нужна коррекционная группа, и буквально во дворе нашего дома нашелся сад, где такая группа есть. И в ней оказался прекрасный, терпеливый дефектолог, которая изо дня в день с большим вниманием и пониманием с Андреем занималась. Такого дефектолога мы искали по самым прославленным центрам, а нашли в обычном саду во дворе.
Но еще большим чудом было то, что там мы встретили потрясающую, любимую навеки воспитательницу — Марину Карленовну Симонян. Как отлично, запросто, душевно, нежно общалась она со своей группой, а ведь многие дети там были гораздо более «особенные», чем наш, с серьезными неврологическими заболеваниями, требовавшие и сил, и понимания.
Никогда не любила фразу «любовь все лечит», но тут впервые в жизни увидела такое чудо. Как она встречала утром свою группу, целовала, обнимала, помогала переодеться, сушила варежки на батарее. Как гуляла с ними. Как ворковала, как укладывала спать.
Нашего сына, я уверена в этом до сих пор, «вылечила» от его неуверенности в себе и от заикания именно она — Марина. Да, дети звали ее так, без отчества — просто Марина, хотя она была взрослой женщиной, со своими взрослыми детьми. В ее группе я впервые увидела сына раскрепощенным, очень довольным собой мальчишкой, который чувствует, что его любят, а ведь в нашей семье он к тому времени жил уже два года. Всегда в День учителя вспоминаю Марину Карленовну с огромной признательностью, роль ее в раскрытии Андрея и для него, и для нас – неоценима».
Лана Истомина, мама шестерых детей, четверо из которых приемные:
«Мне и моим детям повезло: Марина Владимировна Климова, директор школы №830, сразу согласилась взять на обучение наших приемных детей, подростков Настю и Льва. Хотя я предупредила, что дети приемные и пока не очень понятно, каких успехов в обучении от них ждать. А мы ведь даже по месту прописки к этой школе не относились.
В итоге Настя окончила 9 классов и учится в колледже. А Лев смог добиться большего: он перешел в школу с физико-математическим уклоном, успешно сдал ЕГЭ и поступил в ВУЗ. В этом году Марина Владимировна еще раз не побоялась испортить школе рейтинги и помогла еще двум нашим дочкам, теперь тоже ученицам школы № 830. Большое ей спасибо за неравнодушие!».
Карина Гесс, мама семерых детей, из них пятеро приемных:
«День учителя – конечно же, праздник. От учителя зависит очень много. Но не надо забывать, что приемные дети во многом отстают от своих сверстников. И когда дети из интернатов приходят в обычную школу, им очень тяжело адаптироваться. И здесь так важна помощь и поддержка учителя.
Но родителям надо понимать, что если их ребенок, к примеру, в 9-10 лет толком не умеет читать и писать, то в школе ему будет очень тяжело. И очень важно, чтобы родители тоже много времени и сил посвятили ребенку. С ним надо сидеть и упорно заниматься.
При этом ни в коем случае не надо ссориться со школой. Родители и учителя должны приложить совместные усилия, чтобы помочь ребенку адаптироваться в школе, развить любознательность и научить учиться.
Сейчас мы живем в пригороде, ребята учатся в местной обычной школе. Учителя – молодые, энергичные, не уставшие от жизни. Они быстро находят общий язык и с учениками, и с родителями. Надеюсь, что наши дети получат образование и найдут свое дело в жизни».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Комментарии
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.