Блог Татьяны Мишкиной. Вопросы в блоге о мотивации
Мне пишут потенциальные мамы, желающие усыновить ребенка. В их письмах нередко сомнение и страх перед приемным родительством.
Часть 18. Вопросы в блоге о мотивации
Читать все записи в блоге Татьяны Мишкиной
Я не успокаиваю мам и никогда не обещаю, что все будет хорошо. Ведь намного честнее и правильнее не вступать на этот путь до того, как ты полностью убедишься, что готов. Хотя, признаюсь, сегодня я уверена, что ко всему нельзя подготовиться. И тем не менее.
Приведу несколько вопросов из переписки. И моих ответов, соображений, мыслей по данному поводу. Разумеется, не как образец, ни в коем случае! Я сама всегда в сомнениях относительно правильности наших с мужем суждений, действий.
Все изложенное ниже – не более чем повод для размышлений. Очень необходимых размышлений и очень важных. Лучше все сто раз обдумать и передумать, чем решиться и понять, что совершил ошибку. Потому что цена этой ошибки – судьба человека.
?Вы боитесь смертельно опасных диагнозов ребенка, того, что он умрет или будет тяжелым инвалидом?
Я понимаю Вас. Я тоже боюсь за моих не особенно здоровых деток.
Но мне было бы страшнее в миллион раз знать, что мой малыш будет умирать в приюте или интернате, лишенный любви, поддержки и заботы. Пусть мои дети проживут столько, сколько им отмерил Господь, дома, полноценной счастливой жизнью, в окружении родных и друзей.
Мне казалось раньше, например, что мы не смогли бы ни за что усыновить ребенка с ДЦП, потому что реабилитация, в этом случае, нам просто не по карману. Казалось так до тех пор, пока муж с дочерью Сашенькой не оказались в одной палате Морозовской больницы с мальчиком Богданом, у него — ДЦП. Богданчику было на тот момент четыре с половиной года, но он только лежал, практически ничего не видел и общался при помощи мимики и плача.
Мама Богдана отказалась от него сразу после рождения, и свою недолгую трудную жизнь малыш провел в учреждениях для сирот. К слову, о прекрасном уходе за детьми в подобных учреждениях, Богданчика с острой болью поместили в больницу в пятницу, а нянечка-сиделка от учреждения, в котором содержался мальчик, объявилась только во вторник.
У ребенка с собой не было ни памперсов, ни даже сменного белья. Малыша просто привезли и бросили, фактически, на медицинский персонал больницы.
В шестиместной палате большинство родителей пациентов были очень недовольны таким соседством, ведь Богдан непрерывно плакал, а медсестры попросту не успевали с ним нянчиться. Эту функцию поделили между собой одна из мам маленьких пациентов и мой муж.
Уже после возвращения домой муж рассказывал, как укачивал бедного малыша, менял ему подгузники и как Богдан практически сразу стал узнавать его, улыбаться и смеяться, когда муж подходил к его кровати или прикасался к нему.
В тот момент для нас стало очевидно, что не всегда самое главное – ресурсы и реабилитация. Возможностей у детского дома в Москве намного больше, чем у большинства семей в России, и, тем не менее, ребенок брошен и забыт всеми.
Анкета Богдана в ФБД — по ссылке
Если бы только у нас была возможность, мы непременно бы забрали Богдана в семью. Возможно, мы не смогли бы найти средства на лучших специалистов, но мальчик был бы обласкан и любим. А так – по силам, по капельке можно многого добиться, найти способы и варианты.
Да, вероятность того, что он с таким сложным здоровьем смог бы встать на ноги и заговорить, ничтожно мала. Но по глазам мужа я видела, как дорого стоит просто улыбка этого ребенка.
Уверена, что дома, в окружении родных людей, он улыбался бы чаще. Ведь даже просто навскидку можно придумать множество способов общения, даже если малыш имеет такое здоровье:
- Можно читать вслух книги. Ведь даже если Богдан не понимает речь, ему приятно слушать знакомый голос.
- Слушать вместе музыку, смотреть мультфильмы – лучше в обнимку, всем вместе!
- Можно гулять, кататься в коляске. Думаю, он не настолько тяжелый, чтоб нельзя было взять его на руки – и вместе качаться на качелях.
- Можно встречать закаты и рассветы, загорать и купаться летом, зимой – кататься с гор на санках или просто валяться в снегу! Можно гулять под дождем, укутавшись в плащ. И ловить капли ртом. А потом – смотреть радугу. С нашего балкона ее отлично видно.
- Можно играть вместе с моими карапузами. Женя бы сам приносил игрушки Богдану, развлекал его, как он делал это с Сашей, пока та не только лежала.
- Можно пускать мыльные пузыри. Или солнечных зайчиков! И пробовать поймать их ладошкой.
- Можно делать массаж друг другу. Как умеешь, в меру сил. Главное тут не мастерство, а ласка.
- Можно играть в пальчиковые игры. «Гуси-гуси», про Серого Козлика – наши любимые!
- Можно купаться в ванне. С пеной – ароматной и белой!
- Можно рисовать: карандашами, пальчиковыми и обычными красками. Или пальцем по муке.
- Можно качать Богданчика в одеяле. Мои дети это обожают просто!
- Или медленно накрывать всех троих тонкой простыней, чтоб она красиво взлетала и опускалась, «прятала». Без этого мы постель утром не убираем!
- Можно петь песни. Кто как умеет – главное, с душой!
- Можно приготовить вкусности и вместе их есть. И радоваться!
- Можно засыпать в обнимку с мамой. Или слушать колыбельные песни перед сном.
- Можно красиво наряжаться, и фотографироваться всем вместе! А после – смотреть фотографии и отправлять их по скайпу бабушке.
- Можно постараться быть счастливыми. Несмотря ни на что)
Молюсь, чтобы Богдан попал, наконец, в семью, и все для него сбылось, пусть не с нами.
? Вы боитесь того, что ваш малыш никогда не сможет стать полноценным?
Я боюсь, что моя не совсем обычная доченька будет одинока в этом мире и не сможет раскрыть свой потенциал полностью, у нее просто не будет такого шанса. Боюсь, что сам мир, ориентированный на норму, будет отторгать таких, как она, а я не смогу защитить, потому что меня не будет рядом. Вернее, не боюсь уже – мы же теперь вместе, и нам все по плечу!
А еще, я все время думаю над тем, что у любой медали есть оборотная сторона. И тот факт, что Саша солнечный ребенок, нас ни в чем пока не ограничивает. Напротив, перед нами распахнулось множество дверей, появилась масса новых знакомых. Мы встретились с центром Сияние, который стал, по сути, вторым домом для обоих моих детей. Сашенька делает с каждым днем новые успехи, развивается и растет. И пришло понимание, что просто жить, не сравнивая, самый верный путь к счастью.
? Боитесь сложностей переходного возраста, что ваш ребенок станет неуправляемым и «проснутся гены», которые уничтожат вашу жизнь?
Признаюсь, и мне боязно. У моих детей есть особенности здоровья, которые они, пока еще, в силу возраста, не осознают. Но осознание придет неизбежно, и хочется верить, что с нашей поддержкой дети смогут принять себя такими, какие они есть. И что смогут найти свое место в среде сверстников и друзей, стать востребованными, интересными окружающим, успешными. И научатся себя защищать.
Конечно, я переживаю и надеюсь, что и первая любовь, и отношения – все это ждет моих деток впереди. Они более уязвимы и беззащитны во многих смыслах, по сравнению со здоровыми детьми. Их проще обидеть, обмануть, вовлечь во что-то дурное. Это есть. Но на что тогда мы, родители? Будем делать все зависящее от нас, молиться за наших детей. И полагаться за Божью милость. А как иначе?
Но разве этот страх сравним с тем липким ужасом, охватывающим душу, когда читаешь, к примеру, новости о педофилии в детских сиротских учреждениях и понимаешь, что там мог бы быть твой ребенок?
Понимаешь, что ТАМ – еще очень много детей, которым некому помочь, научить, защитить. Для меня это страшнее. Хочется забрать всех, но, за неимением ресурса, помочь хотя бы тем, кому ты помочь в силах.
А гены…
Как подумаю, что у кровного моего ребенка мог бы быть противный характер моей бабушки! Или занудство мужа, или моя чрезмерная эмоциональность. Да много всего «интересного» в роду нашем было, как, впрочем, и в любом другом. Удивляюсь, почему люди боятся генов «чужих» именно? Видимо, им кажется, что они и их родственники сплошь идеальные!
? Многие пишут о том, что боятся ущемить кровного ребенка, лишить его чего-то важного, взяв в семью «конкурента», особенно, если он окажется «проблемным».
Хочется ответить: конечно, он окажется проблемным. Ведь само пребывание в доме ребенка не проходит бесследно. А часто, практически всегда, детки в учреждениях для сирот имеют диагнозы, отставание в развитии, нарушение поведения и т.д.
И, разумеется, кровному ребенку придется потесниться в чем-то, поделиться игрушками, сладостями, иной раз, и родительским вниманием.
У меня были подобные сомнения, когда мы решали, брать ли Сашеньку. Женя, к тому моменту, жил в семье меньше полугода, и у него как раз был очень тяжелый этап адаптации. Я опасалась, что появление второго ребенка может еще больше вогнать его в стресс, еще больше усугубить и без того непростой процесс выстраивания наших с ним отношений.
К тому же, чего греха таить, мы далеко не олигархи. У Жени и так не было самой крутой коляски, брендовой одежды, игрушек и до появления сестренки. Понятно, что на двоих детей расходов будет больше, и мы меньше сможем позволить себе. А значит, меньше будет доставаться сыну.
Примерно такие были мысли. И знаете что?
Не могу сказать, что совсем все прошло гладко, и наши страхи были беспочвенными.
Жене, действительно, было сложно, как и всем нам. Но получилось так, что я переключилась, отвлеклась от проблем с сыном, и это было по-настоящему спасительно. Даже стресс, сложность, не связанные с Женей, были для меня как глоток свежего воздуха – настолько я уже была зациклена на нем одном и переживании всего, что с ним связано.
Сыну это, понятно, пошло только на пользу, ведь он эмоционально уже стал очень связан со мной. Успокаивалась я — и он тоже. Все пришло в равновесие, и это было настоящим благом!
Что касается материальной стороны вопроса – тут, вопреки всем ожиданиям, потерь и вовсе не случилось. Каким-то невообразимым образом и сегодня появляются все новые ресурсы, сюрпризы, подарки, возможности.
И — да, я стала проще смотреть на многие вещи – не так важно, в какой куртке бегает мой сын, какая у него коляска. Никакие игрушки не заменят ему лучшего компаньона и друга – любимую Ватрушку!
Пусть мы не могли позволить себе прошлым летом отдых с детьми на море, не беда! У нас было незабываемое, чудесное лето на съемной даче – полное радостных открытий, смеха и веселья. А встреча с морем нас, по всей вероятности, ждет впереди!
P.S.: И это лето мы, большую его часть, проводим в городе. В день, когда мы узнали о рождении Принца Мишутки, я как раз паковала чемоданы на дачу. На сентябрь (на весь месяц) у нас были куплены билеты на юг, на море.
Я очень хорошо помню наш разговор с Женей, когда я ему сообщила, что у нас, возможно, будет маленький ляля, но в Мошкино и на юг мы поедем тогда позже, только следующим летом. Спросила, что он по этому поводу думает. Его ответ меня очень порадовал.
К чему я веду?
БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ, в первую очередь, перед собой. Всмотритесь в свое сердце, прислушайтесь к нему.
ВЫ ПРАВДА ГОТОВЫ, что этот ребенок войдет в вашу жизнь и круто все изменит? Что будет забирать почти все ваши силы и все время? Возникнет много сложностей и проблем, часто и материальных тоже?
И НИКАКИХ ГАРАНТИЙ!!!
Часто люди, просто случайные даже, говорят, что они бы никогда не решились «на такой подвиг». Говорят, чуть ли не стыдясь, потупив взор. И напрасно! Нет ничего стыдного в том, что человек осознает, что не готов.
Никто и не обязывает всех бежать и усыновлять. Есть много других путей в жизни, других возможностей быть счастливыми и нести добро.
Намного честнее и правильнее осознавать заранее всю ответственность и принять решение, что ты не готов к приемному родительству.
Очень часто в профильных группах об усыновлении всплывает информация о возвратах детей. Это очень печально. И, как мне кажется, это следствие того, что люди не до конца взвесили все, принимая решение об усыновлении. Просто подумайте, остановитесь, не спешите. Цена ошибки – судьба человека.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Ольга
Здравствуйте, спасибо за ваш блог! Много мудрых мыслей. Вы очень вдохновляете.
Самый большой мой страх это что я не справлюсь, что не хватит психического морального ресурса. Мой ребёнок (ему сейчас 3,5) -очень активный, шалун, забияка:) Вобщем то уже перевернул мою жизнь-да, забрал почти все силы и все время, появилось много разных сложностей, хорошо, что не материальных. Но я поняла всю силу любви, настоящей, не временной, всю остроту моей нужности ему. И вместе с этим осознанием пришли мысли о других детках, у которых мам нет. Из плюсов- есть возможность не работать, есть просторная квартира в зелёном хорошем месте, минус- не на кого больше положится. Я одна. Решится сложно, многое переосмыслено и перечитано за эти 3 года. Благодаря вашему блогу стала по другому относится к деткам с заболеваниями. Начну с ШПР пожалуй. Методом маленьких шагов. Я целеустремлённая, на это и буду опираться.
Пожалуйста пишите всё и сложности и победы
Иоланта Качаева
Ольга, невероятно искренний комментарий! Пусть у вас все получается на вашем пути! Мы как фонд готовы помочь, к примеру, у нас бесплатные онлайн-консультации психологов-приемных мам, а также юриста — для кандидатов в приемные родители. И мы очень рады, что вас вдохновляет блог Татьяны!
Наталья
Запоем перечитала все ваши посты. Очень нравитмя ваш стиль написания. Жду продолжения. ?
Татьяна Мишкина
Спасибо! Продолжение непременно будет!)
Наталья
Спасибо огромное за вашу статью. Это реальные страхи. Мои тоже. Я только задумалась о приемстве. И дала себе срок на обдумывание. Самое страшное для меня сейчас, это будущее без меня. И знаете что я придумала: может быть, когда нас не станет, люди будут добрее и будут брать деток не только с дд, но и взрослых семейных на «дохаживание». Как то легче стало. Но пока, это только размышления…
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.