Вот он, ребенок, которого так долго искали! Младенец в кроватке, дошкольник или подросток. Одни из самых важных вопросов приемных родителей - о психическом здоровье их детей.
Специально для фонда «Измени одну жизнь» на эти вопросы отвечает Анна Портнова, главный внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы, руководитель отдела детской психиатрии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России.
Анна Портнова, главный внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы.
1. Передается ли детям от их кровных мам и пап склонность к алкоголизму и наркомании?
— Передается от родителей предрасположенность к зависимости от алкоголя, а не сама болезнь. Но эта наследственность играет куда меньшую роль, чем условия воспитания и развития детей.
У ребенка могут быть определенные качества темперамента, характера (например, гедонистические черты: тревожность, неуверенность в себе), которые могут в будущем способствовать пристрастию к алкоголю. Так же могут наследоваться особенности ферментативной системы.
Читайте также — Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот
Например, недостаток в организме фермента алкогольдегидрогеназы, который катализирует окисление спирта, может также сыграть свою роль в том, что человек в будущем будет страдать алкоголизмом. У некоторых народов, как вы знаете, алкогольдегидрогеназы не хватает, и спиртные напитки эти люди переносят плохо, у них достаточно быстро формируется зависимость. Такие особенности организма могут передаваться по наследству, но, повторюсь, они не являются определяющими.
Определяющее для любого человека — это воспитание в семье, дружелюбная среда, здоровый образ жизни, забота и любовь. Такие условия позволят ребенку с возможной предрасположенностью к алкоголизму избежать этой пагубной привычки в будущем.
Приемные родители способны исправить очень многое, что заложено в ребенке, они в силах помочь создать ему новое будущее, в котором не будет места алкоголю и наркотикам.
2. Какие нарушения здоровья могут быть у детей, если мама во время беременности употребляет алкоголь, наркотики?
— У детей в таких случаях бывает фетальный алкогольный синдром — ФАС (совокупность врожденных физических и психических дефектов, развившихся у плода на фоне употребления матерью спиртного во время беременности – прим. ред.).
Дети с ФАС отличаются от своих сверстников. В частности, у них также есть выраженные задержки в развитии. При этом синдроме у ребенка может быть также и умственная отсталость.
Приемным родителям, которые берут в семью младенца-отказника, и знают, что его кровная мать употребляла алкоголь или наркотики во время беременности, надо понимать, что ребенок может появиться на свет и развиваться и без задержек в развитии.
3. Какой самый ранний возраст ребенка для диагностирования у него возможных отклонений, особенностей в развитии?
— Задержка в развитии есть у всех детей, которые остались без родителей, живут в домах ребенка и детских домах. Просто потому, что они находятся в депривационных условиях, не получают должного развития извне. Если ребенок с задержками попадает в приемную семью – в благоприятную среду для его жизни, его любят, о нем заботятся, то все компенсируется. Он догонит своих сверстников. Конечно, чем раньше его возьмут в семью, тем лучше.
По поводу умственной отсталости. К сожалению, в очень раннем возрасте такой диагноз поставить невозможно. И вряд ли кто-то поможет кандидатам в том, чтобы у младенца определить какие-то серьезные отклонения, поставить диагноз «умственная отсталость».
Задержка в развитии есть у всех детей, которые остались без родителей, живут в домах ребенка и детских домах.
Что касается шизофрении, то это заболевание встречается редко, у одного процента населения. Шизофрения может начаться у вполне здорового ребенка, когда, казалось бы, ничего не предвещало такой болезни, и вдруг — запустился процесс…
Но это не происходит в младенчестве. Заболевание проявляется в подростковом возрасте и позже. К сожалению, ранее диагностировать шизофрению нельзя.
Но если есть информация о том, что один из кровных родителей малыша страдает шизофренией, то вероятность того, что ребенок может унаследовать этот диагноз, увеличивается в несколько раз.
4. Каких диагнозов в области психиатрии приемным родителям стоит бояться, а каких — нет, читая медкарту будущего ребенка? То есть, какие диагнозы могут уйти после принятия в семью ребенка, а какие – нет?
— Если у ребенка диагностирована эпилептическая болезнь с безремиссионным течением, то надо быть готовым к тому, что риск приступов будет сохраняться. Умственная отсталость ограничивает возможности ребенка в будущем. В таком случае он не сможет превзойти свои возможности.
Другие проблемы, к примеру, такие, как задержки в развитии, чаще всего, преодолимы после того, когда ребенок найдет родителей, когда станет жить в семье.
5. Часто родители связывают поведенческие проблемы или проблемы с обучением приемных детей с возможными диагнозами в области психиатрии. Есть ли способы определить, где педзапущенность и следствие затяжного стресса, а где реально надо обращаться к психиатру, у ребенка есть диагноз, требуется лечение?
— Родители сами не определят, этому нужно учиться. Лучше всего показать ребенка специалисту. Не только психиатру, но и психологу, который поможет разобраться в эмоциональном состоянии ребенка, понять, есть ли у него признаки депривации, дезадаптации в новой семье.
Бывает, и наоборот, когда ребенка берут с тяжелым диагнозом, а потом оказывается, что ребенок здоров, что это гипердиагностика. Вплоть до того, что снимается диагноз «шизофрения».
Поэтому начните все же с посещения с ребенком психолога, а уже потом, в случае необходимости, получите консультацию психиатра.
6. Что вы посоветуете будущим приемным папам и мамам, чтобы они смогли убедиться в наличии или отсутствии у будущих детей признаков заболеваний? К сожалению, психиатры, бывает, пугают родителей еще больше.
— Когда в детском доме кандидатам в приемные родители говорят, к примеру, что ребенок не разговаривает, не реагирует на речь, отстает в развитии, надо понимать, что таким образом сотрудники учреждения проверяют мотивацию будущих пап и мам.
Дело в том, что некоторые родители выбирают детей, как товар. Да, бывает и такое, к сожалению. Страшно, что малышей и подростков потом возвращают с претензией – «некачественный товар» дали, «бракованный». Возврат – это страшная травма, в первую очередь, для детей.
Родители должны понимать, для чего они берут в семью приемного ребенка. Он не будет точно такой же, как они. Такой же красивый, как мама, и такой же гениальный, как дедушка. Это — другой ребенок.
Приемные родители просто дают мальчику или девочке шанс на счастливую жизнь, жизнь в семье. Это самая лучшая мотивация, нежели удовлетворение каких-то своих потребностей и честолюбивых замыслов в отношении детей.
Есть родители, которые берут в семью ребят с синдромом Дауна. Такие приемные папы и мамы уже заранее готовы к тому, что их ребенок будет отличаться от сверстников по уровню интеллекта, не поступит в вуз, но в семье он сможет жить, общаться, видеть мир, социализироваться.
У таких родителей нет ложных ожиданий, они принимают ребенка таким, какой он есть, радуются любым, даже самым маленьким его достижениям.
И в отношении любых других детей, не только с синдромом Дауна, тоже надо понимать, что это другие дети, они будут отличаться от своих приемных родителей. При таком настрое будет создана самая лучшая, крепкая и любящая замещающая семья.
Уважаемые родители! Какие вопросы о психическом здоровье приемных детей вы бы хотели задать? Пишите, пожалуйста, в комментариях.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Ирина
Добрый день.
Подросток 15 лет, в семье полгода. Диагноз — умственная отсталость легкой степени поставлен в детском доме.
Прошли невролога — патологий нет (не смотря на травмированное прошлое).
Получили направление к психиатру.
Планирую снять диагноз.
В силу жизненных обстоятельств ранее в школе не учился и не посещал детский сад.
В этом году с нуля успешно закончил первый год обучения в школе (6 класс коррекционной школы).
Научился читать , писать, считать. Учёба даётся с трудом (до 15 лет не учился вообще), год закончили без троек.
Каков механизм снятия диагноза УО с ребёнка и как сделать так, чтобы отсутствие знаний по возрасту (имеется ввиду базовой программы школы для 15 лет) не стало препятствием на пути к этому?
Алиса
У меня ребенок 8 лет(взяли в 1 год). Био мама пьющая наркоманка и алкоголичка, 5 судимостей. Когда брали сидела 3-й раз. Все это было скрыто от нас!!! Узнали через полгода когда пришла бумага на лишение ее родительспих прав, а ребенок уже полгода жил у нас в семье! (Знала бы не стала бы такую брать) Адаптации не было. Точнее ничего почти с трх пор не поменялось. Ребенок вел себя так как-будто был тут всегда. Позже стпло ясно, что для нее все свои и она так себя ведет везде куда бы не пришла (садик, танцевальная студия, школа и т.д.) В любое помещение она слетает с радостью и тут же начинает со всеми общаться. Везде и всюду на нее поступают только жалобы (МЕШАЕТ ВСЕМ ЗАНИМАТЬСЯ И САМА НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ, НЕ СЛУШАЕТ, ОТВЛЕКАЕТСЯ И Т.Д.) Это абсолютно везде!!! Слушать уже невозможно стало годам к 5-ти. Сейчас уже мозг от этого сзрывается, а сделать ничего нельзя. Ей все побарабану. На улице она не ходила за руку или вырывала ее резко и неслась со всех ног по улице с такой скоростью что прлхожие шеи сварачивали глядя на нее. Я кричала на всю улицу чтобы она остановилась, но она от этого ускорялась еще быстрее и при этом громко ржала. До 3-х лет почти не жевала яблоки. Причем все остальное жевала и мясо и другие продукты, а яблоки нет. Другие фрукты ей из-за аллергии было нельзя. Мы их и терли и резали все без разницы. Набивала полный рот и сидела с ними не жуя. А потом просто в один прекрасный день (когда уже и надеяться перестали и стоять над ней показывая как жевать) просто взяла и начала жевать. Ее не пугают никакие наказания она просто делает то что хочет и все! Причем заниматься никогда не отказывается ни чем говорит что все хочет, а по факту ничего нигде не делает толком. Ответственности никакой ни за что нет. На перед ни о чем не думает. Если нужно к чему-то подготовится выучить (песню или стишок) то она об этом не вспомнит и не бадет делать пока не придешь и не сядешь с нкй учить, так же и домашние задания. Так же и уборка комнаты и все остальное. Сама не делает ничего! Бардак в комнате у нее обычное дело. Иногда вообще выглядит как свалка. Бумажки и мусор, а иногда и еда просто кидаются на пол,кровать или туда что было под рукой. И НЕ ПОДНИМАЮТСЯ пока пальцем в них не тыкнешь! Причем тыкать нужно в кпждую по очереди (сама она якобы не видит) и ждать пока она поднимет(а то она мол сразу забывает и вообще это очень сложно все сразу поднять). Вещи не складываются и не убираются на места анплогично пока на кпжлую не ткнешь или не уберешь сам. Портфель каждый день готовлю либо я любо она под мои рукосодством. Сама никогда ни о чем не вспомнит и не подумает! Идя в школу зная что опаздывает ведет себя как-будто вышла погулять(прыгает по сугробам, делает снежки в теплое время года бежит к уточкам и говорит «давай их покормим» и это при том что ей постаянно говорят что она опаздывает и сколько до звонка осталось. А до него может оставаться меньше 5-ти минут. Кстати сказать сремя для нее ни что. Ощущение, что она считает что это ни она должна быстрее одеваться и завтракать, а что и время и все вокруг ее подождут. Никогда никуда не торопится, скольао бы до выхода не оставплось. Кричишь уже «давай быстрее мы уже выйти должны» , а она еле руку к кружке тянет и мрдоенно так ее тянет ко рту. С уроками тоже самое на пятиминутные задания тратятся часы! Одно задание пишет 2 часа. Иногда бывает и больше. На элементарные вопросы иногда не модет ответить несколько часов. Хотя на многие из них сразу же ответили бы даже дети детсадовского возраста. Весь день в итоге тратиться на выполнение зсданий и время ни на что не остается, но торопиться она не пытаетсч. Причем по общему развитию она благодаря занятиям со мной не отстает. В школе она тоже не успевает вечно дописать задания и дописывает дома. На контрольных не успевает решить все задания максимум 2 из 6-ти. Да и вообще учителя говорят что она играет во время урока?, разговаривает, всех отвликает, лазиет под парту или на долго уходит в туалет. Дома естественнт каждую тему мы заново проходим сами. Когда рисует красками вместо того чтобы встать аккуратно и пойти вымать руки может изляпать перед этим стены и дверь сверху до низу или просто берет чеиный маркер и изрисовывает им стены или окно. Пачкает зеркало в ванной хотя все это ее миллион раз просили не делать! В 3 года нам ставили расстройство поведения, но в 7 лет психиатр нас отказалась отправлять на комиссию так-как ребенок по факту по развитию не отстает. Перед школой мы год проходили в психолого-педагогический центр где с ней занимались все специалисты. Обошла с ней кучу психологов (при том что я сама психолог), но проблемы так и остались на одном месте. Чаще всего приходя к специалистам я слышу фразу «Да вы просто сами ее избаловали, все ей позволили вот она вас и не во что и не ставит» , убеждать в обратном бесполезно. С возрастом у нас мало чего изменилось, только что немного поспокойней стала. А основные проблемы никуда не ушли! Перепили кучу препоратов ни один не помог. Что делать в такой ситуации и почему она в свои 8 лет до сих пор так себя ведет? У меня нервы уже на приделе!
Иоланта Качаева
Какая у вас сложная ситуация! Спасибо, попробуем передать ваш вопрос. Но судя по всему, конечно, специалист должен видеть ребенка в реальности, сложно что-то будет говорить, не видя ребенка, к ксожалению.
Ольга
Здравствуйте, у меня такой мальчик, всё слово в слово. Скажите, а как сейчас, по прошествии времени?
Елена
Добрый день!
БОльшую часть из того, что вы описали, делают мои два кровных ребенка. И при этом я не алкоголичка и не наркоманка.
Младшему 2 года и он так же несется к дороге, визжа от счастья. Старшей 8 , 2й класс, троек нет только потому, что я делаю дз с ней.
Это же дети. Да, они ленятся, им неохота делать домашнее задание, убирать кровать, убираться дома. А вам самой очень хочется все это делать? На работу ходить, стирать-убирать-готовить?))
Вот и им не хочется.
в том, что вы пишете, я увидела, к сожалению, неприятие этого ребенка. Вы просто решили, что так проявляются материнские гены.
А вы, вероятно, думали, что она будет вам по гроб жизни прямо начиная с годика благодарна, что вы ее забрали. Этого не случилось. Поэтому такое разочарование.
Но девочке все равно повезло, что она растет дома, а не в интернате. Спасибо вам за это!
Виктория
Спасибо за ваше сообщение. Согласна с вами. Тоже увидела в описании своих детей. Сама и их отец не пьём даже по праздникам. Удивилась, читая, что это поведение относится к ФАС.
Лена
Рекомендую вам и психологам, кто занимается с вашим ребенком список книг: https://vk.com/wall-198375403_725, чтобы понять, что с ребенком. Нужно работать не с последствиями, которые вы видите, а с причинами. А причин много. Одна из них — ваше отношение к кровной семье ребенка. Вам нужна комплексная поддержка и родителям, и девочке.
Ольга
Благодарю за книги❤️🙏🏻
Ирина Слынько
Добрый день ! планирую лететь за ребенком 6 лет ( сейчас ребенок в санатории) . На видео мальчик очень замкнутый , не смотрит в камеру , ничего не говорил ( видео комментировалось педагогом , говорит что мальчик стеснительный , на контакт с новыми людьми идет с трудом ) Как мне при встрече понять что мальчик не аутист ? какие анализы/ медицинские исследования должны быть ? как различить стеснительность / замкнутость и аутизм?
Светлана
Добрый день. Подскажите у био мамы с 7 лет поставлен диагноз энцефалопатия, умственная отсталось лёгкая с отклонения и в поведении. Передаётся ли такое по наследству?
Иоланта Качаева
Светлана, спасибо за вопрос! Постараемся
получить ответы на все.
Александр и Оксана
Здравствуйте! У нас многодетная семья: трое кровных детей и двое приемных. Первый кровный сын — 17 лет; второй приемный сын — 14 лет (ребенок-инвалид по умственной отсталости); третий кровный сын — 10 лет; четвертая — приемная девочка — 9 лет (приняли в 3 года); младший кровный сын — 2 года. Девочку приняли с большой нежностью, привязанностью, ждали ее всей семьей. Девочка конфликтовала сразу со всеми детьми, отстаивала свое право быть единственной, соревновалась со всеми, демонстрировала, что она лучше, быстрее, сильнее. Играли с ней и в кормление грудью, т.к. она хотела «быть маленькой», катали на колясочке, хотелось, чтобы она пережила с нами все, что было упущено. Дочь третировала особенно сильно 3, на тот момент младшего, сына, не давала ночью ему сходить в туалет, кусала его; критику переносила крайне тяжело: переставала разговаривать, залезала в угол за дверь, закатывала там глаза, выдергивала у себя волосы, царапала лицо. Всегда реагировала на полную луну снохождением, бессонницей. С кем не хотела разговаривать, — не разговаривала и в дет. садике и дома. Психиатр ставил диагноз избирательный мутизм. Лет с 5 стало поспокойней, обострения в виде раздражительности, злобы, молчания и издевательств над близкими и слабыми в дет. саду были день через 3. Однако, ближе к 9 годам девочка «одичала»: проткнула ножиком от пластилина плечо приемному сыну с инвалидностью, т.к. он ей мешал играть; засунула годовалого малыша в коробку, закрыла ее, тот рыдал, а она кружилась по комнате и что-то радостно напевала; избила на наших глазах 3 кровного сына ногами в живот, потому что он мешал ей играть. Потом неоднократно жестоко и неожиданно била то детей в семье то издевалась над слыбыми в классе. Была госпитализирована. Поставили диагноз: F88.0, F81.3, F80.0. Психиатр в стационаре на наш вопрос как нам ее воспитывать, на что обращать внимание, сказала: «Я что должна вас учить воспитывать вашего ребенка, сами думайте, вы же ее взяли». Психиатр диспансера сказала, что это все генетика и «ген пальцем не раздавишь». Нам же всегда твердили на школах, что генетика не главное, главное социум. Значит социум в нашей семье не полноценен для данного ребенка. Мы не хотим смиряться, но силы любить и заботиться о данном ребенке покидают меня (маму) при каждом ее нападении на других детей. Мне стало страшно, когда она с детьми, я контролирую каждый ее шаг и это доставляет девочке удовольствие. В школе ругают, а она стоит глаза закатит, ртом гримасничает, пальцы на руках дергает до хруста, а при этом видно, что получает удовольствие (как будто даже экстатическое) от внимания, от того, что она «звезда». Хотя она и так «звезда». Талантлива очень. Учится плохо, но рисует нестандартно и очень красиво, хвалят ее и в танцевальной студии. Как нам быть с ее дурацкими вспышками злобы, отсутствием совестливости, непониманием чувств других людей, привязанностью к девочкам-подросткам (девочка вычисляет их повсюду и так ластится к ним, играет с ними в малышку, что те, как будто могут ее и использовать, так чрезмерно тактильна она с ними), ненавистью к братьям и издевательствами над слабыми детьми в классе, крайней самовлюбленностью (до нее пальцем нельзя дотронуться, пройти мимо нее нельзя, когда у нее «злой день»). Посоветуйте, пожалуйста, литературу по воспитанию таких детей. Я и муж голову себе «сломали» думая как уберечь семью и общество от странностей нашей девочки. Растим какого-то монстрика. Девочка в семье 7 год. Живем г. Феодосия РКрым. Центров помощи семьям с приемными детьми здесь нет. Одна старенькая психиатр на весь город. Как нам и позаботится о данном ребенке и о своей остальной семье, чтобы не упустить чего страшного, — мне не понятно. На ребенка смотреть спокойно не могу, меня аж потряхивает от напряжения и ее неадекватности. Установила зависимость: девочка хочет любви, как будто сдерживается, старается вести себя лучше — проявляю нежность, хвалю за старание — ее опять «сносит»: жестоко вытесняет всех остальных детей, как конкурентов, в школе издевается над сверстниками и учителями — проявляем строгость, держим ее в «ежовых рукавицах» — опять ведет себя более-менее прилично. Т. е. ребенок постоянно держит и семью и педагогов в стрессе, постоянно ведет с нами свою дурацкую игру, управляет нами посредством своего не здорового поведения. И мы, умные, талантливые, добрые люди должны быть какими-то церберами, постоянно защищать своих детей, тратим время на хождение по мукам с ребенком который использует нас для своего болезненного самоудовлетворения (такое складывается не приятное впечатление).
Иоланта Качаева
Александр и Оксана, добрый день! Спасибо, что поделились своей ситуацией. Возможно, вам также нужен психолог? У нас есть бесплатные консультации профессиональных психологов для приемных родителей. Все психологи — приемные мамы. Они могут уже на консультации дать вам советы по вашему вопросу. Записаться на консультацию можно здесь https://changeonelife.ru/consultations/
Ольга
Здравствуйте, какой тут метод воспитания? У ребенка явная психиатрия. У моей подруги ребенок ( усыновлен в 3 месяца, сейчас 14 лет). Схожие проблемы, поменяли 5 школ, лежал в больнице ( увозили по скорой), компьютерная зависимость, агрессия по отношению к матери очень жесткая( постоянная нецензурная брань и физическое воздействие, может ударить, швырнуть чем то тяжелым), дома все переломано. В школу не ходит, уроки не делает, ничего не боится ( ни психбольницы, ни полиции). УО врачи не ставят, интелект полностью сохранен. Коррекционная школа тоже не помогла. Единственное место где он учился, это психбольница ( месяц там провел). Подруга всю жизнь занималась только его развитием и образованием,( спорт, театры, музеи,репетиторы,домашнее обучение,семейные походы, поездки на море и пр.)вложено масса усилий, времени, сделано все возможное и невозможное. До подросткового возраста ещё как то с ним справлялась, сейчас ужас ужасный. Вот, как то так.. А это ребенок усыновленный в три месяца!младенцем! Вроде никакой депривации быть не должно, а тут все признаки на лицо. Что говорить о детях, которые годами сидят в системе.
Лена
https://vk.com/wall-198375403_725
Обязательно к прочтению
Рюгаард и Пэрри.
Анастасия
У нас два приемных ребенка. Младшей девочке Даше 10 лет. Пошла в школу и стала воровать. Очень много ест сахара и соли. Может высыпать себе в рот кружку сахара. Пьет лекарства. Говорит что сладкие. Прятала, но находит. Дети не спят ночами. Ходили к психиатру над нами только посмеялись.
Иоланта Качаева
Анастасия, спасибо большое за вопрос! У вас дети — сиблинги или из разных семей? Если из разных, то как они относятся друг к другу? Есть ли ревность?
Оксана
Здравствуйте! У нас в семье два приёмных ребенка 12 и 14 лет. В д.д.они попали из за диагноза у мамы параноидальная шизофрения. Дети здоровы, адекватны, социализированы. В школе учатся очень хорошо. Я хотела бы узнать больше о диагнозе их кровной мамы — когда он проявился, при каких обстоятельствах, но незнаю где брать такую информацию. И еще про деток — где и когда возможно пройти тест на наследственность?
Иоланта Качаева
Оксана спасибо вам за вопрос. Постараемся подготовить ответы на все вопросы.
Елена Игнатовская
Добрый вечер, подскажите пожалуйста, нормально ли то, что ребёнок, которому уже 6 лет, со второй встречи начал называть меня «мамой»?
Иоланта Качаева
Елена, спасибо за вопрос! Я думаю, что, возможно, на этот вопрос сможет ответить и психолог. И если вы немного расскажете о ребенке — сколько времени он живет в детском доме, жил ли в семье, или он отказник с рождения, то специалисту будет легче ответить.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.