Пятый гол. Как приемная дочка «заразила» любовью к футболу всю семью
Пятилетняя Женя легко бежит с мячом по полю, обыгрывая защитников. Удар – и мяч в воротах противника! Приемная мама Елена, сестренка Лиса и братик Глеб кричат: «Молодец!» Тренер просит Женю поменяться с другим ребенком – на тренировке все должны поиграть. Но девочка неожиданно просит остаться на поле. Играет по очереди за все команды. И каждый раз забивает мяч! Всего – пять голов. Что произошло, почему вдруг у Жени появилось желание играть, которого так долго ждали и тренер, и родные? Об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала приемная многодетная мама Елена Мосякина. Вся ее семья с появлением Жени «заболела» футболом.
Как полюбить игру
Чемпионат мира. На экране – очередной матч. Женя смотрит на своих приемных родителей: они кричат «гол», прыгают у телевизора, как дети, смеются… Через несколько дней Женя с мамой Еленой снова смотрят футбол. Шестилетняя сестренка Лиса и пятилетний брат Глеб – кровные дети в семье – гостят у бабушки. Папа Егор – в командировке, в Санкт-Петербурге, рядом со стадионом. Все перезваниваются, болеют за российскую команду. А Женя показывает на телевизор и с гордостью говорит: «Там – мой папа!»
«Женя ходит в футбольную секцию. Обычно она не участвует в турнирах, не соревнуется с мальчиками, ей больше нравится красоваться, а не за мячиком бегать, – рассказывает Елена Мосякина, приемная мама. – Женя любит выполнять только упражнения, да и сосредоточиться ей тяжело. Но после таких семейных «футбольных» вечеров у телевизора во время Чемпионата мира Женя, наверное, поняла, что она тоже может доставить нам радость. И когда ее тренер поставил на поле играть, она вдруг стала бороться за мяч, стала его вести и забивать голы!»
Пятый гол Жени.
Родители были счастливы. Женя первая из всех ребят выбрала наклейку – награду после тренировки, до этого она их редко получала. Елена позвонила мужу, бабушкам, рассказывала всем, кому могла, о Жениных успехах. С того момента вся семья стала чаще играть с девочкой в футбол. «Недавно дети втроем сыграли вничью во дворе с двумя мальчишками, которые были почти вдвое старше. Вот так футбол меняет нашу жизнь», – рассказывает Елена.
Она помнит, как врачи сказали, что у Жени – слабые мышцы, ей надо заняться спортом. Но каким? Приемные родители сначала отвели Женю на танцы, как и Лису. Потом – на борьбу, где занимался Глеб. Записали на гимнастику, в бассейн.… Но больше месяца Женя нигде не могла удержаться. Не слушалась преподавателей, мешала другим детям…
Случайно Елена увидела объявление о наборе в школу футбола. Вспомнила, как хорошо Женя бегала за мячиком во дворе дома ребенка. В секции на 8 детей полагается 2 тренера, и каждому ребенку хватает внимания. Женя, по словам Елены, стала что-то делать, хоть как-то тренироваться. Она была одной девочкой в группе мальчиков, ей это нравилось, и пусть не все получалось, главное, она развивалась, получала новый опыт.
А тем временем младший ребенок Глеб ушел с борьбы. Когда он злится, то всех бьет, а после обучения стал делать это еще и «профессионально», рассказывает Елена. Начал ходить на тренировки по футболу в одну группу с Женей. У него получалось лучше, чем у сестры, но его не переводили в более сильную группу из-за взрывного характера. Теперь Глеб стал более спокойным на поле, и тренер разрешил ему заниматься в группе с более сильными ребятами. Это помогло и Жене тоже продвигаться вперед.
Лисе приходилось вместе с мамой ждать Женю и Глеба с тренировки. В результате, и она заинтересовалась футболом. Сначала родители ей долго отказывали: и танцы, и футбол не потянуть. Но прошлой осенью Лиса сделала окончательный выбор в пользу футбола. На танцах у нее все хорошо получалось, девочка была одной из лучших учениц. А тут ей пришлось доказывать более опытным мальчикам, что и она тоже чего-то стоит. Сейчас Лиса уже перешла к другому тренеру, у которого сильная команда, занимается по полтора часа три раза в неделю и мечтает, чтобы у нее появилась еще одна тренировка.
Все трое детей изучают флаги разных стран, названия футбольных клубов, запоминают имена знаменитых вратарей и нападающих. Они задают множество вопросов об этом виде спорта, о правилах игры. Елена и Егор вынуждены были покупать книги, смотреть матчи, и их тоже затянуло в мир футбола…
Как стать ресурсной семьей
Елена Мосякина, будучи школьницей, приносила вещи в детские дома, вязала носочки для младенцев. Студенткой приходила гулять с малышами, проводила праздники для детей. Со временем поняла, что действенная помощь сиротам может быть только в семье.
«На тот момент у нас с Егором было двое своих детей – Лиса (Елисавета) и Глеб. Мы только окончили университет, и муж начал работать за небольшую зарплату. Принятие ребенка в семью даже не обсуждалось», – говорит Елена. Но однажды рискнула: поделилась с Егором своим желанием взять ребенка. Ожидала услышать его отказ и причины, почему это невозможно. А вместо этого муж задумался и привел доводы для согласия: они молоды – у них много сил; есть свои дети – уже опыт; есть понимание того, что все дети разные, даже если от одних родителей; квартира – есть место еще для одного ребенка; у Лены – педагогическое образование. И супруги пошли в Школу приемных родителей.
Женя в доме ребенка.
«Там мы убедились, что сможем принять ребенка, хотя преподаватели нас «запугивали», – говорит Елена. – Мы многое поняли, и нам казалось, что мы готовы ко многим проблемам. Нам рекомендовали книги и фильмы, было обязательное условие – ходить на занятия вместе. И мы отдавали детей бабушкам, а сами по вечерам шли в ШПР. Общались с психологом, хотели понять, справимся ли мы, чтобы избежать возврата».
Читайте новый раздел на нашем сайте – 5 шагов к принятию ребенка в семью. Он создан для тех, кто думает о том, чтобы взять ребенка из детского дома. Подробные инструкции написаны в удобном формате.
Психолог после нескольких встреч и множества тестов дала Лене и Егору положительное заключение, но написала: «Семья нересурсная». Опека дала отказ. «Я рыдала, у меня было ощущения полного провала, мы столько готовились, и когда почувствовали, что справимся, нам не разрешили взять ребенка. Хорошо, что в ШПР донесли мысль: не смотрите детей, пока документы не будут готовы, меньше будет расстройств, если что-то не срастется. И если бы я настроила себя тогда на конкретного ребенка, мне было бы хуже», – признается Елена.
Основные доводы психолога о нересурсности Лены и Егора заключались в том, что у молодых супругов есть дети в кризисном возрасте – 3 года и 1 год, а также – непринятие приемного ребенка другими членами семьи – бабушками. Психолог посоветовала Лене с мужем прийти к ней через 6 месяцев, если их желание стать приемными родителями к тому времени не пропадет.
Как побороть страх первой встречи
Через полгода ситуация изменилась. Супруги были молоды, и у детей остались кризисы, но Елена с Егором смогли быстро собрать документы, переубедить своих родителей и подготовить старшую дочку Лису, как им советовали сделать в ШПР.
«И нам дали согласие на опеку, – говорит Елена. – Ребенка мы искали вместе со старшей дочерью Лисой. Глеб тогда был совсем маленький – 2 года. Конечно, статичные фото в базе ничего нам не дали. Формальные признаки нас не интересовали, мы хотели найти того, кому мы на самом деле могли бы помочь. Смотрели видеоанкеты на сайте фонда «Измени одну жизнь», на других ресурсах. В итоге, нашли дочку на соседней улице – в том самом доме ребенка, в который я когда-то приходила, как волонтер… В ролике мы видели, как Женя без страха, но с огромным удивлением изучает видеокамеру и микрофон, как не может усидеть на одном месте, как она старается выполнить то, что ей задают (хотя у нее был диагноз, инвалидность), – мы поняли, что она – наша».
Женя готова ехать домой.
В доме ребенка супругов пугали инвалидностью Жени и спецшколой в будущем, невозможностью научить девочку говорить, ее болезнями, диагнозами кровной мамы, отказами от Жени других потенциальных кандидатов в приемные родители. «Мы долго думали, в какие-то дни даже были уверены, что не потянем, – признается Елена. – Воспоминание от первой встречи с Женей – страх. Что делать с незнакомым ребенком? Как подарить подарки, если ни они, ни ты ребенку не особо интересны? Но эта первая встреча с будущей дочкой напомнила мне роддом. Там также приносят тебе ребенка, и ты не знаешь, что с ним делать. Так как второй у меня был мальчик – с ним у меня были схожие чувства. И сомнения ушли, мы подписали согласие на ребенка. Женю навестили будущие бабушки, они одобрили наш выбор».
Руководство дома ребенка слишком долго готовило документы – больше двух месяцев. Елена с Егором могли лишь гулять с Женей по несколько часов в день. Причем кровных детей на территорию приводить было нельзя, а Женю – нельзя вывести из дома ребенка. Елена разрывалась между семьей, домом ребенка и работой.
Как ждать и дождаться
Женя достаточно быстро приняла и Лену, и Егора, сразу начала называть их «мамой» и «папой», хотя, конечно, ее могли научить этому и воспитатели. «Развлечений на территории дома ребенка было мало, мы ходили с Женей по кругу, как в тюрьме, – вспоминает Елена. – Женя плохо воспринимала ограничения, лезла через забор, все время куда-то бежала. Мы ей не запрещали ничего, нас за это ругали нянечки и руководство дома ребенка. Жене очень нравилось играть в мяч – это то, что позволяло не ходить по кругу, но быть в движении».
Елена отчетливо помнит 10 июня 2016 года, когда днем ей позвонили из дома ребенка и сообщили, что документы готовы. Но день перед праздником – короткий, к тому же пятница, поэтому забрать Женю можно или через 3 дня, или в течение двух часов.
Первые дни дома — с сестренкой и братом.
«Отпрашиваюсь с работы, бегу домой за давно собранной сумкой (прямо как в роддом), на такси еду уже к своему ребенку, – рассказывает Елена. – Егор не смог уйти с работы, прибежала только бабушка на помощь. Ребенка выдали голого, мы принесли всю одежду свою… Домой ехали тоже на такси, и Жене было не страшно, потому что привыкла куда-то выезжать, а вот открывающийся лифт ее испугал, да и квартира в целом. Пришлось ее поить чаем и вести гулять, там она познакомилась с братом и сестрой, и с ними ей стало легче осваиваться».
Как найти время для каждого ребенка
Лиса и Женя быстро подружились, а Женя очень привязалась к брату – они как двойняшки ходили везде вместе. Но Глебу при этом стало тяжело. У него появилась вторая сестра, которая по возрасту немного старше его. Малыш стал капризничать. Родители до сих пор стараются уделять сыну больше внимания, но при этом разрешают действовать самостоятельно.
«У Жени – инвалидность. Диагнозы есть, половину их из списка уже сняли, – рассказывает Елена. – У нас в семье она за 2 года болела ОРВИ 3 раза, в доме ребенка – по 15 раз в год. Мы наблюдаемся у невролога и психиатра, у Жени до сих пор сохранились признаки депривации (сосет палец, раскачивается, гладит себя). Она плохо произносила звуки, мы много занимались с логопедом, сейчас возим Женю в специальный логопедический детсад, хотя возить детей в разные концы города непросто».
Елена с детьми.
Самое тяжелое, по мнению Лены, – найти каждому ребенку свободную минуту. В детсаду Жене задают домашнее задание, иногда оно ей дается очень тяжело. «Еще нас удивила «взрослость» Жени: у нее серьезные глаза, она не умела смеяться и плакать, она даже не умела улыбаться, – рассказывает Елена. – У девочки отсутствовала элементарная мимика, ее пришлось всему этому учить. Женя умеет профессионально «отлынивать» от любого дела. Говорит, что не может, не умеет… Мы учили ее самостоятельно есть, она отказывалась, не ела почти 2 дня, пока все-таки не взяла ложку в руку. Она и до сих пор, если есть возможность – подождет, пока за нее это не сделают. Про обучение ее одеваться, вытираться, чистить зубы, мыться – лучше вообще не вспоминать. И это мы все делали, когда ей было 3 с половиной года».
Как приходит любовь
«Я даже не знаю, что ответить в отношении кровных детей, – рассуждает Елена. – Но точно не сразу, как я их впервые увидела… Я точно знаю, что люблю всех детей, каждого по-своему. Но этого недостаточно для Жени, мне кажется, с приемными детьми одной любви мало. Надо переступать через себя, через любовь, перестать в какой-то момент жалеть ребенка, надо научить его стараться, научить его добиваться чего-то самостоятельно и радоваться этим достижениям. А вот Женя нас, наверное, до сих пор не любит… Это печально, но я понимаю, что ей все дается тяжелее, чем нам. Она не обязана нас любить, она еще не умеет любить, она обнимается, целует нас, переживает за нас, но пока не любит. Это придет со временем, и я думаю, не скоро».
Женя – приемная дочь, со своей фамилией и отчеством, Елена и Егор создали книгу ее жизни. Мама Жени сама росла в детском доме, она плохо слышит и говорит, у нее инвалидность. Женя оказалась в доме ребенка, когда ей было 5 месяцев, до этого она совсем немного жила с мамой, больше времени была одна – в больнице.
«С приемными детьми одной любви мало».
«Мама Жени – из моего родного района нашей области, я быстро в соцсетях нашла информацию и про маму Жени, и про бабушку. Родные тети и дяди живут в детских домах… Я взяла с их страниц в соцсетях их фото, фото маленькой Жени, сделала сканы, где они пишут про любовь к Жене – дочке, внучке, племяннице. Все это сохранила. И все же открытость современного общества пугает: дочка совсем скоро сможет с легкостью разыскать родственников. Сейчас мы все не представляем жизни без Жени, и я очень боюсь, что она может от нас однажды уйти… Муж меня успокоил: если Женя захочет отыскать своих родных и найдет общий язык с ними – поедем, познакомимся. И мне стало легче», – признается Елена.
Ребенок должен знать своих кровных родственников, говорит Елена, знать, что хорошего от них ему досталось: любовь, красота, способности, таланты. Лиса и Глеб даже завидуют Жене, что у нее есть еще одна мама. А Женя сама знает, что другая мама сильно болеет, и именно поэтому не может ее воспитывать. И это правда.
Как вести себя по отношению к детям:
1. Играйте с детьми по их правилам, пусть они будут в игре главными, и вы сами не заметите, как поменяются в лучшую сторону ваши с ними отношения. Это работает в любом возрасте, главное, чтобы ребенок сам решал, что ему делать, а что – вам. Такой игре надо еще научиться, выделите на нее хотя бы 15 минут в день.
2. Не запрещайте много, пусть запреты будут только на реально опасные для его существования вещи. А все остальное можно. Четко формулируйте правила в вашей семье. У нас их всего два: не бьем других людей и не ломаем вещи. Можно добавить еще третье: не обижать животных.
3. Хвалите ребенка, но не без смысла, а с пониманием, чего вы хотите добиться от него. Хотите, чтобы вам помогал, хвалите даже за маленькие и неправильные попытки помочь вам в домашних делах. Хотите, чтобы был усидчивым, хвалите даже за минуту внимания (потом уже ждите, когда усидит 2 минуты). Награждать ребенка за достижения желательно не подарками, а своим вниманием. Испеките вместе с ним пирог, прочитайте ему на одну сказку больше, поиграйте с ним на 15 минут дольше.
Как относиться к самим себе:
1. Занимайтесь собой хотя бы 15 минут в день тем, чем вам нравится. Желательно, найти время и для супруга.
2. Хвалите себя чаще, хвалите при других, пусть это и выглядит глупо, зато поднимает самооценку (особенно хвалите себя при муже и детях).
3. Ищите помощников, передавайте им делать то, что вам особенно не нравится (помощником может быть кто угодно – муж, родственники, няни, помощники по дому).
Не каждый может взять ребенка в семью, но помочь может каждый!
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал