Проект «Корабельные Юнги»: как парус и ветер помогают приемным семьям
Акватория Финского залива. Дождь, затянутое низкими облаками небо, пронизывающий ветер и холодные брызги. На волнах – белоснежная парусная лодка. На палубе взрослые и дети выполняют команды опытного инструктора-яхтсмена. С ними – профессиональный психолог. Так обычно выглядит поход семей с приемными детьми в рамках проекта «Корабельные Юнги». О том, как лодка и вода помогают пережить сложный период адаптации и стать семье единой командой, корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала инициатор проекта Ирина Шанцева.
— Ирина, что послужило предпосылкой для создания такого проекта?
— Со сложностью адаптации приемного ребенка в семье сталкиваются все родители, вне зависимости от моральной готовности, «боевого» опыта и ощущения «я могу».
С каждым ребенком этот путь становится особенным, своим. Зачастую родители признают ограниченность своего внутреннего ресурса, обращаются за поддержкой к соответствующим специалистам и находят силы его проходить.
Случаются и трагедии, приемные семьи смиряются с невозможностью продолжения совместного пути и принимают с полнотой ответственности решение вернуть ребенка в систему, это всегда кризисный момент для обеих сторон – ребенок проживает очередное предательство, приемные родители – чувство вины.
Общение с сотрудниками интернатных учреждений также неутешительно, вторичное сиротство является на текущий момент острой проблемой. Возвращаются подростки в тяжелом психологическом состоянии, с зависимостями, неготовностью идти на контакт, что требует от социальных работников полной отдачи и значительного вклада по выравниваю их состояния.
Реализация программ содействия адаптации приемных детей и подростков продиктована желанием поддержать взрослых в их решении стать для ребенка родной семьей, помочь почувствовать уверенность в собственных силах, преодолеть трудности в переходном процессе построения близких и качественных отношений.
«Строгость правил нахождения на воде дает возможность подростку признать, что есть взрослые, а также понять собственную социальную роль».
— Почему в качестве инструмента вы выбрали именно парусную лодку?
— Первое, что приходит на ум, парусный спорт — это очень красиво, и что-то еще из детства — про мечту. Но для наших целей парусный спорт дает другое – выстраивание здорового взаимодействия, признание реальности и принятие ответственности за себя.
— Расскажите, пожалуйста, как все это работает?
— Начнем по порядку. На лодке всегда представлена прозрачная иерархия и четкое распределение функциональных обязанностей. Есть капитан, отвечающий за экипаж, материальную часть и процесс, и команда, выполняющая в каждый момент времени одно понятное и конкретное действие. Для подростка, постоянно проверяющего границы, строгость правил нахождения на воде дает возможность признать, что есть взрослые, а также понять собственную социальную роль.
Работает это в обе стороны. Живой пример двенадцатилетнего мальчика, который пришел на лодку со словами: «Я здесь буду капитаном, где мои матросы?». Пришлось специалистам предварять выход на воду рассказом об отсутствии необходимых навыков, знаний и умений у ребенка и приходить к общему согласию, что в его возрасте достаточно оставаться «капитаном самому себе». Так, мальчик, отвечающий за состояние и чувства взрослых в обычной жизни семьи смог ослабить контроль, а родители — принять собственную значимую роль.
Через взаимодействие со стихией каждый член экипажа вынужден проявлять себя сам.
Следующий момент: управление парусной лодкой требует абсолютной командной включенности – изменение курса яхты, силы и направления ветра вызывает необходимость каких-либо согласованных и совместных действий. Так, через взаимодействие со стихией каждый член экипажа вынужден проявляться: находить комфортное для себя место и выполняемые операции, взаимодействовать с командой – просить помощи и содействия, сопереживать другому, если его какое-либо действие не удается, корректно договариваться.
Вроде бы простое осознание, что подросток не в состоянии в одиночку поднять парус, или депривированному ребенку нужно больше времени на понимание задания, а без их действий вся команда не в состоянии завершить нужный маневр, приводит к принятию реальных ограничений в себе и других. Таким образом, каждый член семьи получает опыт уважительного и деликатного отношения.
— Чем парусный поход полезен детям с сиротским опытом?
— Что важно для детей после психологической травмы, пребывание на парусной яхте возвращает внимание в тело и в настоящий момент – попробуй, удержи баланс, или пройди по просьбе капитана к мачте. Как следствие, возвращается чувствительность к дискомфорту и возникает желание позаботиться о себе.
«На лодке все происходит максимально честно».
С другой стороны, подросток, привыкший к тому, что за ним «ухаживает» система, прощается с социальным иждивенчеством на очень простых и доступных примерах: не привязал кепку веревочкой к спасательному жилету или одежде – рано или поздно она окажется в воде. Ребенок и взрослые возвращают ответственность за свое состояние, чувствуют необходимость собственного вклада. На лодке все происходит максимально честно, и скорость наступления последствий от собственных некорректных действий, ослабления концентрации удивляет участников процесса.
— В проекте участвуют приемные подростки — ребята, чья адаптация проходит особенно чувствительно для всей семьи. Что меняется в отношениях между родителями и детьми-подростками на лодке?
— Подростки в силу возрастных особенностей проявляют две конфликтующие между собой потребности. Им нужна значительная поддержка со стороны близких и родных, особенно для приемных детей, у которых может быть мало опыта устойчивой привязанности. Но при этом присутствует яркое желание свободы, построения собственных отношений с миром.
«Рождается новое ощущение и готовность «уйти в море».
Семейный выход на воду с подростками дает возможность смоделировать процесс здоровой сепарации. Дети раскрываются для родителей с новых сторон, вызывая искреннее восхищение своими силой и способностями, в такие моменты взрослых отпускает страх за ребенка.
Подросток же получает живые эмоции, чувствуя безопасность и поддержку со стороны взрослых. Рождается новое ощущение и готовность «уйти в море», «отпустить в плавание» и «встретить на берегу», не как разрыв отношений, а как обоюдное решение — выбор адекватной роли, дистанции во взаимодействии и регулируемых границ.
— Чем отличается ваш формат работы от обычного прогулочного или тренировочного процесса и как он организован?
— На парусной лодке присутствуют два ключевых специалиста: инструктор – он обеспечивает процесс, делится знаниями, развивает технические навыки и умение управлять лодкой, а также сопровождающий психолог, который воспринимает контекст происходящего на лодке, общую атмосферу, может мягко корректировать взаимодействие участников процесса.
Если в прошлом году пилотная программа адаптации детей и подростков в приемной семье стартовала в краткосрочном формате, то на текущий момент деятельность проекта расширена на реализацию аналогичной долгосрочной программы. Также запущены и проходят апробацию пилоты для семей с кровными детьми, проживающих сложную жизненную ситуацию, и отдельно — для подростков, в том числе из интернатных учреждений.
— В чем отличие друг от друга краткосрочной и долгосрочной программ?
— Разница в реализации программ существенна, но вне зависимости от формата все семьи встречаются с психологом для постановки командной задачи на конкретный выход или период.
Участники краткосрочной программы нацелены на поиск дополнительного ресурса в критической ситуации или решение конкретной малой проблемы во взаимодействии. Во время трехчасового выхода на воду семьи знакомятся с лодкой и получают совместный опыт и заряд положительных эмоций. Периодичность таких выходов определяется сопровождающим специалистом.
Истории из жизни проекта
Кудряшова Мария, сопровождающий психолог проекта, о краткосрочной программе:
— Истории, как и семьи очень разные: кто-то ставит себе четкие задачи и выполняет их, кто-то открывает в себе новые силы и смелость, перенося их в жизнь. Кто-то ощущает, что мир намного шире, чем казался, и делает шаги к качественным переменам.
Семья М. пришла в нашу краткосрочную программу в трудный период: взрослые заранее готовились принять ребенка, но, когда он действительно пришел, всех захлестнуло тяжелыми внешними событиями, и сил на построение отношений осталось мало. Каждый член семьи выполнял свои обязанности перед другими, но в целом же все люди как будто пребывали в режиме экономии энергии, опасаясь, что эмоциональный ресурс может закончиться. Так продлилось больше года, люди «дрейфовали» рядом, с тревогой вглядываясь друг в друга и сомневаясь в своих решениях. Все это было похоже на порочный круг, напрочь лишенный энергии, и семья не видела способов из него выйти.
В проекте с удовольствием принимают участие папы.
Выходы на воду дались семье тяжело. Взрослые надеялись отдохнуть немного в стороне, предоставив ребенку возможность самостоятельно напитаться впечатлениями. Но чуда не произошло — ребенок оставался апатичным и отстраненным, как будто его выключили из сети. Все то, что волнует и восхищает ровесников, вызывало у него, скорее, скуку или дискомфорт, взрослые, видя это, раздражались и высказывали разочарование. Попытки сопровождающей команды включить родителей во взаимодействие проваливались, в итоге второй выход по ощущаемому напряжению практически зашкаливал. Когда семья вышла на берег, и мы попрощались, внутри было ощущение полного провала.
Ситуация получила развитие через неделю, когда семье было предложено ответить на вопросы обратной связи, проанализировать свои действия и поделиться впечатлениями. Родители позвонили сопровождающему специалисту с просьбой о встрече, на которой они эмоционально описывали свое открытие: ребенок нуждается в их активной поддержке. Одиночество и беспомощность ребенка, увиденные ими самими со стороны, разрушила миф о «лени» и побудили взрослых к действиям. По сути, они дали себе право в полной мере стать родителями.
Подросток получает живые эмоции.
В течение года взрослые предприняли много маленьких, но верных шагов к понятной и надежной, эмоционально включенной роли в жизни ребенка, и когда мы встретились в новом сезоне, то это были уже совсем другие впечатления. Перед нами были действительно близкие люди, которые вместе пробовали новое, ошибались, смеялись и смотрели друг на друга с пониманием и заботой. Ребенок стал активным и похожим на своих сверстников: веселым и немного озорным. Везде сует свой любопытный нос.
Семья проделала огромную работу, в чем-то здесь есть закономерное течение адаптации, в чем-то — неоспоримый вклад всех членов семьи. Участие в программе стало для родителей и ребенка важным ориентиром на пути друг к другу.
— А в чем особенности долгосрочной программы?
— Долгосрочный формат предполагает более глубокую работу по социальной адаптации приемных детей. Сформированная группа из семей совместно прослушивает лекции, на которых взрослые с детьми изучают основы теории морской практики, такелажных работ и проходят упрощенный курс оказания первой помощи. После периода зимней подготовки к систематическим тренировкам на воде такая группа подходит уже с полным представлением о технической стороне дела.
Истории из жизни проекта
Кудряшова Мария, сопровождающий психолог проекта, о долгосрочной программе:
— Мне очень нравится идея объединения семьи за общим делом, восполнения ресурса общих впечатлений, тем для разговоров и воспоминаний.
Когда мы проводили беседы с семьями, в середине цикла занятий задали вопрос: «Что у вас хорошо получается делать всем вместе, что приносит удовольствие?» Мальчишки очень искренне и непосредственно отвечали: «Ходить на яхтинг!».
И дело здесь не только в самой романтике моря и паруса, но и в том, что вся семья собирается вместе, готовится, едет, общается по пути. Родители снимают с себя часть забот и становятся рядом с детьми: учатся, ошибаются, смеются и получают новые впечатления.
Дети и взрослые встречают друг друга настоящими, получают возможность в безопасной обстановке пробовать разные роли и способы общения. В проекте с удовольствием принимают участие папы — звено, которое нередко выпадает из поля общего взаимодействия семьи, и здесь они чувствуют себя комфортно.
Одно из главных условий участия в долгосрочной программе — это присутствие семьи в максимально полном составе. Так мы подчеркиваем важность каждого человека, и его посильного вклада в отношения. Но случаются и жизненные коррективы: так в одной из семей в середине сезона случилось важное событие — рождение ребенка. По логике событий, мама с малышом оказались выпадающими из процесса.
Спустя три недели, в день выхода мы увидели приближающуюся к нам, радостно шумящую компанию с мамой и коляской. Мама проводила семью на лодку, и, гуляя с малышом, наблюдала, как ребята ставят парус и выходят в сторону залива. Она продолжила быть активным участником процесса, провожая и встречая ребят, разделяя с ними эмоции.
Папа взял инициативу в части выходов на воду. Он активно включился в процесс, принимая на себя ответственные и сложные задачи, трудясь в управлении лодкой бок о бок с детьми и показывая им пример своими действиями. Ребята видят отца рядом с собой, сильным, смелым, выносливым и заботливым, что повышает его авторитет и дает хороший пример мужской роли. Это становится для них поддержкой в момент переструктурирования семьи и необходимостью менять привычный уклад, связанной с появлением малыша.
Все это служит кирпичиками, скрепляющими семейные отношения. Ощущение единства, своей нужности и ценности, воплощенное в действия — это тот ресурс, который закладывает позитивное самоощущение и устойчивость человека перед жизненными невзгодами.
За время выходов все участники нашей долгосрочной программы немного поменялись внешне. Подростки стали выглядеть взрослее, вести себя спокойнее и увереннее. А что касается взрослых — в их глазах светится интерес, они проявляют больше эмоций, в чем-то легкости, на время полностью переключаются с забот на удовольствие быть здесь, всем вместе. И остальное уже видится решаемым.
— Как развивается ваш проект?
— Проект молод, операционная команда – специалисты, непосредственно работающие с семьями, – на данный момент осуществляет проверку предположений о возможности поддержки процесса социальной адаптации подростков в рамках занятий любительским парусным спортом.
«Дело не только в самой романтике моря и паруса, но и в том, что вся семья собирается вместе».
Значительная часть работы остается «за кадром» и осуществляется, в том числе, совместно с приглашенными консультантами: структурируется среднесрочная инвестиционная программа, формируется экспертный пул специалистов для оценки результатов реализации программ адаптации и разрабатываются соответствующие метрики, большое внимание уделяется вопросам отстройки системы безопасности и созданию методик работы, позволяющих масштабировать проект.
На сегодняшний день проект работает исключительно во взаимодействии с организациями, занимающимися долгосрочным психологическим сопровождением, в частности, сложились добрые отношения с фондом Дети-ждут.рф
Основная цель дальнейшего развития проекта — формирование открытого сообщества как объединяющего различные группы людей, так и раскрывающее многообразие любительского парусного спорта. То есть среды, способствующей снятию стигматизации, пониманию и развитию собственного потенциала.
Ознакомиться с деятельностью проекта подробнее и связаться при желании с операционной командой, вы можете на страничке проекта в социальных сетях.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал