Не думайте, что подросток - страшнее младенца. При худшем варианте и серьезном реактивном расстройстве привязанности с подростком как раз легче.

Свой блог о том, как быть приемной мамой подростка, психолог Ольга Пропубертат из Москвы вела на сайте фонда «Измени одну жизнь», а затем объединила свои посты в книгу.

В интервью фонду «Измени одну жизнь»  и в своем блоге в Инстаграме Ольга рассказывает о том, почему иногда пережить адаптацию с подростком легче, чем с младенцем, как в этом помогает ведение блога, а также дает советы кандидатам, готовыми стать замещающей семьей для тинейджеров.

— Когда вы стали приемной мамой? Почему взяли в семью подростка? 

— Это был долгий путь, он полностью описан в моей книге «10 принципов воспитания приемного подростка».  Просто я уже в 2005 году во время отдыха с мужем произнесла себе фразу: «Мой сын уже родился, хочу поскорее забрать его домой».

Для меня, правда, нет разницы, каким путем дети приходят в семью, а с подростками мне самой по себе намного проще, чем с маленькими.

Я это знала всегда, а сейчас, обнимая мелкую дочь, осознаю это еще мощнее. Я мечтаю еще о детях, и зарекаюсь, что все они будут старше 8 лет.

«От ежика, от которого не знаешь, что ждать в следующую секунду, до надежного партнера и любимого ребенка» ,- так говорит Ольга о том, как изменился сын Саша.

— Были ли готовы к адаптации, как вы считаете? Если нет, чего не хватало? 

— Мы не были готовы к адаптации в том виде, который пришел. Просто потом, что глубоко раненные дети — это всегда неожиданно. Сейчас я психолог для сложного приемного пути, и уже могу судить об этом иначе.

Расстройство привязанности — страшная болезнь, но она точно лечится. И чем глубже ранен ребенок, тем больше сил надо приемным родителям.

Знать о силе травмы на старте невозможно. Уровень нагрузки становится понятен через полгода дома. Я сама просто точно знала, что сумею забрать на себя и победить всех демонов в душе сына. Легко не было, но я просто день за днем шла вперед.

Сейчас точно знаю, что все делала верно, сын вырос, стал достойным человеком, и я очень им горжусь!

— Как менялся ваш сын и вы сами, ваш муж, когда шла адаптация?

— Сначала нагрузка в виде ссор, молчания, побегов сильно нарастала. Когда сыну стало понятно, что я правда не отступлюсь он сделал еще более мощный рывок. Его слова «верните меня» слышали все соседи. Не помогло.

Ольга более 20 лет замужем за своим одноклассником Андреем. Вместе они растят двоих приемных детей.

И дальше нагрузка уже только снижалась. Мы все учились разговаривать и слышать друг друга между строк. Учились доверять друг другу безоговорочно.

От ежика, от которого не знаешь, что ждать в следующую секунду, до надежного партнера и любимого ребенка. Сын сейчас надежно помогает в моей работе. Это путь сына.

А мы с мужем? Иногда кажется, что совсем не изменились. Иногда, что стали совсем иными. Но точно стали намного счастливее.

— Где вы искали необходимую для себя информацию, учились?

— Я уже получала профессию психолога, сейчас я магистр психологии и педагогики. Нам очень повезло с преподавателем ШПР, она поддерживает нас до сих пор.

А вот больше — пока шла адаптация — сил не было ни на что извне. Только работа и семья. Только когда накал страстей спал, я смогла читать опыт других родителей и как-то анализировать, что это было. В моменте я просто доверяла себе и своей интуиции. И знанию, что это мой сын и он со мной навсегда.

—  Случалось ли такое, что руки опускались, хотелось плакать и «на ручки»? И как спасались?

Я не помню таких моментов. Во-первых потому, что мой муж — очень надежный тыл. А во- вторых, я очень много и напряженно работала, школьный учитель — это самоотдача. Плюс магистратура! Мне просто некогда было хотеть «на ручки».

Я выдохнула, когда поняла, что сын перестал бузить. Я еще сравниваю этот момент с краш-тестом автомобиля. Я врезалась в стену.

И когда это случилось, я сильно заболела. Кажется, это была ветрянка, во взрослом возрасте, да. А потом еще и руку сломала. То есть, напряжение вышло таким путем.

«Родили телом или сердцем? Потом неважно. А когда знаешь, как это устроено, тогда ты точно с этим справишься!»  — уверена Ольга.

— В какой момент вы почувствовали себя мамой, что это ваш ребенок? Может, какая-то ситуация?

— Мамой я стала, увидев ноги сына. Угловатые подростковые пальцы в резиновых шлепанцах на три размера больше. Это было в первую встречу, в день знакомства.

Я с трудом сдержалась, когда его по голове погладила психолог (моя обожаемая до сих пор преподаватель ШПР). Хотелось защищать от внешних и внутренних врагов. Сразу хотелось встать стеной.

— У нас на сайте вы тогда начали вести блог. В чем его необходимость для вас?

— Блог появился незадолго до принятия решения о втором ребенке. Я тогда очень выгорела от школьной работы, пусть меня простят те ученики…

Я была вообще не в себе. Блог был анонимный и стал завершающей точкой в вопросе адаптации.

Читать также — блог Ольги Пропубертат

Я выписала все, что пережила, и окончательно отпустила. А потом начались консультации с приемными родителями, и я поняла, что могу так помогать людям.

—  Расскажите о своей книге – когда решили ее написать?

— Я много консультирую. А еще у меня технический склад ума и привычка систематизировать. Изначально «10 принципов воспитания приемного подростка» я написала как серию постов, часть из них опубликована в блоге на сайте фонда «Измени одну жизнь».

А потом я нашла площадку для издания книги, скомпоновала все и отправила в продажу.

— Книга — это дневник или рекомендации? О чем она?

— Книга — фактически инструкция.

Готовый четкий план — бери и делай. Сделаешь вот так — адаптация пройдет спокойнее и быстрее.

Но я пишу очень коротко, и плана хватило только на электронную книгу. Я мечтаю издать ее как небольшую брошюру и раздавать в ШПР в России.

Я выпустила второе издание, добавила подробную историю своей жизни и приемного родительства. Теперь объема хватает на бумажный вариант. Правда, есть технический затык, но скоро я его разрулю и подержу в руках свое драгоценное детище.

Ольга взяла в семью сестренку своего приемного сына. Скоро Насте исполнится два года.  Об  этом Ольга рассказала в своем блоге на нашем сайте.  

— Ваши советы тем кандидатам, кто решит взять в семью подростка?   

1. Не думайте, что подросток — страшнее младенца. При худшем варианте и серьезном реактивном расстройстве привязанности с подростком как раз легче. Он умеет говорить, и с ним многое можно разрулить. Младенец же просто будет орать, и его не понять и не успокоить. Я знаю несколько возвратов младенцев, это правда, очень тяжелые ситуации.

2. Травма привязанности может быть получена за месяц в детском доме, а может быть не получена за 16 лет там же. Чем к большей жести вы, правда, готовы, тем более подарочный ребенок придет в вашу семью.

3. Решение с кем жить — непосильная ноша для детей. Взрослые тут вы. Вы решили — и вы забираете ребенка.

4. «Я хочу с тобой посоветоваться». Такие слова от кровного ребенка — норма жизни. Он привык с младенчества, что вы есть. А вот когда приемный ребенок так приходит — это на вес золота с алмазами. Это, правда, стоит всех трудностей адаптации.

5. В беременность ребенок переставляет внутренние органы мамы, а потом растягивает ее, чтобы появиться на свет. Во время адаптации ребенок ворочает всеми членами семьи и сердцем мамы. А вот после родов/адаптации разницы в жизни ребенка дома нет. Родили телом или сердцем? Потом неважно. А когда знаешь, как это устроено, тогда ты точно с этим справишься!

Все фото — из семейного архива Ольги Пропубертат.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Наталья Попова

    Мы тоже с мужем взяли подростка 14 лет. Нас не и пугала ни его инвалидность, ни 4 группа здоровья. За 7 месяцев было всякое, но мы ни разу не пожалели, что приняли в семью наш «энержайзер». Он обычный ребёнок, а дети должны жить в любяшей семье.

    21 августа 2020