Берите в семью тех малышей и подростков, которым вы реально можете помочь

Дети в семье Ларисы Мудрой появлялись самыми разными путями, ей ни разу не пришлось искать ребенка в базе.

Лариса, как человек верующий, всегда молилась о том, чтобы на ее пути встречались те дети, которым она точно может помочь. Так и складывалось: каждый ребенок имеет свою историю появления в семье. На сегодняшний день у Ларисы и Юрия 6 приемных ребятишек.

Лариса уже рассказывала нам, с чего все началось и как появились в ее семье первые две девочки.

Читать историю Ларисы Мудрой — «Про Дашу, Ксюшу и про то, с чего все началось»

История на этом не закончилась. Через год к приемной маме обратились сотрудники приюта, в котором в свое время была Ксюша, с просьбой помочь найти биологических родителей мальчика Толи.

Как у полковника полиции и человека, уже известного в городе своей помощью детям-сиротам и приемным родителям, у Ларисы было немало возможностей и влияния. Биологическая мама была найдена.

Про Толю

Толик попал в приют в 4,5 года, а до того он полтора года провел в туберкулезном диспансере.

Фактически ребенок был один с трехлетнего возраста. До этого его уже оставляли в приюте с сестрой, потом забирали и снова возвращали.

Внешне кровная мама Анатолия производила впечатление очень приятного адекватного человека. Она была официально замужем, мы познакомились с ее мужем и свекровью.

Толика должны были перевести в краевой детдом, который был далеко от города, и его мама попросила меня временно взять сына к себе до ее восстановления в родительских правах. Я согласилась, поверив, что она действительно хочет вернуть сына.

Но оказалось, что мама Анатолия и не собирались восстанавливаться в правах. Она вскоре нашла работу на местном рынке, снова забеременела и родила ребенка, которого забрала семья отца. Толя остался у нас.

Внешне он был удивительно похож на моего родного дядю в детстве. С ним было очень сложно, и до сих пор он самый сложный из всех моих приемных детей.

Помимо сильно травмированной психики, по линии отца у него в наследстве есть и психиатрические отклонения. Мальчик принимает таблетки, наблюдается у специалиста.

Толя (справа) с братьями.

Когда мы его забирали, то не знали о диагнозе. Некоторые проявления были, но мы думали, что он их перерастет. Но этого не произошло, Толик остается очень сложным по характеру, в его поведении много агрессии, преувеличенной сексуализации.

У него исключительная память: он помнит свою жизнь с кровной мамой до мельчайших подробностей, хотя ему было не больше двух лет, когда они жили вместе.

Очень долго у них сохранялась в чем-то даже мистическая связь: если Толя заболевал, то она звонила и спрашивала, все ли в порядке с сыном. Если что-то случалось у его кровной мамы, то Анатолий места себе не находил, все вокруг крушил и ломал.

Я довольно долго надеялась, что мать одумается и заберет мальчика, но узнав, что она уже успела еще родить детей и так же их оставить, поняла, что ждать бесполезно.

Толик окончательно стал нашим приемным сыном.

Про Артема

В 7 месяцев Артема его мама оставила в том же доме ребенка, где была Даша. Какое-то время навещала, потом пропала.

Я узнала, что в доме ребенка есть хороший, симпатичный мальчик, два годика, кареглазый блондин, с сохранным интеллектом и хорошим здоровьем. Сотрудники прозвали его Директором за важность и неспешность.

Единственной проблемой было то, что малыш почти ничего не слышал и сильно храпел во сне.

Артем с папой.

Я надеялась, что в системе он не задержится. Так и получилось: как только его мать лишили родительских прав, анкета мальчика тут же исчезла из базы. Я порадовалась, что ребенку нашли семью, и вздохнула с облегчением.

К тому времени был создан совет приемных семей города. Наша общественная организация выполняла роль психологической, социальной, юридической скорой помощи для приемных родителей.

К сожалению, в нашем регионе, в отличие от Московского, очень мало психологов, социальных центров и служб поддержки, так что мы помогаем себе сами.

6 января 2019 года мне позвонила приемная мама Артема и попросила помощи. Я пригласила ее к себе на разговор. Она приехала с ребенком, явно нервничала и выглядела уставшей и измученной.

Она была давно замужем, у супругов было общее дело, крепкая семья, только не было детей. Полгода назад муж ушел. Для женщины это стало большим ударом: это был ее первый и единственный мужчина. К тому же каждый день они виделись на работе.

В отчаянии она решила, что ребенок поможет ей восстановить семью, и взяла Артема, т.к. он был очень похож на ее мужа в детстве. Но муж сказал, что ему чужие дети не нужны, и он не вернется. На этом ее осознанное материнство закончилось.

Женщина не знала, что делать с Артемом, как его воспитывать, у нее не было никакого опыта.

Из-за глухоты мальчик не разговаривал, был нервным, истеричным. Ночами храпел так, что спать было невозможно, казалось, что ребенок сейчас задохнется.

Мы договорились с его приемной мамой, что ребенок неделю побудет у меня, а она за это время поправит свое психологическое состояние у специалистов.

За эту неделю мы увидели, что мальчик ни к кому и ни к чему не привязан, только к сиюминутному комфорту и удовлетворению своих потребностей.

Приемная мама за эти месяцы много раз оставляла его то у подруг, то у знакомых под тем или иным предлогом, так что у ребенка не было понимания, чем одни взрослые, окружающие его, отличаются от других.

Через неделю приемная мама вернулась и забрала ребенка, но уже на следующий день позвонила и сказала, что будет его возвращать, а потом попросила меня забрать мальчика к себе.

Оказалось, что она специально оставила Артема у нас надолго, чтобы мы привыкли друг к другу. Просто боялась все сказать мне в глаза.

Я понимала, что Артема нельзя отдавать. Его не сразу определят в детдом, а сначала отправят в больницу в инфекционный бокс, где он останется совершенно один и никто не прибежит по первому крику. Учитывая состояние его здоровья, этого нельзя было допустить.

Артем сейчас.

Я сказала мужу, что еду за ребенком. Юра ответил, что давно понял, как развивается ситуация и мысленно уже принял Артема. Он к тому времени уже спокойно воспринимал появление новых детей в доме.

Заключение у меня всегда было наготове, без него нельзя посещать никакие детские учреждения, поэтому я регулярно обновляла его.

В опеке мне передали Артема буквально «из рук в руки». Теперь уже бывшая приемная мама благодарила меня за «снятый с души грех», каялась за свое ошибочное «материнство».

Первым делом мы отвели мальчика к врачу, чтобы выяснить причину глухоты и храпа. Оказалось, что у Артема непомерно разросшиеся аденоиды.

Из-за них он не слышит и не может нормально дышать во сне. Но операцию до 3 лет ему делать нельзя, пока нужно облегчать ситуацию медикаментозно.

В три года мы прооперировали мальчика, но диагноз «глухота» с него не сняли. Я решила показать его известной в городе врачу-сурдологу для взрослых.

Она долго и внимательно смотрела Артема, и сказала, что никакой глухоты у него нет, мальчик все прекрасно слышит. А на приеме у врачей молчит и никак не реагирует от страха перед незнакомыми чужими людьми.


Сейчас Артемка нормальный здоровый ребенок. Он говорит, считает, играет, ссорится, ревет белугой, если что не по его, как и все дети его возраста. Он ходит в садик.

По характеру остается все таким же важным, флегматичным и медлительным, даже царственным. Очень упорный малыш с характером, может настоять на своем.

Про Бадася

Бадась, Богдан по документам, появился у нас летом 2019 года, а осенью мы познакомились с Танюшкой. Но все по порядку.

Мама Бадася к 30 годам уже родила четверых детей от разных отцов, троих из них — в официальных браках. Отец Бадася скоропостижно умер, так что четвертый брак не состоялся.

Людмила с мужем забирают Бадася из дома ребенка.

Всех детей разобрали родственники по линии отцов, а младший застрял в системе.

А нам как раз был нужен ребенок по возрасту близкий с Артемом. Все дети были как бы по парам: Ксюша и Богдан старшие, Даша и Анатолий средние, а младший Артемка остался один, а ему тоже нужен был товарищ для совместных игр и дальнейшего развития.

Это был единственный раз, когда мы с мужем сами осознанно хотели ребенка. Правда, планировали взять девочку.

Но вместо девочки получился мальчик – Бадасик. Мы его забрали буквально на третью встречу, и все уехали на лето в Сочи, там у нас домик.

Вид малыш имел уморительный: большой рот, большой живот и улыбка до ушей. Он мог взять столовую ложку и сунуть ее в рот поперек, и она не застревала. Мы все семьей глазели, как он ест, закладывая еду в рот ложкой, как ковшом экскаватора.

Постепенно Бадась подтянулся, перестал так распахивать рот, живот тоже убрался, у них появились общие игры с Артемом, но вот умственное развитие никак не шло, ребенок был словно замороженный.

Бадась и Артем. 

Он не говорил, произносил набор звуков, любимое слово было «атабай». Сейчас оно у нас в семье стало нарицательным.

Я заволновалась, заподозрив возможную умственную отсталость…

Про Танюшку

Осенью 2019 года мы со старшей дочерью поехали в клинику на обязательную диспансеризацию. В коридоре было очень много детей всех возрастов.

Лариса с мужем и детьми забирают из дома ребенка маленькую Танюшку (на руках).

В ожидании своей очереди мы с Ксюшей сидели и смотрели мультики, как вдруг на мое колено легла крошечная кукольная ручка и нежный голосок спросил: «А что вы здесь делаете?»

Я оторвала глаза от экрана и увидела маленькую девочку, прямо Дюймовочку. Она попросилась с нами смотреть мультики, я посадила ее на колени, а сама стала оглядываться в поисках ее мамы.

И вдруг девочка ладошкой повернула мою голову к себе и спросила: «А вы не моя мама?» И я поняла, что она детдомовская.

Оказалось, что из соседнего села на медосмотр приехала разновозрастная группа детей из приюта. Вскоре к нам подбежала медсестра группы за девочкой.

Она очень удивилась, увидев ее с нами, и сказала, что обычно девочка никогда ни к кому не подходит и никуда не убегает, послушно оставаясь там, где ее посадили. Это первый случай, когда ребенок вдруг сам пошел к кому-то.

Мы пробыли в поликлинике два часа, и все это время присматривали за Танюшей с согласия работников приюта. Можно сказать, это была наша первая встреча.

Когда пришло время уходить, Ксюша вдруг начала рыдать так, что ее пришлось нашатырем отхаживать. Она просила меня забрать девочку. Я удивилась, никогда ни за кого Ксюша так не плакала.

Я расспросила о Тане сопровождающих взрослых, оказалось, что в приюте она недавно, и сейчас ищут ее родственников. Я оставила свои координаты на случай, если никто из ее родни не объявится, и мы поехали домой.

Танюшка сейчас. Отмечает день рождения.

Время шло, встал вопрос о переезде в Москву или в Московскую область. Мы понимали, что в нашем городке всем приемным детям будет сложно получить хорошее образование и устроиться в жизни. А нам хотелось для них другой жизни и больших перспектив.

Закрутились дела по продаже дома здесь, на юге, по поиску дома в Московском регионе – и я думать забыла про Танюшку. Только Ксюша иногда вспоминала ее.

После долгих поисков, когда мы почти отчаялась найти подходящий дом, дело внезапно сдвинулось: по сарафанному радио я познакомилась с приемной мамой из Краснодарского края, уже давно живущей в Новой Москве, и она порекомендовала посмотреть два дома на продажу в их деревне.

А за день до того, как я собиралась ехать смотреть дом, мне позвонили из приюта насчет Тани, не передумали ли мы взять ее под опеку?

Так все и сложилось в одночасье: и дом нашелся, и Танюшку мы забрали. Это был июль 2020 года, мы все отдохнули месяц на море, а после поехали в Москву.

Таня и Бадась – ровесники. Оба родились в августе 2017 года. С появлением сестренки Бадась как будто «оттаял» и стал стремительно развиваться.

Таня очень много и хорошо говорит, и Бадасику пришлось волей-неволей тянуться за ней. Сейчас они оба уже ходят в садик в одну группу.

Бадась оказался очень общительным, добродушным и дружелюбным. Если в Артеме я вижу будущего руководителя, занимающего высокую должность, то Бадась – эдакий «мужичок с ноготок». Маленький, крепенький, улыбчивый, всем друг и товарищ.

Про семейный уклад и распорядок дня

У нас есть непреложное правило: каждый новый ребенок первые два месяца общается только с семьей, даже на прогулки мы ходим в отдаленные места, где нет других семей с детьми, потом круг общения расширяется, но еще полгода ребенок проводит дома, не ходит ни в садик, ни на какие кружки. Все это для того, чтобы сформировалась привязанность, четкое понимание, кто есть его семья.

Берите в семью тех детей, кому вы реально можете помочь.

Я строгая мама. У нас есть режим дежурства по кухне для старших. Дежурный накрывает на стол, помогает убирать посуду, загружает посудомойку и стиральную машинку, развешивает, сортирует и разносит по шкафам вещи после стирки.

Постепенно начинаю приобщать к бытовым делам и младших. Дом убираем все вместе на выходных, кто свободен, тот и помогает.

Во время прогулки за каждым старшим закреплен младший, в машине тоже все знают свои места. В 9 вечера начинается подготовка ко сну, утром у меня подъем в 6, у папы в 6.30, далее по очереди, чтобы всем не толкаться в ванной, просыпаются дети. Старшие помогают младшим одеваться и раздеваться.

Когда мы жили на юге, я могла уйти на час-два погулять по родному городу в одиночестве. Здесь я с удовольствием гуляю по центру Москвы, обычно подгадывая прогулку под какие-то дела в городе.

Иногда выбираемся с мужем куда-то ненадолго вдвоем. Это все помогает отдохнуть и зарядиться новой энергией. Также помогает ежегодный отдых на море на нашей сочинской даче.

Моя личная отдушина – это баня. После того как все уложены, все помолились, сказка прочитана, повторены, если нужно, буквы и цифры, и дети уже засопели, я могу пойти на 2-3 часа отдохнуть в банных процедурах. Время на себя, на отдых – это очень важно.

Мне жаль, что лишь в немногих ШПР принято приглашать на консультации и встречи приемных родителей с опытом, ведь нам есть, что рассказать.

В свое время мне самой очень помогли истории приемных родителей. Я читала публикации на сайте вашего фонда, примеряла ситуации на себя, училась на чужом опыте.

Исходя уже из своего опыта могу сказать, что нельзя брать ребенка только из жалости или из эгоистичного желания реализовать свои родительские амбиции, «осчастливить» сироту.

Взвешивайте свои силы, оценивайте свои желания и берите в семью тех детей, кому вы реально можете помочь.

Бог ли, Вселенная ли, интуиция ли – как ни назови – но при разумном и взвешенном подходе мы встречаем именно тех детей, которым нужны.

Фото — из семейного архива Мудрых.

Дизайн — Юлия Добровольская.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

4 комментария
  • Диана Вардугина

    Удивилась, что продали дом на юге и уехали в деревню в Подмосковье по причине, что здесь ничего дать детям. А как же Краснодар, большой город с кучей учебных заведений, стало немного обидно за свой город 😄
    А вообще мучает главный вопрос как оценивать то силы и возможности и выбирать кому сможешь помочь? Мне кажется приёмные дети, это кот в мешке, берёшь не знаешь кого точно.

    9 мая 2022
    • Торопова

      Насколько я знаю Лариса не из Краснодарского края, а из Ставрополья. Там практически целый детский дом пристроила по разным уголкам России.

      13 июня 2022
    • Елена

      Почему приёмные дети кот в мешке? А свои???

      3 сентября 2022
  • Мария

    Дорогая Лариса, я очень вдохновилась вашей историей. Спасибо, что поделились, даже про быт, очень интересно!
    Здоровья и счастья вам с мужем и всем деткам! Вы — большая молодец!

    6 мая 2022